Ссылки для упрощенного доступа

Урал

Недавно возвращался из Москвы с форума гражданских активистов. Смотрел в иллюминатор, как пылит Карабаш. Удручающее зрелище. В нечто подобное может превратиться и Челябинск, когда в 2014 году Русская медная компания запустит Томинский ГОК.
Комбинат будет размером с Коркинский разрез, а это самая глубокая яма в Европе. Я, конечно, не специализируюсь на медном концентрате и катодной меди, но знаю об опасности технологий, которые используются для обогащения руды. Насколько я знаю, предусматривается обработка породы серной кислотой. Это, естественно, вызывает испарения, воздушным путем разносятся продукты реакций. Они пойдут на соседние территории, в том числе, и на Челябинск. Пока ни инвестор, ни областное правительство публично не дают гарантий, что этого не произойдет. К тому же стройка, по моим данным, началась без обязательной экологической экспертизы.
7 декабря по Томинскому ГОКу пройдут общественные слушания. Их организовывают лидер фонда «За природу» Андрей Талевлин и известный челябинский общественник Василий Московец. Тем, кому небезразлично, должны прийти. А небезразлично должно быть всем, чтобы понять, в каких реалиях нам придется жить. Чтобы попытаться что-то изменить…
Когда на прошлой неделе, жители Челябинска жаловались на плохую экологическую обстановку, я поймал себя на мысли насколько все печально. Судите сами: Томинский ГОК, атомная станция, вырубка деревьев в Челябинске, возможные атомные «могильники» в Сосновском районе.
Раньше «Росатом» говорил, что отработанное ядерное топливо будет завозиться в область только на переработку, но вектор заявлений сменился. Теперь они рассматривают регион, как место для вечного хранения, как свалку для ядерных отходов. Если так и произойдет, то я, как и многие, всерьез задумаюсь о переезде. Мы все знаем, что происходит с людьми, живущими в зоне ВУРС (Восточно-Уральский радиоактивный след). Там множество случаев, когда мужчины и женщины не могут иметь детей.
К сожалению, регион медленно, но верно превращается в место, где будет невозможно жить. И это «заслуга» не только промышленников, но и местных властей, которые и должны думать о стратегии развития города. Делать так, чтобы предприятия были за его чертой. В той же Европе муниципалитеты исходят из интересов жителей, создают для них комфортные условия. Это позволяет привлечь новое население, туристов и бизнес. Это, в конце концов, приносит деньги. Мы вроде бы тоже хотим инвестиций, строим крупные торговые центры и офисные здания, но кто в них будет ходить? Какой бизнес к нам придет, если в городе будет нечем дышать?
Инертность властей не удивительна. Михаил Юревич и Александр Аристов живут в комфортных зонах, сити-менеджер Сергей Давыдов имеет дачу возле городского бора. Дети и внуки некоторых политиков и бизнесменов уже давно живут за границей или скоро туда переедут. Они не думают о будущем. Для них важнее сиюминутные дивиденды, нежели благоприятная среда.
Некоторые связывают тему экологии с конфликтом Юревича и Аристова. Зря! Очевидно, что жалобы на выбросы лишь инструмент в политической борьбе, и никто не собирается защищать права граждан. Я, признаться, не знаю в чем причина фобии Юревича к Аристову, но если бы Михаил Валерьевич хотел бы что-то изменить, то сделал бы это. У него есть возможности заставить Аристова компенсировать убытки от выбросов ЧЭМК, но это не происходит. Значит, дело в другом!
Все наши беды из-за безответственности властей и пассивности граждан. Пока жители не захотят изменить ситуацию, она не сдвинется с мертвой точки. Многие говорят свое «фи», уезжая в другие регионы или страны. И таких много, особенно среди молодежи.
Конечно, теоретически человек может пройти обследование и попытаться доказать в суде, что из-за действий такого-то комбината у него ухудшилось здоровье. Правда, в нашей судебной системе сделать это очень сложно. Она так устроена, что гражданин практически всегда будет проигрывать государству. Юридические вопросы, затрагивающие интересы крупного бизнеса или видных чиновников, сегодня решить невозможно. Потому что губернаторы и мэры делегируется не людьми, а властью. Модно говорить, что в начале нулевых между путинским режимом и обществом был заключен негласный договор: «они дают благополучие, а мы им – часть прав». Но уступив что-то одно, ты в итоге лишишься всего.
Добиться чего-то можно только, если потребовать. А потребовать можно с того, кто должен. Господин Давыдов нам ничего не должен, его назначили депутаты Гордумы. И потому он безнаказанно вырубает зеленые насаждения. Я живу в центре Челябинска, вижу, что происходит. В промышленном городе сократилось количество деревьев, которые аккумулируют грязь и очищают воздух. В наших условиях это ненормально! У меня проблемы с легкими и каждое лето мне приходится уезжать. Потому что в Челябинске негде скрыться от палящего солнца и пыли. Большинство из нас привыкли отмахиваться, говоря: «Я вне политики!». Так не бывает, друзья! Политика – это наша жизнь. Те, кто отдает свой голос за пакет с продуктами – недальновидны. В перспективе они потеряют гораздо больше.
Впрочем, Челябинск – не единственный город, столкнувшийся с экологическими проблемами. В стране в принципе нет внятной природоохранной политики, как и действенных механизмов, которые могут влиять на грязные производства. Есть какие-то усредненные показатели. Предприятия в них вписываются, все довольны. Но мы же знаем, что ЧЭМК может неделю не травить, а за ночь выбросить столько вредных веществ в атмосферу, что весь город будет задыхаться.
Штрафы за выбросы – минимальны. А они, по логике, должны быть разорительными. Чтобы собственник знал, что дешевле вкладываться в модернизацию, чем один раз попасться властям и потерять бизнес.
Необходима льготная государственная программа. Что-то из разряда: вы нам подержанный автомобиль, а мы вам большую скидку на новый. Потому что экологически чистое оборудование стоит дорого, не все промышленники могут его себе позволить. Нужно их стимулировать. Если это произойдет, если власти начнут думать не только о деньгах, но и о людях, мы задышим полной грудью. Правда, боюсь, что в ближайшем будущем этого не предвидится.

Граната под оппозиционером

Одного из оппозиционных деятелей города Златоуста Валерия Ускова поймали у тайника с оружием и возбудили уголовное дело. Сам он считает, что стал жертвой нечистоплотной политической игры главы города.
Златоуст становится чуть ли не самой горячей точкой на карте Челябинской области. Вот уже несколько месяцев, как общественность устроила круглосуточный палаточный городок в Веселой горке - городском лесу, принадлежащем заводу Златмаш, который собирается развернуть здесь строительство. Предприятие возглавляет депутат ЗСО Сергей Лемешевский – один из самых влиятельных людей в городе.
По мнению некоторых общественных активистов, в конфликтной ситуации во многом виноват мэр Вячеслав Жилин, который не сделал ничего для того, чтобы найти компромисс с заводом и защитить неприкосновенность статуса городского леса. Впрочем, теперь, кажется, дело сдвинулось с мертвой точки, но местные активисты пытаются в суде доказать факт нарушения закона со стороны мэра в других ситуациях, а затем хотят инициировать его отзыв – такая схема прописана в законе о местном самоуправлении. Сбор подписей уже идет.
В разгар этих событий один из наиболее активных общественников Златоуста Валерий Усков становится фигурантом уголовного дела по 222 УК Российской Федерации «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершенные группой лиц по предварительному сговору».
21 ноября Валерия Ускова и его коллегу Вячеслава Байдарико полицейские и сотрудники ФСБ задержали в недостроенном заброшенном здании рядом с тайником, в котором хранились патроны разного калибра, охотничий карабин и обрез, а также учебная граната и пара черных масок с прорезями для глаз. Позже видео задержания было выложено в Интернет.

Усков, который возглавляет в Златоусте общественное объединение «Люди из стали», а также оппозиционную газету «Правда города Златоуста», относительно недавно получил от государства 1,5 миллиона рублей компенсации за незаконное заключение в СИЗО по другому уголовному делу. Теперь история повторяется. Вот версия самого Валерия Ускова, изложенная в интервью Радио Свобода:
В.Усков
В.Усков
- Наша газета активно работает с информаторами из числа горожан, которые сообщают о фактах нарушений со стороны властей. Вот уже полгода нам звонит какой-то человек, очевидно, очень близкий городской администрации, и сообщает эксклюзивную информацию. Звонит, часто меняя телефоны, что-то присылает по электронке. Кто он, я не знаю, мы ни разу не встречались. 20 ноября он позвонил в очередной раз и сказал, что у него есть документы, свидетельствующие о противозаконных действиях главы города. Передать лично, дескать, он их не может, предпочел бы оставить бумаги в условленном месте. На следующий день пришла смс, в которой он сообщил, где этот тайник. Мы с коллегой тут же туда отправились – это заброшенное недостроенное здание больницы Златмаша на территории Веселой горки. Я поднялся один, нашел условленное место, увидел полиэтиленовый сверток, поднял, из него вывалились патроны. Я тут же начал звонить в полицию, но не было связи. Позвал своего коллегу, он поднялся ко мне, и тут же ворвалась группа захвата, которая положила нас лицом на пол.
- Что было в пакете?
- Видеть я этого не мог, так как лежал, но слышал, как они описывали его содержимое: обрез, карабин, граната, патроны, маски. Потом нас отвезли в отделение, я дал показания, причем даже не стал настаивать на присутствии своего адвоката, просто чистосердечно изложил всю историю, скрывать мне было нечего. Видел, как были удивлены сотрудники полиции тому, что граната оказалась учебной, когда им принесли результаты экспертизы. Вечером в наших домах и в редакции прошли обыски. Я спросил их, надеюсь, вы не собираетесь парализовать работу редакции? Мне ответили, зачем, мол, нам ваши компьютеры, если речь идет об оружии? Но, тем не менее, все забрали – и в редакции, и дома. Компьютеры, телефоны, диктофон, даже автомобиль, на котором мы приехали. До сих пор ничего не вернули. Как, впрочем, и паспорт. Следователь теперь вообще с нами не идет на контакт.
- Как вы оцениваете все произошедшее?
- Как попытку устранить политического конкурента. Мы обратились в суд, чтобы установить факты нарушения главой города Жилиным законодательства. Собираем подписи за его отставку. Его рейтинг у населения очень низок, вероятность досрочного прекращений полномочий – высока. Человек давным-давно во власти - был депутатом, главой городского собрания, затем исполняющим обязанности мэра. Много обещает, но ничего не выполняет. Ситуация в городе неудовлетворительная по всем направлениям. У него, я полагаю, есть некие обязательства перед предпринимателем депутатом Маратом Ахметгалиным, которого я называю его спонсором. Это владелец многих объектов недвижимости и почти всего ЖКХ города. Доказать их связь сложно, но мы видим, что человек практически монополизировал многие сферы в Златоусте и активно поддерживается администрацией. Так что, вполне вероятно, именно глава города стоит за возбуждением уголовного дела, причем я думаю, что сами правоохранительные органы могут и не знать, как их используют.
- Другие версии у вас есть?
- Не исключаю, что я могу мешать в перспективе тем, кто хочет занять место Жилина, позиции которого очень ослабли. В частности, у нас в Златоусте есть еще одна сила, ее возглавляет депутат ЗСО Лемешевский, директор Златмаша. К ней относятся и несколько депутатов городского собрания Златоуста, которые находятся в оппозиции к Жилину. Без ложной скромности скажу, что я популярен у горожан, могу составить конкуренцию на выборах мэра, так что, возможно, меня хотят устранить именно из этих соображений. Ведь по той статье, которую мне инкриминируют, судимость гасится только через пять лет, значит, в течение этого срока я не смогу участвовать в выборах.
О.Мухометьярова
О.Мухометьярова
Ольга Мухометьярова – одна из наиболее активных защитниц Веселой горки, глава Общественной палаты Златоуста, распущенной минувшим летом городской администрацией. За то, что пыталась защитить лес от Златмаша, Ольгу теперь обвиняют в организации несанкционированных пикетов:
- Я очень разочарована нашими правоохранителями. Кого они защищают?? Златмаш? На основании лжесвидетельств на меня и нескольких пенсионеров были составлены административные протоколы – мол, я 3, 7 и 11 октября проводила какие-то пикеты в лесу. А меня 7 и 11 вообще в городе не было! И я могу это доказать. Куда я только не жаловалась – бесполезно! Я уж не говорю о том, что какие в лесу пикеты? Мы осуществляли общественный экологический контроль – в соответствии с законом! Так можно дойти до любого абсурда: объявить пикетом пеший поход на Таганай под лозунгом «Защитим природу!». Златмаш через суд пытается запретить мне и еще двум активисткам появляться в этом лесу, так как он находится на их территории. Кроме того, они подали на меня заявление за самоуправство и пытаются возбудить уголовное дело. Так что, я могу поверить, что Валера Усков тоже мог стать жертвой подобных наветов. Тем более, меня очень смущает, что все произошло опять-таки на территории Веселой горки. Кто может за этим стоять – я не знаю. Сомневаюсь, что это наш мэр Вячеслав Жилин. Да, Усков в мэрии насолил многим, но едва ли Жилин может указывать силовикам, что делать и кого хватать…Но в вину Ускова я не верю – при его провокационных методах работы, таком количестве недоброжелателей, да чтобы он стал так подставляться??
Защитники Веселой горки
Защитники Веселой горки
Еще один общественный активист, бывший заместитель главы депутатского собрания, издатель газеты «Накануне» Сергей Костромин не сомневается, что уголовное дело в отношении Ускова связано с кампанией за отзыв мэра Жилина:
- Мы собрали уже 5000 подписей, а надо – 13500. Суд признал незаконным отказ администрации в проведении нашего пикета. Но мы будем добиваться и добьемся другой формулировки – чтобы виновным в нарушении законодательства признали именно Жилина. Исключить из этого процесса Ускова – значит, нанести нашему делу урон. Но остановить его в любом случае невозможно.
В общей сложности Валерий Усков и Вячеслава Байдарико провели в СИЗО пять дней, а затем суд решил отпустить их под подписку о невыезде. Оба находятся в статусе подозреваемых. Та часть статьи, которую им могут инкриминировать, предусматривает санкцию в виде штрафа или условного осуждения.

Загрузить еще

XS
SM
MD
LG