Linkuri accesibilitate

Дорин Дущак: «Резерв голосов диаспоры огромен, уехало более миллиона граждан»


Кандидат на пост премьер-министра Наталья Гаврилица считает, что шансы на получение достаточного числа голосов депутатов у правительственной команды, которую она представит на следующей неделе в парламенте, невелики. По ее словам, это объясняется тем, что она намерена бороться с коррупционными схемами и расхищением средств госбюджета. Кроме того, три парламентские фракции — партия «Действие и солидарность» (PAS), платформа DA и Партия социалистов — уже заявили, что не станут голосовать за кабинет Гаврилицы. Согласно нормам Конституции, если правительство не будет сформировано после двух попыток, парламент распускается, после чего должны состояться досрочные выборы. Впрочем, вице-председатель Партии национального единства (PUN) Дорин Дущак сомневается в искренности некоторых политиков.

Свободная Европа: Насколько вам ясно, в каком направлении движется Республика Молдова?

Дорин Дущак: В последнее время мы наблюдаем определенные процессы, которые неизбежно поднимают ряд вопросов, — ясности в отношении ближайшего будущего нет, и это свидетельствует о том, что у нас по-прежнему весьма далекий от совершенства политический класс, со всех точек зрения!..

Понятно, что детально проработанного плана действий и так называемого «плана Б» — что делать, если первый вариант не сработает — не существует. Мы видели целую серию несвоевременных решений, что заставляет меня задумываться об устойчивости нынешней политической конструкции. У нас крайне неструктурированный левый фланг, а политики справа...

Свободная Европа: И там — то же самое...

Дорин Дущак: То же, — ну, или же они все еще недостаточно консолидированы. Есть у нас и некоторые центробежные тенденции, на правом и правоцентристском фланге, где продолжается деление и фрагментация, так сказать, с появлением различных движений, то более ожидаемых, то менее. В общем, особой ясности нет.

Свободная Европа: Но все же попробуем разобраться — большинство партий в составе парламента заявили, что они выступают за организацию досрочных выборов, и даже была названа потенциальная дата — начало июня.

Далеко не все депутаты у нас руководствуются интересами страны, скорее, у них превалируют личные или клановые интересы

Дорин Дущак: В политике Республики Молдова слова зачастую расходятся с последующими действиями. Даже если о досрочных парламентских выборах твердят почти все партии в законодательном органе, но есть и те, кто более чем заинтересован в том, чтобы досрочные выборы состоялись как можно позже.

Свободная Европа: Это кто?

Дорин Дущак: Например, те, кто недавно утратил власть в Республике Молдова — я имею в виду Партию социалистов...

Свободная Европа: Однако, лидер социалистов Игорь Додон конкретным образом говорил, что ПСРМ решительно выступает за досрочную кампанию...

Дорин Дущак: Игорь Додон не депутат парламента, а во фракции ПСРМ есть люди, которые не так уж уверены в том, что они окажутся в составе будущего парламента. И думаю, что как раз из-за подобных крайне эгоистических причин многие из них не захотят играть по безвариантному сценарию, который приведет Молдову к досрочным выборам.

Свободная Европа: То есть словам Игоря Додона вы не верите? А ведь он говорит, что о расколе в ПСРМ и речи быть не может, что в рядах социалистов царит солидарность...

Дорин Дущак: Слушайте, сколько уже лет Игорь Додон демонстрировал, насколько он хорош в ситуационных, спонтанных заявлениях, — и столь часто после его слов не было никаких конкретных действий. Прогнозировать непросто, ведь помимо Партии социалистов в парламенте есть и другие депутаты — например, Демократической партии, группы «Pro Moldova», партии «Шор», которые, повторюсь, отнюдь не уверены, что у них будет реальный шанс получить места в следующем парламенте.

А кроме того, есть там и ставленники политформирований — и старых партий, и партий помоложе, — сегодня они депутаты, и они оказались перед дилеммой: либо они не голосуют за правительство, и тогда — досрочные выборы, либо они продолжат быть депутатами. Для каждого из них это сложный выбор, а мы хорошо знаем, что, к сожалению, далеко не все депутаты у нас руководствуются интересами страны, — скорее, у них превалируют личные или клановые интересы.

Свободная Европа: Давайте поговорим об интересах политиков-правоцентристов. Если все же досрочные выборы будут объявлены, то с чем они вступят в кампанию?

Дорин Дущак: В последнее время обсуждаются несколько сценариев. Мне кажется, что партия «Действие и солидарность» определенно настроена действовать на этих досрочных выборах самостоятельно, таково их решение.

Свободная Европа: Вы — один из лидеров унионистского крыла — замглавы Партии национального единства, скажите, обсуждались ли варианты участия унионистов во внеочередной кампании по выборам парламента?

Кажется, партия «Действие и солидарность» определенно настроена действовать на этих досрочных выборах самостоятельно

Дорин Дущак: Партия национального единства и другие унионистские партии публично предлагали различные сценарии, в том числе, о том, чтобы сформировать солидный правоцентристский блок в составе PAS, платформы DA и унионистских политформирований — я имею в виду наиболее важных политических игроков справа. Но PAS намерена действовать иначе, — так, как я уже говорил.

Мы никоим образом не можем влиять на их решение. И потому мы будем действовать сообразно ситуации, которую мы посчитаем наиболее выигрышной, чтобы уж на этот-то раз унионисты прошли в парламент.

Свободная Европа: Многие задаются вопросом — почему бы унионистам не объединиться для формирования избирательного блока?

Как нам говорить о блоке, если все пять партий, входящих в блок «Unirea», получили на президентских выборах около 1%!

Дорин Дущак: У нас были формальные и неформальные дискуссии с представителями блока «Unirea», разными способами мы передавали им определенные месседжи. Я считаю, что первым шагом к тому, чтобы союз унионистов, как вы его называете, действительно появился станет слияние четырех или пяти политформирований в едином блоке «Unirea».

Но как нам говорить о блоке, если все пять партий, входящих в блок «Unirea», получили на президентских выборах около 1%!..

Проведем элементарный математический расчет: 1% поделим на 5 — и получим 0,2. Потому-то мы не можем играть на равных с остальными партиями, потому что кандидат от Партии национального единства набрал более 2%! Это весомый результат, хороший для партии, существующей всего несколько лет. Так что мы ждем предложений.

Свободная Европа: Поговаривают, что для Октавиана Цыку был бы полезен депутатский мандат...

Мы ничего не имеем против переговоров с блоком «Unirea», при том условии, что они продемонстрируют серьезность и на самом деле объединят ряды

Дорин Дущак: Конечно, и в этом смысле трибуна парламента сыграла положительную роль, однако, прочие политические процессы вокруг выборов дезавуировали выгоду, и преодолеть психологический барьер в 3% не получилось, — а такой результат позволил бы нам стать партией, обладающей абсолютно реальными шансами войти в состав парламента. Но мы верим, что окажемся в парламенте, даже если будем участвовать в кампании самостоятельно.

Мы ничего не имеем против дискуссий и переговоров с блоком «Unirea», при том условии, что они, в свою очередь, продемонстрируют серьезность и на самом деле объединят ряды — ведь блок, даже если он официально создан и зарегистрирован в электоральных инстанциях, не является залогом настоящего и прочного единства. А единый блок — это нечто совсем другое, это означает, что для начала они между собой должны договориться и показать, что они готовы отказаться от высокомерности, от кресел, от партийной печати и партийного офиса, и т.д. Если мы говорим о союзе унионистов, то каждый должен сперва подать собственный пример.

Свободная Европа: Сейчас опросы общественного мнения показывают, что если бы парламентские выборы состоялись в следующее воскресенье, то в парламент прошли бы почти те же политические деятели, те же политформирования, возможно, за исключением одной внепарламентской на данный момент партии («Наша партия» — ПРИМ.РЕД.). И некоторые эксперты тоже полагают, что новый законодательный орган мало чем будет отличаться от нынешнего. А вы что об этом думаете?

Дорин Дущак: Опросы не могут решать судьбу парламентских выборов, многое определяется в ходе избирательной кампании, и в этом смысле в любых молдавских соцопросах, и особенно тех, что проводятся накануне кампании, слишком высок процент погрешности, так что доверять им вряд ли стоит.

С другой стороны, те же социологические исследования очень ясно показывают, что, например, сегмент унионистов в Республике Молдова постоянно растет. Вот потому-то, на мой взгляд, опросы, где, с одной стороны, говорится, что свыше трети граждан поддерживают воссоединение Республики Молдова с Румынией, а с другой, популярность унионистских партий, якобы, настолько низка, неконгруентны — слишком большое расхождение.

Я понимаю, что эти два показателя, две цифры могут отличаться, но то, что показывают опросы, чересчур разнится! И потому приходится делать выводы о манипуляциях, точнее, о попытке укоренения идеи о том, что унионистские силы слишком слабы, и у таких партий попросту нет шансов. Потом начинаются бесполезные и бесконечные разговоры о «шансах», а ведь и это тоже влияет на электоральное решение многих избирателей.

Свободная Европа: Политобозреватели говорят о том, что в следующем парламенте могут возникнуть проблемы с формированием мажоритарной коалиции.

Дорин Дущак: Это так, но в демократических условиях заранее ничего просчитывать и не надо. Да, ситуация неопределенная, и могут быть сюрпризы, — как, например, в футбольном матче: и самая лучшая команда не всегда выигрывает. Иначе зачем проводить соревнования и турниры, если победитель известен заранее?

Выборы — это политическое соревнование, избиратели будут решать, за кого им голосовать, какой из партий отдать голоса, и только на основе результатов выборов мы сможем сделать определенные выводы и поразмышлять о том, какой будет конфигурация парламента и нового кабмина. Эксперты ни под каким соусом не являются выражателями мнений большинства населения Республики Молдова, они комментируют, наблюдают за тем, что происходит на политической сцене. И не более. При всем моем к ним уважении.

Свободная Европа: Вы представляете диаспору, много лет вы живете в Париже. Считаете ли вы, что итоги голосования на президентских выборах повлияет и на парламентскую кампанию, что столько же людей примут участие в выборах, и что число избирателей диаспоры будет столь же внушительным?

Дорин Дущак: В течение 12-ти лет голосование диаспоры было довольно непредсказуемым. В одних кампаниях диаспора участвовала весьма активно, в других — наоборот, зарубежных избирателей было довольно мало.

Если взглянуть на кривую явки избирателей диаспоры, получим зигзаг, а не растущую линию, то есть, по сути, все будет зависеть от энергии или энергетики досрочных парламентских выборов. На что будут рассчитывать и как будут действовать политические лидеры и партии, которые примут участие в предвыборной гонке.

Так что давать прогнозы насчет того, будет ли достигнут новый абсолютный рекорд, установленный на президентских выборах в ноябре 2020 года, очень сложно. Может, результаты окажутся зашкаливающими, у нас очень большой резерв голосов в диаспоре, уехало более миллиона граждан, и свыше трех четвертей из них имеют право голоса. Таким образом, речь идет примерно о 800-850 тыс. избирателей, — а те 270 тыс., проголосовавших во втором туре 15 ноября 2020-го, — лишь четверть или треть от всего реального потенциала диаспоры.

Политическому классу в Республике Молдова необходимо серьезнейшим образом учитывать мощь и силу этих избирателей. Они находятся за рубежом, но сохранили прочную связь с Молдовой. Наша диаспора молода не только в плане возраста, но и с точки зрения того, что люди покинули родину относительно недавно. Подавляющее большинство представителей диаспоры уехали 10-15 — максимум 20 лет назад.

Свободная Европа: 20 лет — это пять избирательных циклов.

Дорин Дущак: Да, но люди все еще сохраняют свои искренние связи с теми, кто остался дома, много семей, много близких родственников и друзей остаются в Республике Молдова. Так что по-любому контакты поддерживаются, люди внимательно следят за избирательными процессами в стране, они остаются очень активными, особенно когда это действительно необходимо! Но если ставки на выборах относительно невелики, как это было в других кампаниях, то участие диаспоры может быть очень и очень слабым.

Pe aceeași temă

XS
SM
MD
LG