Linkuri accesibilitate

Юрие Лянкэ: «Если бы это зависело от меня, я бы завтра же отправился с заявкой к председателю Евросоюза»


Новый вице-премьер по европейской интеграции — о внешнеполитическом курсе Молдовы

Новые члены кабинета Павла Филипа принесли присягу, как только спикер парламента Андриан Канду подписал указы об их назначении. Председатель законодательного органа страны принял на себя обязанности главы государства после того, как Конституционный суд временно отстранил от должности президента Игоря Додона, который повторно отклонил кандидатуры министров. В интервью Свободной Европе Юрие Лянкэ, занявший пост вице-премьера по европейской интеграции, рассказал о приоритетах своего мандата.

Юрие Лянкэ: Решено разделить эти две должности – вице-премьера и министра иностранных дел и европейской интеграции. Это не абсолютно новая модель; в двух других странах Восточного партнерства, в Украине и Грузии, которые разделяют аналогичный подход и преследуют аналогичные цели, такая формула используется уже давно.

Даже если и внести заявку в период председательства Румынии, ответ мы получим очень нескоро

Нас к этому побудило желание создать функциональный и высокопрофессиональный институт, сосредоточенный исключительно на внедрении Соглашения об ассоциации, что означает реформы, мониторинг этих реформ и более интенсивное, более активное общение с нашими европейскими партнерами. Потому что за последние два года были допущены определенные пробелы во внешнем взаимодействии, а также по определенным пунктам Соглашения об ассоциации. Именно по этой причине мы решили сфокусироваться на внутреннем и внешнем измерении всего, что входит в категорию отношений с Европейским союзом.

Свободная Европа: Готова ли Республика Молдова внести заявку на вступление в ЕС? Ранее вы делали заявления по этому поводу…

Юрие Лянкэ: Я сделал много заявлений по этому поводу. Ни одна страна в момент внесения заявки не была готова к вступлению.

Свободная Европа: А сейчас вы можете назвать какие-то сроки – или хотя бы год – когда Молдова могла бы надеяться на вступление в ЕС?

Юрие Лянкэ: Так ставить вопрос неправильно – готовы мы или не готовы, можем назвать какие-то сроки или нет. Если бы это зависело от меня, я бы завтра же отправился с заявкой к председателю Евросоюза. Но проблема в том, в какой степени мы уверены, что Евросоюз готов рассмотреть заявку Республики Молдова.

Свободная Европа: ЕС говорит, что если государство готово к присоединению, то оно вправе ходатайствовать о получении членства.

Юрие Лянкэ: Так гласит Конституция Европейского союза, ст. 49 Лиссабонского договора. Но, с другой стороны, практика Евросоюза четко показывает: вносить заявку имеет смысл лишь тогда, когда есть уверенность в том, что, как минимум, большинство стран и структур ЕС дадут положительное заключение по этому обращению.

Вот почему нам следует повысить уровень доверия к процессам реформ в Республике Молдова на фоне существующего еще скептицизма из-за глубокого кризиса 2015 года.

Свободная Европа: И как можно повысить кредит доверия?

Юрие Лянкэ: Путем придания реформам более нюансированного и более последовательного характера, а также с помощью обеспечения более активной коммуникации за рубежом.

Главное для нас – двусторонний диалог с Брюсселем и европейскими столицами

Свободная Европа: Юстиция вот у нас сильно отстает…

Юрие Лянкэ: Не только юстиция, но и другие области в этом смысле хромают, но в последнее время предпринято много шагов. Сейчас самое важное – уверенность в том, что наши западные партнеры понимают нас и поддерживают. Это и станет одним из приоритетов в моей работе.

Свободная Европа: Так вы не можете сказать, подаст ли Молдова заявку – и когда? Потому что изначально речь шла о том, что Республика Молдова обратиться с заявкой на вступление, когда председательство в ЕС перейдет к Румынии…

Юрие Лянкэ: Роль председателя ЕС… Было бы неплохо и даже символично – обратиться с заявлением о вступлении в ЕС в период председательства Румынии. Если бы не один момент: председательство по ротации в Европейском союзе не может проявить себя таким образом. В любом случае, решения принимаются всеми членами ЕС, и в любом случае – на основе заключения Еврокомиссии.

Иными словами, действующий председатель ЕС может сосредоточиться на том или ином вопросе, и я уверен, что наши бухарестские друзья сделают все возможное, чтобы восточная составляющая и, в частности, ситуация в Молдове фигурировали в их повестке дня. Но сложно себе представить, что та или иная страна, председательствуя в ЕС, сможет изменить ситуацию таким образом, чтобы Молдова получила шанс внести заявку на вступление. А кроме того, не надо забывать, что с момента подачи заявки еще год-полтора уходит на ее рассмотрение.

Так что даже если и внести заявку в период председательства Румынии, ответ мы получим очень нескоро – или совсем не получим при отрицательном заключении. Так что подгонять события сейчас бессмысленно. Главное – подготовить почву. Это моя цель – и, я уверен, действующей власти тоже.

Свободная Европа: «Восточное партнерство плюс» дает Молдове шанс провести настоящие реформы и надеяться на «большее – за большее»?

Очень хочется, чтобы скорее наступил этап зрелости в наших отношениях с Россией

Юрие Лянкэ: Все, чего я хочу… Конечно, большое значение имеет программа «Восточное партнерство» для шести стран-партнеров ЕС или «3+», и мы будем обсуждать ее плюсы и минусы. Но самое главное – двусторонние отношения.

С 2009-го по 2014 год мы в точности руководствовались этой логикой. Институциональные рамки существуют – есть Восточное партнерство, но они пока не предусматривают права на вступление. Нам, например, на индивидуальном уровне следует действовать, как это сделала в свое время Словения, если говорить о другом географическом пространстве – о бывшей Югославии, затем Хорватия, другие страны… Мы должны сфокусироваться на двустороннем диалоге, не игнорируя при этом отношения с Грузией и Украиной, с которыми мы должны объединить усилия и добиться позитивного кумулятивного эффекта.

И мы будем это делать, это нужно сделать. Но, опять же, главное для нас – двусторонний диалог с Брюсселем и европейскими столицами. Если нам удастся хорошо подготовить домашнее задание по этому предмету и обеспечить более эффективную коммуникацию, то, надеюсь, сравнительно скоро наступит день, когда можно будет говорить о сроках подачи заявки на вступление в ЕС.

Свободная Европа: А в год выборов действительно возможны реформы, которые отвечали бы интересам граждан?

Юрие Лянкэ: Мы обязаны продолжать реформы, но, действительно, выборы налагают свой отпечаток. Сложилась парадоксальная ситуация, которая, к сожалению, не на пользу Республики Молдова: самые болезненные реформы приходились на 2015-2016 годы, а в 2017-м и, особенно, в 2018 году, по идее, уже должны были появиться результаты этих реформ. Но у нас ситуация перевернулась, и основные реформы начались в 2016-м, перекинулись на 2017-й и, увы, мы вынуждены продолжать их и в 2018 году.

Свободная Европа: 2018-й – год выборов. Как вы считаете, год действительно станет решающим в смысле того, в какую сторону идти Молдова: на Восток или на Запад? И останется ли страна по-прежнему в зоне российских интересов?

Юрие Лянкэ: Проблема не в том, что у нас будут выборы, которые, разумеется, наложат отпечаток на действия власти, с одной стороны, и оппозиции – с другой. Проблема в другом: весь этот период, начиная с 1991 года, мы пребываем в состоянии неопределенности, над нами постоянно витает угроза смены внешнеполитического вектора, что влечет серьезные изменения и на внутреннем уровне. Это наша проблема номер один.

Зрелость – это слышать друг друга, понимать аргументы другой стороны и выстраивать предсказуемые отношения

Поэтому моя самая большая надежда, моя мечта состоит в том, чтобы все, что предпримет власть в 2018 году, послужило укреплению прозападного сегмента. И чтобы все изменения касались партий, а не вектора нашего развития. Это мое самое большое желание.

Свободная Европа: В этом колебании между Востоком и Западом граждане обвиняют политический класс, считая, что политики не знают, как быть с этим государством и что с ним делать.

Юрие Лянкэ: Вина, разумеется, политиков – в первую очередь. Но в этом есть и наша коллективная вина. Возьмем хотя бы раздвоение нашей идентичности – кто мы такие, на каком языке говорим, кому принадлежим, какой церкви подчиняемся, русской или румынской, и т.д. Отсюда и эта дилемма, которая и сегодня подтачивает наше общество.

Свободная Европа: Как будут выстраиваться отношения с Россией, и какое развитие молдавско-российского сотрудничества вы прогнозируете?

Юрие Лянкэ: Очень хочется, чтобы скорее наступил этап зрелости в наших отношениях с Россией…

Свободная Европа: А что предполагает этап зрелости?

Юрие Лянкэ: Прежде всего, взаимное уважение. Зрелость – это значит понимание того, что мы два независимых государства, и в своих действиях мы должны руководствоваться нормами международного права. Зрелость означает понимание того, что торговые, экономические отношения нельзя привязывать к политическому диалогу.

Откуда у товарища Додона деньги на заявленные грандиозные проекты в сотнях населенных пунктах?

Если у нас есть проблемы из-за приднестровского конфликта, военного присутствия России, это не значит, что политический фактор должен быть доминирующим, или должен влиять настолько варварски – не побоюсь этого слова, потому что в 2014 году я на собственной, что называется, шкуре почувствовал эти санкции, а уж о рядовых гражданах Республики Молдова и говорить не приходится.

Зрелость – это слышать друг друга, понимать аргументы другой стороны и выстраивать предсказуемые отношения, а не поддерживать на внутреннем уровне ту или иную силу лишь потому, что она придерживается другого подхода и проводит другую политику, отличную от государственной линии.

Свободная Европа: Есть же симпатии Кремля и, в частности, российского президента Владимира Путина к определенной политической силе в Кишиневе… Я имею в виду девять встреч, которые провел глава государства Игорь Додон со своим российским визави. К чему могут привести эти симпатии к определенному сегменту политической сцены Молдовы – и антипатии в отношении правящей коалиции?

Юрие Лянкэ: Я всегда говорил, что Москве лучше рассчитывать на предсказуемые силы, а не на тех, кто сегодня поет дифирамбы и расшаркивается, а завтра показывает свое нутро. С моей точки зрения, Москве следовало бы наладить диалог с властью, открытый и честный диалог, обсуждать все проблемы с теми, кто стоит у власти.

Дело же не просто в симпатиях к социалистам, я подозреваю, что они как-то помогают им и финансово, а это незаконно. Иначе откуда у товарища Додона деньги на заявленные грандиозные проекты в сотнях населенных пунктах страны?

Свободная Европа: Как может помочь Российская Федерация определенным левым партиям прийти к власти?

Юрие Лянкэ: Мне бы очень хотелось – и, надеюсь, такое время настанет, когда Москва будет относиться к избранной власти Молдовы вне зависимости от своих симпатий или антипатий. И не привязывать политический фактор к торгово-экономическим отношениям.

XS
SM
MD
LG