(Друкуємо мовою оригіналу)
Луганчанка Людмила Бунчужная за месяц до начала военного конфликта на востоке Украины открыла свою студию красоты в родном городе. Когда в Луганске стало опасно, девушка покинула любимое дело и переехала в Киев. Людмила говорит, начинать в столице пришлось визажистом, но благодаря трудолюбию и целеустремленности (работала по 12 часов в день), а также и экономии во всем, уже почти через год смогла открыть свой салон красоты в столице. Теперь девушка не только делает все, чтобы киевлянки были красивыми, но и обучает желающих этому мастерству.
– Людмила, когда выехали из Луганска?
– Я засиделась в Луганске. У меня там была своя студия, которую только в мае открыла, сделала ремонт. И не понимала, что с этим теперь всем делать. Мне было некому помочь вывезти это все, но когда стало действительно опасно, сработал инстинкт самосохранения. Меня пригласили друзья пожить на пару недель в Киев, пока они уехали отдыхать. Я взяла чемодан с парочкой летних вещей, ноутбук, фотоаппарат и косметику с ресничками – самое легкое, что может мне понадобиться.
В определенный момент поняла, что не могу вернуться обратно в Луганск. Начала думать, где брать деньги. Работала визажистом и мастером наращивания ресниц, выезжала по клиентам. Это было очень тяжело физически (бегать с чемоданом по всему Киеву) и морально (понимала, что больше езжу, чем работаю).
Я просто звала моделей и за 50-100 гривен делала качественно работу. Получается больше работала на портфолио, чем в кошелек
Через месяц я арендовала кабинет в полуподвальном помещении. Клиентов не было. Тогда просто звала моделей и за 50-100 гривен делала качественно работу. Получается, больше работала на портфолио, чем зарабатывала.
– В Киеве сильная конкуренция в вашей сфере?
Начинать было тяжело. Понимаешь, что ты – никто. Каким бы ты супер-мастером не был – никому не нужен
– Я была в шоке. Идешь по улице: сплошные салоны, но здесь люди идут на хороших специалистов. Начинать было тяжело. Понимаешь, что ты – никто. Каким бы ты супер-мастером не был – никому не нужен. Я очень много работала – с 10 до 22. И каждые 30 минут у меня была модель. Поэтому обо мне многие знали и советовали другим.
– Делали дешевле? А это окупалось?
– Нет. Я жила недолго в хостеле, потом с подругой в коммунальной квартире. Это и помогало экономить. Мне очень важно было откладывать деньги, чтобы была возможность приобрести себе инструмент и материалы. Почти все осталось в Луганске.
Начала проводить курсы по оформлению бровей. До того времени, три года назад, только одна школа их вела. Придумала программу, сама их организовала, арендовала помещение. Сейчас вспоминаю, как это вообще было возможно: на курсе 15 учеников, у каждого по 5 моделей... Был всего один день обучения. Делала им рабочие тетради, везла свои материалы, находила моделей. И так получилось, что набрала на этом популярность. А потом уже арендовала новое помещение.
Конечно, я была зажата в рамках кабинета. В своей полуподвальной комнатке больше не могла творить.
– Когда открывали свой салон, с какими трудностями вы столкнулись?
– Организационными, руководящими. Одно дело, когда ты – мастер и твоя задача делать все тщательно и красиво, чтобы у клиентов не было никаких претензий, они были довольны и возвращались именно к тебе. Другое, когда тебе надо набирать персонал, обучать его, развивать дело. Обязанностей становилось больше, пришлось искать себе замену – мастеров, которые будет корректировать брови, ресницы; косметолога. Парикмахера уже сами клиенты попросили найти, чтобы к нам приходить уже на все «процедуры».
– Людмила, а чем именно занимается студия?
– Мы специализируемся на услугах по уходу за бровями и ресницами: начиная от окрашивания и до ламинирования. Также визаж, уход за волосами, косметология и депиляция. Кроме того, у нас есть курсы с «нуля» по оформлению бровей и ресниц. Они разработаны так, что учиться может каждый желающий. Для обучения все предоставляем и можем ответить на любые вопросы по этим темам, объясняя очень доступно.
– Это популярные курсы?
– Еще три года назад отбоя не было. Сейчас подобных школ стало больше, многие – наши бывшие ученики, поэтому ажиотажа чуть меньше, но желающие есть всегда, большинство приходит по рекомендации.
– У вас был салон красоты в Луганске, теперь открыли в Киеве. Скажите, сильно отличаются клиенты в столице и в Луганске?
В Луганске любили, чтобы ресницы были выразительные и нарядные. В Киеве переживают, чтобы не были искусственно
– В Луганске любили, чтобы ресницы были выразительные и нарядные. В Киеве переживают, чтобы не были искусственно.
– Салон, который остался в Луганске…
– Без понятия... Там оставались мебель, зеркала – все, что я специально заказывала и покупала именно для этого салона.
– Людмила, а как видите развитие своей студии в Киеве?
– Сейчас работаю над линией инструментов для нашей сферы. Тестируем их. Думаю, что скоро они появятся в салоне. Люди, которые обучаются у нас, ждут определенного качества, и я не могу их подвести.
ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу