2018 год завершился для Молдовы положительными оценками со стороны ОБСЕ в отношении достигнутых договоренностей с Тирасполем. Какие шансы на то, что эти договоренности действительно обернутся конкретными результатами? Своим мнением с корреспондентом Свободной Европы Валентиной Урсу делится программный директор Института общественной политики Молдовы Оазу Нантой.
Свободная Европа: 2018-й – год выборов. Насколько реальны разговоры о возможной развязке приднестровского конфликта, учитывая, что власти удовлетворены результатами, достигнутыми на переговорах в 2017-м?
Оазу Нантой: То, что власти удовлетворены, еще не значит, что так называемые достижения позитивно сказались на гражданах Республики Молдова, проживающих на левом берегу Днестра. С другой стороны, то, что мы называем достижениями, ни на йоту не приблизили нас к разрешению конфликта – я имею в виду вариант урегулирования путем создания демократического, функционального и жизнеспособного государства, защищенного от любых проявлений сепаратизма на всей территории страны.
А если еще учесть, что в 2018 году пройдут выборы, и не только у нас, но и в России – хотя там речь идет не о выборах, а лишь о подтверждении уже сделанного выбора, если учесть, что Украина тоже начнет думать о своих президентских и парламентских выборах, которые состоятся в 2019 году, то в этих условиях особого повода для оптимизма в том, что касается урегулирования конфликта, нет.
Я имею в виду не механическое объединение двух несчастий, а создание правового функционального государства на всей территории Молдовы. Но у нас в Республике Молдова ни один из политиков не в состоянии мыслить такими категориями – и даже не пытается подходить к этому вопросу в таком ракурсе.
Я не пессимист, я – реалист.
Свободная Европа: Вам могут возразить, сказать, что все-таки предпринимаются какие-то малые шаги для решения большой проблемы – предоставления статуса левобережному региону. И что малые шаги воплотились в тех четырех протоколах, подписанных переговорщиками от Кишинева и Тирасполя. А там и весна не за горами, и люди увидят, действительно ли фермеры получили доступ к своим земельным участкам, станет ясно, легче ли дышится школам с преподаванием на латинской графике, чем реально оборачиваются договоренность по восстановлению телефонной связи, как работает вновь открытый мост через Днестр в районе села Гура-Быкулуй… Воз сдвинулся с места?
Оазу Нантой: Когда нам говорят о малых шагах, никто не уточняет, в какую сторону направлены эти шаги, и когда конфликт будет разрешен – не путем предоставления особого правового статуса, а через создание функционального государства, в котором граждане Республики Молдова пользовались бы равными правами и возможностями на всей территории страны.
У нас есть Гагаузская автономия – головная боль для всех, у кого есть голова, но это отнюдь не означает, что она может стать моделью для Приднестровья. Не говоря уже о том, что Россия ни под каким соусом не собирается выводить свои войска, и никто из высшего руководства даже не пытается сформулировать вопрос: а на каких условиях Российская Федерация свернет свое военное присутствие в Молдове?
Следовательно, перед нами разыгрывается омерзительный провинциальный спектакль, который не представляет интереса ни для кого, и прежде всего, к большому сожалению, для граждан Республики Молдова, которые спят и видят, как бы удрать из страны. И 2018 год ничего положительного нам не обещает, разве что приднестровский бизнес и впредь будет пользоваться положениями Соглашения об ассоциации. Все остальное – демагогия.
Свободная Европа: Я попросила вас прокомментировать подписанные протокольные решения и их последствия для граждан.
Ежегодно 2 марта в Кишиневе организуется гадкий спектакль с участием политиков
Оазу Нантой: Насколько мне известно, значительную часть земельных участков обрабатывают другие хозяйствующие субъекты, а не так называемые молдавские фермеры. Так что там нарисуется большая проблема. Я ничего не понял из протокола о восстановлении телефонной связи, потому что для этого необходимо внести изменения в законодательство Республики Молдова. А мы же не видели пока никаких проектов законов, как не видели и отказа со стороны компании «Интерднестрком» от любых притязаний.
Что же касается моста, то лучше помолчим на этот счет, коль скоро ни один депутат парламента не может пройти через него без разрешения так называемых приднестровских пограничников. Так что все это – блеф, который устраивает бюрократов в ОБСЕ, и который вписывается в процесс деградации проекта государственности Республики Молдова.
Свободная Европа: Что может еще предпринять Тирасполь, с кем вести переговоры и на какие еще выгоды рассчитывать в наступившем 2018 году?
Оазу Нантой: Когда я читаю новости и материалы, опубликованные, скажем, в России, то там, когда содержатся ссылки на некоторые организации, в скобках указано – «запрещенная в Российской Федерации». Когда же у нас речь идет о левобережье Днестра, да еще о намерении президента Республики Молдова наградить так называемых миротворцев, в том числе, российских…
Свободная Европа: Этого, кстати, не произошло...
Оазу Нантой: Не произошло, потому что Красносельский послал его сразу же, как только Рогозину не дали участвовать в том «торжественном» спектакле. И прошу не редактировать мои слова насчет того, куда именно Красносельский послал Игоря Додона. Когда хозяйствующие субъекты левобережья Днестра пользуются льготами со стороны Евросоюза без того, чтобы платить налоги в национальный бюджет Республики Молдова, когда восстановлена схема – не то что серая, а криминальная! – поставок электроэнергии Кучурганской ГРЭС, Молдавской гидроэлектростанции, нелегально приватизированной российской компанией «Интер РАО ЕЭС» – и, оплачивая эту электроэнергию, мы, граждане Республики Молдова, содержим этот противоправный и антиконституционный режим, – в общем, у так называемых приднестровских лидеров есть все основания издеваться над нами.
Общество давно уже смирилось, что где-то существует конфликт, и кто-то занимается его решением
Как издевался и Шевчук со своей женой Ниной Штански, которые затем перешли на правый берег и уехали в Россию. Ни секунды не боясь того, что молдавское правосудие предъявит им претензии и отправит за решетку за узурпацию власти.
Свободная Европа: Вы даете понять, что тираспольский режим будет продолжать делать то, что делал все эти 26 лет?
Оазу Нантой: Нет, я утверждаю, что они будут вести себя самым наглым образом, цинично, зная, сколько наличными стоит каждый «избранник» и члены правительства на правом берегу Днестра, потому что тираспольские лидеры являются партнерами по бизнесу с правобережными «коллегами». Много вопросов остается и насчет Украины, которая находится в состоянии войны с Россией… Но деньги не пахнут, так что…
Свободная Европа: А эти знаки вопроса в отношении Киева каких тем касаются?
Оазу Нантой: Прежде чем адресовать какие-то вопросы Киеву, у меня много вопросов без ответа или без ясных ответов есть к Кишиневу. Ведь если Кишинев не заинтересован урегулировать конфликт, какие у меня могут быть упреки к Киеву или Трампу, который так и не узнает, где расположена Республика Молдова, или к Евросоюзу, у которого своих проблем хватает?
Свободная Европа: Значит, вы по-прежнему остаетесь пессимистом?
Оазу Нантой: Нет, почему же? Я не пессимист, я – реалист.
Свободная Европа: Но усилия по продолжению переговоров в формате «5+2» будут продолжены?
Оазу Нантой: Нет, нет и еще раз нет. Ведь то, что происходит в формате «5+2», нельзя назвать переговорами, это постоянное совещание по политическим вопросам в рамках урегулирования приднестровского конфликта. Это первое.
Не удивлюсь, если у компании «Шериф» будут депутаты в парламенте Республики Молдова
Второе: в феврале 2018 года исполнится 16 лет с момента введения этого механизма – и в его рамках ничего не достигнуто, абсолютно ничего в плане политического урегулирования конфликта. Следовательно, надо быть идиотом, чтобы ждать от этого формата разрешения конфликта.
Этот формат – издевательство, вызов чувству гражданского достоинства, которого, правда, днем с огнем не сыскать в нашей Молдове, если отсюда бегут все, у кого должно быть это самое чувство. Граждане давно смирились с мыслью, что те, кто воевал за территориальную целостность и суверенитет Молдовы, кто отдал свою жизнь – отдали ее зря, и что ежегодно 2 марта в Кишиневе организуется гадкий спектакль с участием политиков, которые имитируют озабоченность судьбами тех, кто воевал.
Но общество в целом давно уже смирилось с мыслью, что где-то существует конфликт, и кто-то занимается его решением. А на самом деле никому нет дела до этой головной боли, пусть даже неурегулированность конфликта и ставит крест на любой европейской перспективе Республики Молдова.
Россия ни под каким соусом не собирается выводить свои войска
Свободная Европа: Но на выборах активность жителей левобережья Днестра…
Оазу Нантой: Эти вопросы надо задать господам Додону и Плахотнюку, это их старания…
Свободная Европа: Как вы считаете, жители региона будут участвовать в предстоящих выборах парламента Республики Молдова?
Оазу Нантой: Конечно, будут участвовать. Будут! И я не удивлюсь, если у компании «Шериф» будут не только 43 депутата в так называемом «верховном совете», но и депутаты в парламенте Республики Молдова.