(Друкуємо мовою оригіналу)
В плену у боевиков остаются 113 граждан Украины, об этом сообщает уполномоченная президента Украины по урегулированию конфликта на Донбассе Ирина Геращенко. Последний обмен заложниками с представителями незаконных вооруженных формирований, говорит она, проводился 26 февраля 2016 года. Тогда украинская сторона обменяла 3 своих граждан на 6 сепаратистов. Третьего марта из плена «ЛНР» освободили журналистку Марию Варфоломееву. Шестого июня из плена были освобождены ещё два заложника.
Уполномоченная президента Украины по урегулированию конфликта на Донбассе Ирина Геращенко, сообщает, что ради освобождения заложников Украина готова идти на любые компромиссы. Даже на неравные обмены.
«Мы еще раз предоставили предложения относительно освобождения 25 тяжелобольных украинцев, что их удерживают в ОРДО, и выразили готовность передать 50 граждан, лишь бы разблокировать вопрос заложников. В ответ услышали, что представитель ООН Юрий Супрун осужден за «военные преступления» (вопрос каким псевдо судом остается риторическим), а историк Игорь Козловский – «шпион» и изготавливал боеприпасы ... Абсурдность этих заявлений очевидна, и только подчеркивает, с кем вынужденно имеем общаться ради освобождения украинцев. Боевики по-прежнему требуют амнистии в форме ультиматума. На ультиматумы страна не пойдет. К компромиссам ради заложников готовы», – написала на своей странице в фейсбук Ирина Геращенко.
В свою очередь один из лидеров боевиков группировки «ДНР» Денис Пушилин заявил, что они никакого обмена без амнистии проводить не намерены.
«Работа подгруппы по гуманитарным вопросам особо не продвинулась. Об обмене пленными можно разговаривать, только когда будет принят закон об амнистии, помиловании, ряд других нормативных актов, чтобы выполнить 5-й и 6-й пункты комплекса мер», – сообщил Пушилин.
Правозащитник Евгений Захаров, комментируя ситуацию с обменом пленными в «ДНР» и «ЛНР», отмечает, что обмен пленных – это политический вопрос за пределами права. Кроме того, по его словам, украинской стороне приходится закрывать глаза, забывая о преступлениях, чтобы освобождать своих граждан.
«Это чисто политический вопрос – этот обмен. Это все за пределами права. Это предмет политического торга и инструмент давления на государство. Вопрос решается на самом верхнем уровне между президентами. У нас это всё монополизировано СБУ, общественность не имеет никакого доступа к вопросам обмена. Все происходит в обстановке секретности. У них часто вопрос стоит так, за наших троих пленных они требуют в обмен 6 человек. У нас нужно создавать так называемый «обменный фонд», как это называет СБУ. Это люди, с которыми договариваются, что их обменяют. Люди, обвиняемые в сепаратизме и терроризме или других преступлениях с ними связанных», – прокомментировал Захаров.
В то же время сведений о том, что происходит с заложниками сепаратистов, крайне мало. Историк Игорь Козловский, который был задержан боевиками в Донецке 27 февраля, до сих пор находится в заключении «МГБ» группировки «ДНР». Источники «Донбасс.Реалии» сообщают, что им известно лишь то, что он жив и срок его пребывания в застенках у сепаратистов продлен до 27 июня.
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)