Пайвандҳои дастрасӣ

Хабари нав

Безответные вопросы о проблемах пыток в тюрьмах Казахстана


Гражданское общество в Казахстане с недоверием отнеслось к заявлению Омбудсмена о сокращении числа пыток в местных тюрьмах.

Уполномоченный по правам человека в Казахстане Аскар Шакиров на днях заявил журналистам в Астане, что количество жалоб о пытках в тюрьмах в 2010 году по сравнению с 2009 годом сократилось почти вдвое. По словам казахского омбудсмена, если в 2009 году доля указанных обращений среди общего числа поступающих к ним жалоб составляла около 5 процентов, то в прошлом году она снизилась практически до 2,5 процента.

Слова омбудсмена подтвердил нашему радио Азаттык и руководитель национального центра по правам человека при президенте Казахстана Вячеслав Колюжный:
Вячеслав Колюжный


"Конкретно могу сказать, что в текущем году у нас число обращений в наше учреждение по пыткам сократилось. Мы этим вопросом занимаемся, в общем-то, достаточно серьезно и много занимаемся. И сократилось причем в два раза. Все результат чего? Результат того, что Казахстан этим вопросом занимается".


Вячеслав Колюжный отметил, что факты превышения сотрудниками колоний служебных полномочий в отношении заключенных продолжают иметь место. По его словам, причиной тому является халатному отношение отдельных должностных лиц, работающей в этой системе, к своим обязанностям.


Правозащитники обрисовали несколько другую ситуацию с применением пыток к заключенным в Казахстане. Считать надо не количество жалоб на пытки, которые заключенные боятся подавать, говорит исполняющая обязанности директора Казахстанского бюро по правам человека Роза Акылбекова.


"Тот поток заявлений, поток звонков от родственников, от осужденных, которые поступают в коалицию НПО против пыток как раз таки говорит об обратном".


Роза Акылбекова
По словам Розы Акылбековой, большинство правозащитников не пускают в пенитенциарные учреждения, что свидетельствует о том, что в этих закрытых учреждениях людей пытают и подвергают унижающему достоинство человека обращению:


"Под разными предлогами, то усиление, то еще что-то, и в результате не пускают. И как раз таки вот эти члены коалиции и члены ОНК, когда посещают с общественным мониторингом учреждения, они в том числе должны проходить беспрепятственно. То есть это согласно факультативному протоколу конвенции против пыток.

Когда наши сотрудники приезжают на место, они не могут попасть. Вот это очень плохо. Значит им действительно есть чего боятся. Значит действительно в этих учреждениях происходят и пытки, и унижающие человеческое достоинство".


Роза Акылбекова также указала на правовую зависимость казахстанского омбудсмена от исполнительной власти. Такое положение, по ее словам, заставляет его выражать позицию государства, тогда как доклады омбудсмена, в принципе, должны представляться независимо от правительственных докладов по ситуации с соблюдением прав человека в Казахстане.

Председатель Алматинского Хельсинкского комитета Нинель Фокина в разговоре с нашим радио Азаттык подвергла критике деятельность государственных органов. По словам Фокиной, власти в основном
Нинель Фокина
формально относятся к работе по обеспечению соблюдения прав человека в Казахстане, в то время как «содержание этой работы никудышное».

"Реальная политика и реальная правоприменительная практика не только расходятся с международными пактами, но и коренным образом расходятся с тем, что написано в собственной Конституции, в собственном законе".

В последние годы в казахстанских тюрьмах, как и в тюрьмах Узбекистана, наблюдается применение пыток в отношении религиозных заключенных. По мнению правозащитников, в стране, которая регулярно проводит съезды лидеров мировых религий, ущемляют права представителей религиозных меньшинств, среди которых есть и заключенные. Правозащитники утверждают, что часто пытки применяются к осужденным по статье уголовного кодекса «терроризм».

Дильбегим Мавлоний, Казахская служба радио Свобода
XS
SM
MD
LG