Linkuri accesibilitate

Юстиция

Глава Наццентра борьбы с коррупцией Юлиан Русу и глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин.
Глава Наццентра борьбы с коррупцией Юлиан Русу и глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин.

Разногласия между руководством Наццентра Борьбы с коррупцией (НЦБК) и Антикоррупционной прокуратуры набирают обороты.

В нескольких СМИ и Telegram-каналах появилась информация, что 7 июня глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин устроила совещание с прокурорами и сотрудниками НЦБК на котором якобы угрожала им уголовными делами и обысками.

Также в CМИ опубликовали письмо замглавы управления уголовного преследования НЦБК Дмитрия Кучаша, адресованное главе управления внутренней безопасности НЦБК. В письме Кучаш просит защитить «достоинство и права сотрудников НЦБК». В подтверждение своих слов, он отправил 31 рапорт сотрудников НЦБК, которые присутствовали на заседании 7 июня.

В тот же вечер Драгалин написала на своей странице в Facebook, что намерена бороться с коррупцией, чтобы «помочь стране». Она напомнила, что ее назначили главой Антикоррупционной прокуратуры на пять лет: «Я не собираюсь уходить».

Пост Вероники Драгалин в Facebook
Пост Вероники Драгалин в Facebook

Между тем, официально ни Антикоррупционная прокуратура, ни Наццентр борьбы с коррупцией не подтвердили и не опровергли информацию об инциденте. В пресс-службе Антикоррупционной прокуратуры корреспонденту Europa Liberă сообщили, что не будут давать комментариев, а в пресс-службе НЦБК отметили, что «пока не комментируют».

Публичный обмен обвинениями

Впервые о разногласиях между НЦБК и Антикоррупционной прокуратурой заявил глава НЦБК Юлиан Русу на заседании парламента 12 мая. По его словам, отношения между НЦБК Генпрокуратурой и Антикоррупционной прокуратурой стали «неясными в последнее время».

«Я бы хотел, чтобы они оставались хорошими, особенно когда мы обсуждаем резонансные уголовные дела об отмывании денег в сотнях миллионов леев, где [прокуроры] не видят повода для обоснованного подозрения, в замен если находится несчастный врач, который берет 500 леев за медицинские услуги, тогда нет проблем и камеры наблюдения поставить и телефонные звонки прослушать», — сказал Русу. По его словам, были случаи, когда прокуроры незаконно закрывали уголовные дела, расследование которых начало его ведомство.

После этого Генеральная и Антикоррупционная прокуратуры опубликовали совместное заявление, в котором раскритиковали выступление Русу. Они назвали слова глава НЦБК «безответственными, манипулятивными и неправильными». Прокуроры осудили Русу за попытку их очернить и предположили, что он выступает против того, чтобы в Молдове ликвидировали НЦБК, создав аналог румынского Нацуправления борьбы с коррупцией (DNA). «Прошло время, когда можно было показывать пальцами между учреждениями, ответственные за борьбу с коррупцией», — отметили в пресс-сообщении.

И.о. генпрокурора Ион Мунтяну дал комментарий СМИ, в котором заявил, что выступление Русу это вмешательство в работу следствия, и может стать поводом для уголовного преследования за превышение полномочий.

В эфире телепередачи президент Майя Санду сказала, что взаимные обвинения между двумя учреждениями, отвечающими за борьбу с коррупцией — «это совсем не хорошо». Она намекнула, что это может навредить евроинтеграции Молдовы.

«Последнее, что я хочу видеть в отчете Европейской комиссии, — это спор между главами НЦБК и Антикоррупционной прокуратуры. Здесь каждое учреждение должно приступить к работе, потому что им предстоит многое сделать», — сказала президент.

Прокурор Генпрокуратуры Георгия Борша.
Прокурор Генпрокуратуры Георгия Борша.

Комиссия «pre-vetting» исключила еще одного прокурора из гонки на пост члена Высшего совета прокуроров (ВСП). Это третье решение, которое на этой неделе объявила комиссия. 

Из конкурса на пост члена ВСП исключили прокурора Генпрокуратуры Георгия Борша. В пресс-сообщении комиссии отметили, что он «не соответствует критериям финансовой и этической неподкупности». Комиссия сможет опубликовать мотивированное решение только если это позволит кандидат. Также у прокурора есть 5 дней на то, чтобы обжаловать решение в Высшей судебной палате.

Собеседование Георгия Борша в комиссии «pre-vetting» состоялось 27 апреля и продлилось 1 час 15 минут. Члены комиссии обсудили с ним покупку квартиры в Хынчештах. Часть денег на покупку квартиры он одолжили у тестя. В 2013 году семья Борш взяла в банке кредит в 160 тыс. леев, чтобы отремонтировать квартиру и вернуть деньги тестю.

По словам Борша, отец жены отдавал ему (прокурору) на хранение деньги, которые из-за рубежа высылала сестра жены. Тесть делал это из соображений безопасности: у Георгия Борша был сейф. Прокурор рассказал, что решил взять деньги родственников из-за того, что ни один банк в Хынчештах не хотел давать ему кредит пока у него нет собственной недвижимости.

5 июня комиссия исключила из гонки на пост членов ВСП двух прокуроров Антикоррупционной прокуратуры Кристину Гладкову и Виталия Кодряну. Оба не разрешили комиссии обнародовать аргументы, на основании которых их исключили из конкурса.

Таким образом, по данным на 7 июня, из 12 прокуроров, которые прошли собеседования в комиссии, четверо получили результаты проверки. Один получил одобрение комиссии, а еще троих исключили из конкурса. Решений комиссии также ожидает один прокурор, который отказался от публичного собеседования и представитель гражданского общества, которого делегировала Академия Наук.

В новом формате Совет будет состоять из 10 человек: генерального прокурора, пятерых прокуроров, которых выберут на общем собрании и четырех представителей гражданского общества. Чтобы избежать корпоративного самоуправления, в совет входят представители гражданского общества, которых назначает президент, правительство, парламент и Академия наук.

«Pre-vetting» и «vetting» в молдавской юстиции

«Pre-vetting» – специальная проверка кандидатов в органы самоуправления судей и прокуроров. Проверку проводит специальная комиссия, в которую вошли трое национальных и трое международных экспертов. Проверке подлежат их доходы и расходы за последние 15 лет. Также комиссия может проверить родственников кандидатов и то, как они соблюдали этические нормы.

Перед тем, как преступить к проверке кандидатов в Высший совет прокуроров, комиссия проверила претендентов на посты в Высший совет магистратуры.

Из 28 судей, которые записались на участие в конкурсе, пятеро отозвали свои кандидатуры. Еще пятеро получили одобрение комиссии, а остальные не прошли проверку. Также на участие в конкурсе записались 12 представителей гражданского общества. Из них трое получили одобрение комиссии, остальные либо отозвали свои кандидатуры, либо не прошли проверку.

После того, как власти сформируют новые органы самоуправления судей и прокуроров, они намерены провести проверку рядовых судей и прокуроров – «vetting». В первую очередь «vetting» ждет судей Высшей судебной палаты и тех, кто намерен там работать. Закон, позволяющий это сделать, вступил в силу 6 апреля. Затем, власти планируют провести «vetting» судей апелляционных палат и прокуроров из специализированных прокуратур.

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG