(Друкуємо мовою оригіналу)
С началом конфликта на Донбассе волонтеры сперва помогли оснастить всем необходимым украинскую армию. Со временем их внимание переключилось на гражданских – переселенцев и просто мирных людей, пострадавших от войны. Сегодня волонтерское движение превратилось в одну из движущих сил в стране.
Что нужно мирным людям, пострадавшим от конфликта на Донбассе, сегодня? О чем люди, чью жизнь изменила война, говорят между собой? Насколько чутким к проблемам пострадавших остается украинское общество? И нужны ли еще стране волонтеры?
По мнению исполнительного директора организации «Волонтерская сотня» Натальи Воронковой, на данном этапе, через два года после начала боевых действий, нужно сосредотачиваться не на ситуативной (часто – исключительно материальной) помощи жертвам конфликта.
Об этом она рассказала в эфире радиопрограммы «Донбасс.Реалии».
«Если говорить о переселенцах сейчас, то, как говорят, нужно дать удочку, а не рыбку. Это касается и переселенцев, и раненых военных. Нужно, чтобы они не привыкали к постоянной помощи, а помочь им, например, создать свой бизнес, найти рабочее место, оказать юридическую помощь. Волонтеры этим сейчас занимаются», – говорит волонтер.
«На данный момент сложно посчитать, кто у нас под опекой. Мы находимся во всех проблемных зонах. Например, мы организовывали зеленый коридор в Дебальцево, для того, чтобы вывезти мирных жителей из-под обстрелов. Из Авдеевки, из Водяного», – отмечает Наталья Воронкова.
Также, по ее словам, часто именно военные направляют волонтеров туда, где нужна помощь – например, голодают люди.
Наталья Воронкова считает, что единой государственной политики по отношению к оккупированной территории, мирным жителям и переселенцам в Украине до сих пор нет: «Я вижу, грубо говоря, латание дыр, в том числе и посредством волонтеров. А цельной программы нет».
«У нас война идет 2 года, и мы за два года элементарных вещей не смогли сделать. Пример – эвакуация из Марьинки. Когда Марьинку и Красногоровку впервые обстреляли 3 июня 2015 года, мы там появились 9 июня. Стали помогать. Через какое-то время там затихло. В ноябре начались обстрелы снова. Мы просили с ноября по февраль 2016 года у ДонОГА сделать план эвакуации для этих населенных пунктов. В феврале был уже обстрел по центру Марьинки. И тогда, спасибо большое управлению гражданско-военного сотрудничества Минобороны, нам потребовалось 2 дня, чтобы с ними сделать данный план», – рассказывает волонтер.
Слушайте полностью:
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)