(Друкуємо мовою оригіналу)
После 43-х лет членства в ЕС граждане третей по территории и второй по размеру экономики страны Европы на референдуме решили выйти из европейской семьи. Проголосовали они, несмотря на усиленную агитацию лидеров ЕС и стран Европы, США, МВФ и НАТО. Брюссель в растерянности, евроскептики и Кремль ликуют. В Украине уже заявили, что референдум может повлиять на вопрос предоставления безвизового режима Украине – равно как и на позицию Европы относительно антироссийских санкций.
По словам директора Центра исследований международных отношений Николая Капитоненко, для Российской Федерации выход Великобритании из ЕС – не меньшая проблема, чем для стран Евросоюза.
А журналист украинской редакции Радио Свобода Ростислав Хотин считает, что для ЕС утрата политического веса Великобритании – сильная потеря.
Об этом они рассказали в эфире радиопрограммы «Донбасс.Реалии».
«Великобритания – страна, где очень много людей не понимают, зачем ей участвовать в ЕС, где действуют особые исключения, особые режимы. Всегда особой позиция британская была внутри. Процесс присоединения Великобритании в 70-х к Европейскому Союзу был непростым. Здесь вполне закономерная ситуация, которую можно было представить. Обострили ситуацию беженцы, взгляды на безопасность. Вышло на поверхность традиционное нежелание богатых стран ЕС нести на себе бремя экономических расходов бедных государств. Вероятно, это и влияние евроскептицизма, как общеевропейского явления. Это философский вопрос о том, что лучше – суверенитет или же какие-то наднациональные органы, интеграция, взаимозависимость. Универсального ответ нет. Это зависит от исторического периода», – говорит Николай Капитоненко.
Ростислав Хотин же считает, что недовольство Евросоюзом накопилось не только в Великобритании, но и во многих других странах. В данном же случае играют роль ряд расколов в британском обществе.
«Великобритания еще не вышла полностью, этот процесс будет длиться еще очень долго, и не ясно, куда он еще приведет. Здесь и очень сильное зарегулирование и забюрократизированность ЕС, и масса других причин. Информационный фон ЕС в последние годы – от кризиса к кризису. То кризис еврозоны, то кризис с мигрантами, Греция то выходит из еврозоны, то не выходит. Очень мало позитивных новостей идет. Есть серьезные и внутренние проблемы в Великобритании. Референдум показал и серьезный раскол внутри Соединенного Королевства. Первый раскол – это условный раскол между городом и деревней. Провинция голосовала за выход, мегаполисы против. Старшее поколение британцев, которое помнит Британию еще до вхождения в ЕС в 1973 году, голосовало преимущественно за выход из ЕС, молодое поколение более привязано к Евросоюзу. И третий момент – раскол между составляющими частями Соединенного Королевства. Уэльс и Англия преимущественно проголосовали за выход, а Северная Ирландия и Шотландия проголосовали за то, чтобы оставаться», – говорит он.
Николай Капитоненко отмечает, что результаты референдума не станут катастрофой для западной цивилизации.
«Этот процесс может стать началом конца европейской бюрократии. Однако Британия после выхода из ЕС останется носителем западных ценностей: демократия, рыночная экономика, защита прав человека, защита прав меньшинств. Все это останется и никуда не денется. Просто механизм взаимоотношений между государствами изменится, трансформируется. Поменяются функции и полномочия разных столиц. Европейский Союз – вообще уникальное явление, и только потому, что он появился, многие исследователи называют мир, в котором мы живем, «поствестфальским». Где не государства, а надгосударственные структуры. Где суверенитет государства перестает быть главной ценностью. В этом смысле выход Великобритании можно считать каким-то экспериментом, но ведь сам ЕС никуда не делся, и все ценности, которые стоят за этим, тоже остаются», – считает эксперт.
Отсрочка решения о введении безвизового режима с Украиной, по его мнению, может быть независимо от решения, принятого на референдуме.
«Проблемный безвизовый режим. И это касается не Британии, это касается невыполнения политической позиции стран членов ЕС. И далеко не Британия играла определяющую роль в создании этих проблем. Но если мы посмотрим шире на наш европейский вектор, то кризис будет идеологический. Нам будет сложнее объяснить, что такое европейская политика Украины, куда мы стремимся, что такое для нас европейские ценности. Мы все говорим про европейские ценности, но мы не совсем знаем, что это такое и что с этим делать. А теперь будет еще сложнее это объяснять. Что касается санкций, то режим санкций требует консенсуса между государствами – членами Европейского Союза. И в этом плане проблемы возникли до выхода Британии, ведь некоторые страны вопрос ставили «зачем?» Так же они будут задавать эти вопросы, этой зимой тоже. Эти вопросы возникали в Италии, Франции, Германии. Это государства, которым Лондон навязать видение санкций не мог», – говорит Капитоненко.
Ростислав Хотин считает, что Великобритания является одним из основных сторонников продления санкций против России.
«Британия очень хорошо умеет координировать, согласовывать, находить общий язык, работать «под ковром». Эта наука развивалась в британской дипломатии уже несколько столетий. У нее была роль невидимого центрового в Евросоюзе. Поэтому выход Британии из ЕС – это большая потеря для ЕС. Кроме того, за Британией есть тень США, всегда есть особые отношения Лондона и Вашингтона. Вес Британии, ее удар всегда был повыше возможностей, которые вписываются в территорию и население, которые она представляет. Геополитический вес Великобритании намного шире и больше. Поэтому Европейский Союз теряет этот вес. Кроме того, по предложенному Женевскому формату по деоккупации Крыма, Великобритания должна была бы принимать там участие», – резюмирует журналист.
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)