Доступність посилання

ТОП новини

Когда на Донбасс отправят миротворцев?


Россия против размещения «голубых касок» на неподконтрольном Донбассе
Россия против размещения «голубых касок» на неподконтрольном Донбассе

(Друкуємо мовою оригіналу)

Помогут ли миротворцы ООН прекратить войну на Донбассе и насколько велика вероятность размещения миссии на территории восточной Украины? Глава министерства иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что время для «голубых касок» на Донбассе еще не пришло. Перед их направлением в зону конфликта, по его словам, необходимо «заручиться политической волей на местах». Возможность привлечения международных сил в эфире Радио Донбасс.Реалии обсудили политический эксперт Валерий Клочок и российский дипломат, бывший замглавы МИДа России Георгий Кунадзе.

Есть ли шанс размещения «голубых касок» на Донбассе?

Валерий Клочок: Тема миротворцев на Донбассе, с моей точки зрения, – это жвачка, которую уже давно пережевывают. О путях решения конфликта начали говорить еще в 2014 году в рамках «женевского формата» – в нем участвовали министры иностранных дел. Успеха тогда не достигли и перевели разговор в «нормандский формат», который, впрочем, структурно не сильно отличается от предшественника. Вопрос миротворческой миссии начали поднимать только через год – возможно, через инертность как украинских, так и европейских политиков.

Заявления президента России Владимира Путина о миротворцах я бы вообще вывел «за скобки» – он не заинтересован в решении конфликта на Донбассе
Валерий Клочок

Обсуждать размещение миротворцев на неподконтрольной Украине территории начали в 2015 году, когда появились конкретные планы по урегулированию конфликта – план Мореля и план Штайнмайера. Они мало чем отличались и оба базировались на Минских соглашениях. Мы не можем разделять соглашения в Минске, «нормандский формат» и миротворцев – это звенья одной цепи.

Заявления президента России Владимира Путина о миротворцах я бы вообще вывел «за скобки» – он не заинтересован в решении конфликта на Донбассе. Заинтересована в этом в первую очередь Украина, именно ей нужно апеллировать к тем, кто может Украину поддерживать или якобы поддерживает. Я говорю об участниках «нормандского формата» – Франции и Германии.

Эмманюэль Макрон, Ангела Меркель и Петр Порошенко
Эмманюэль Макрон, Ангела Меркель и Петр Порошенко

Сегодня проблема в том, что полного прекращения огня нет, однако давайте говорить откровенно. Направить комиссию для изучения конфликта перед направлением миротворцев должна ООН. Сегодня такой комиссии нет и процесс принятия такого решения внутри самой ООН не запущен. Европа, как мне кажется, не проявляет сегодня достаточного интереса к прекращению конфликта на Донбассе.

– А почему так происходит?

Европа хочет заморозить конфликт в том формате, который предлагал Морель и Штайнмайер, провести выборы на неподконтрольных территориях. Некоторые действия в этом направлении делала и украинская власть
Валерий Клочок

Валерий Клочок: Мне кажется, что Европа хочет заморозить конфликт в том формате, который предлагал Морель и Штайнмайер. Провести выборы на неподконтрольных территориях и создать некий анклав – про это говорится и в первых, и во вторых Минских соглашениях. Некоторые действия в этом направлении делала и украинская власть, о чем говорит, например, внесение в июле 2015 года законопроекта о конституционных поправках. Этот законопроект, выполняя Минские соглашения, направил в парламент президент Украины.

– То есть, ни у канцлера Германии Ангелы Меркель, ни у президента Франции Эммануэля Макрона стремления решить конфликт на Донбассе нет?

Валерий Клочок: Давайте вспомним заявление официального представителя правительства Федеративной Республики Германии от 18 августа о том, что во время переговоров Меркель и Путина поднимался вопрос размещения на Донбассе миротворцев. Все упирается в то, какую позицию занимает Путин с одной стороны и Франция-Германия-Украина с другой.

– Может есть какое-то решение проблемы Донбасса без миротворцев?

Валерий Клочок: Другого варианта сегодня не предлагается, поэтому план нужно реализовывать. К сожалению, из этого формата выпал вопрос Крыма, к которому все время апеллируют. Сколько бы ни говорили, что Минские соглашения мертвые – других нет. В противном случае у нас будет постоянное военное обострение на востоке и каждый день будут гибнуть наши ребята.

– Поддерживаете ли вы прямые переговоры Украины с лидерами так называемых «ДНР» и «ЛНР»?

Валерий Клочок: Эти переговоры уже ведутся. Я понимаю, что эти лидеры – марионетки. Но давайте скажем откровенно – если не работает даже этот формат, то какая есть альтернатива на сегодня? Про нее ни от кого не слышно.

Министры иностранных дел Павел Климкин (Украина), Сергей Лавров (Россия), Фрэнк-Уолтер Штайнмайер (ФРГ) и Жан-Марк Эро (Франция) на переговорах в Минске, 2016 год
Министры иностранных дел Павел Климкин (Украина), Сергей Лавров (Россия), Фрэнк-Уолтер Штайнмайер (ФРГ) и Жан-Марк Эро (Франция) на переговорах в Минске, 2016 год

– На связь с нами вышел российский дипломат Георгий Кунадзе. Как вы считаете, насколько реально использование миротворцев в этой гибридной войне?

Георгий Кунадзе: Идея миротворцев в том виде, в котором ее представляют сегодня очень многие, в том числе Россия и Франция, неработоспособна. Россия настаивает на том, чтобы миссия миротворцев сводилась только к охране гражданской составляющей так называемого урегулирования. То есть нынешние «власти» сепаратистских регионов Украины просто получат дополнительный стимул для продолжения своей политики.

Георгий Кунадзе
Георгий Кунадзе

Цель миссии теоретически может состоять в разъединении воюющих сторон, и Россия бы, наверное, не отказалась от этого варианта. Но я думаю, что этот шаг будет означать просто укрепление позиций сепаратистов, незаконных властей на своей территории. Россия же категорически отвергает размещение миротворцев не только на линии соприкосновения сил на Донбассе, но и на российско-украинской границе, а также на неподконтрольной Украине территории Донецкой и Луганской областей. То есть, идея нерабочая и, я думаю, лучше не искать здесь какой-то компромисс.

Идея миротворцев в «российском» виде неработоспособна. Россия настаивает, чтобы миссия миротворцев сводилась только к охране гражданской составляющей. «Власти» сепаратистских регионов Украины просто получат дополнительный стимул для продолжения своей политики
Георгий Кунадзе

Вместе с тем совершенно правильно действует украинское правительство и президент, когда они продолжают обсуждать этот вопрос. Ведь задача Украины – не только добиться решения по миротворцам, что практически невозможно. Их задача – также в том, чтобы предъявить аргументы Украины всему миру. И тогда мировое сообщество, в первую очередь страны-члены Совета безопасности ООН смогут сравнить точки зрения России и Украины. И в этом противопоставлении российская позиция окажется в меньшинстве, что будет иметь политическое значение.

– Говорят, что Владимир Путин не принимает решений под давлением, даже если остается в одиночестве не соглашается. Вы согласны с этим?

Георгий Кунадзе: В принципе, да. Я думаю, что в конечном счете какие-то санкции против России могут быть увязаны с отказом России ввести миротворцев на всю территорию, которую контролируют сепаратисты. Я думаю, люди к этому придут.

– Если все-таки представить, что миротворцев введут на Донбасс и не только для охраны миссии ОБСЕ. Насколько они будут эффективны?

Не останется ли за рамками обсуждения проблема Крыма? Если Россия на что-то согласится на Донбассе, импульс к отмене или облегчению санкционного давления на Россию довольно заметно усилится
Георгий Кунадзе

Георгий Кунадзе: Конечно, миротворцы, вооруженные легким оружием, ничего сделать не смогут. А вот миротворческая миссия, например, та, что была развернута в Косово, довольно быстро дала результаты. Если будет реализована идея ввода серьезного контингента миротворческих сил, в котором, видимо, не будет участвовать Россия, просто потому, что является стороной конфликта, то начнется медленный и тяжелый процесс нормализации обстановки. Но этот процесс будет предполагать, что административная власть будут постепенно передавать от нынешних сепаратистских властей какому-то международному формированию.

Это было бы решением вопроса, но меня здесь беспокоит другое. Не останется ли за рамками обсуждения проблема Крыма? Если Россия на что-то согласится на Донбассе, импульс к отмене или облегчению санкционного давления на Россию довольно заметно усилится. И не будет ли тогда реализован тот вариант, с которого, по-моему, все и начиналось. А именно, затеять операцию на Донбассе, чтобы отвлечь внимание от аннексии Крыма.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)

XS
SM
MD
LG