(Друкуємо мовою оригіналу)
В конце 2015 года медиаэксперты мониторили 10 местных СМИ в 6 областях на Юге и Востоке Украины. Речь идет о Днепропетровской, Запорожской, Одесской, Луганской, Донецкой и Харьковской областях. Цель была выяснить, о чем и как говорят местные СМИ. А так же, что жители этих областей хотят читать и смотреть. В Донецкой и Луганской областях исследование показало неожиданные результаты.
Основной запрос у местных читателей, зрителей и слушателей на новости местного характера. Особенно присутствие реальных антикоррупционных кейсов в регионе. Об этом в эфире радиопрограммы «Донбасс.Реалии» рассказала исполнительный директор Института массовой информации Оксана Романюк.
По ее словам, людей интересует не «паркетная» информация – перепечатка официальных пресс-релизов, а незангажированная, качественная информация.
«Медиа этих регионов предлагали очень мало актуальной информации местного значения. Приблизительно треть всех информационных сообщений представляют новости криминала. Местные общественно-важные новости составляют приблизительно 42% от общего количества информации. И половина из этих 42% – перепечатка официальных пресс-релизов. Это просто информация из каких-то министерств, хроника и так далее. Еще одна тенденция, которую мы заметили в Донецкой и Луганской областях – это маленькое количество журналистской работы. Именно обработки информации. Работы с информацией. У нас сложилось впечатление, что населению недостает качественного местного контента. Из-за этого люди идут в соцсети. Именно в этих областях сумасшедший рост групп в соцсетях, которые предлагают информацию о том, что происходит важного сейчас. Есть группы, которые имеют сотни тысяч подписчиков. Ни одно СМИ в регионе не имеет такого количества аудитории», – рассказывает Романюк.
По данным приведенным специалистом, наиболее плохо информированные местными СМИ областями являются Луганская и Харьковская. В них только 25% информации местных СМИ составляет местная общественно-важная информация.
«Кроме того, практически все новости про политику, которые мы видели в этих местных СМИ оказались заангажированны. Это означает, что избиратель не имеет информации для того, чтобы сложить представление и сделать свой выбор на выборах», – дополняет Оксана Романюк.
По словам менеджера отдела социально-политических исследований компании GfK Ukraine Татьяны Костюченко, в четырех из шести областей, в которых проводились исследования, люди хотели бы прочитать или услышать о борьбе с коррупцией на местном уровне. Такую точку зрения высказало относительное большинство жителей.
«Относительное большинство пользуется интернетом. И даже там, где до 60% жителей области пользуются интернетом, все равно на первом месте – телевидение. Телевидение смотрят от 80 до более чем 90% жителей каждой области. И при вопросе, какие СМИ являются для вас основными для получения новостей, большинство называют национальное телевидение украинское. Люди пользуются интернетом, но не для получения новостей», – говорит она.
Костюченко уточняет, что такое явление характерно для всех областей. Причиной этому, по ее мнению, служит то, что восприятие информации по телевидению носит пассивный, фоновый характер.
«Местные телеканалы по уровню пользования попадаю в топ-10 каналов, которыми люди пользовались последние 7 дней. Но когда же человека спрашивают, какой же у вас основной источник, то все-таки на первое место выходят национальные телеканалы. И что интересно, по Запорожской и Днепропетровской областям, людей, которые сказали «меня новости не интересуют» – наименьший процент», – говорит она.
Подробнее в аудиозаписи эфира:
Исследование проводилось ОО «Институт массовой информации», компанией GfK Ukraine, при поддержке Украинской инициативы по повышению уверенности (UCBI), финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID).
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)