Ссылки для упрощенного доступа

Культурный дневник

9 ноября в Париже на 93-м году жизни умер Эрик Булатов, один из самых известных русских художников.

В Советском союзе его работы, в которых обыгрывались образы пропаганды и масс-культуры, не выставлялись, в 70-х они стали известны на Западе. В 1988 году после серии крупных персональных выставок он был назван "художником перестройки" и признан ЮНЕСКО лучшим художником года. 1989 году Эрик Булатов покинул СССР, жил в США и во Франции. Тем, кого интересует магия арт-рынка, справочники сообщают впечатляющие цифры: картина "Советский космос" на аукционе ушла за полтора миллиона долларов, "Не прислоняться" и "Слава КПСС" были проданы за 2 миллиона каждая, "Революция – перестройка" за миллион.

Среди наиболее известных работ Булатова "Слава КПСС", "Живу вижу", "Вход нет входа". Своим завещанием художник называл цикл "Формула самозащиты". Ключевое слово – "насрать", оно накладывается на восклицательные знаки, стилизованные лучи солнца и надписи Exit, уходящие вглубь полотна. Примыкает к циклу "Насрать" внушительная пирамида из металлических букв, складывающихся в утешительное заклинание "Все не так страшно".

Режиссер Гаспар Ноэ говорил, что придумал делать мигающие титры в своих фильмах благодаря картинам Эрика Булатова. Гоша Рубчинский представил коллекцию одежды, вдохновленную триптихом Булатова "Друг вдруг враг". Презентация коллекции проходила на родине Булатова, в Екатеринбурге, в зале "Ельцин-центра", где хранится знаменитая картина “Свобода”.

50 лет Эрик Булатов работает с плакатным текстом и ключевыми словами российской жизни, но как появилось в этом лексиконе восклицание "Насрать"?

В этом разговоре, записанном в 2019 году парижской студии художника, мы вспоминаем посвященный подпольному российскому искусству журнал "А-Я", выходивший с 1979 года в Париже, а в СССР распространявшийся нелегально. На обложке первого номера была картина Эрика Булатова "Опасно".

– Эрик Владимирович, ваши работы я знаю с детства: иллюстрации в книжках издательства "Малыш". А в середине 80-х Алик Сидоров подарил мне комплект журналов "А-Я", тогда я увидел ваши "взрослые" картины, и они на меня произвели впечатление. Вроде бы написано "Слава КПСС", но при этом воспринимается как нечто подрывное. Не знаю, как этот эффект объяснить молодым людям сегодня...

"Слава КПСС" (1975)
"Слава КПСС" (1975)

– Мои работы абсолютно тогда не воспринимались. "Слава КПСС" – казалось бы, это совсем советское, а почему-то запрещенное. Значит, здесь есть какая-то ирония, что-то такое, а что – непонятно. Потому что никакой иронии нет, когда смотришь: обычный плакат. На самом деле для меня единственным смыслом этой работы был пространственный характер двух элементов – неба и букв. С одной стороны, красные агрессивные буквы, формально они написаны по небу, и именно это мне тогда предъявлялось в вину нашими прогрессивными ребятами: как ты мог по русскому небу написать эти страшные буквы? Но дело было в том, что я старался всячески показать, что буквы не приклеены, не привязаны к небу, а между ними большое расстояние. То есть они отдельно существуют друг от друга. Это не увидеть нельзя. Просто нужно обратить внимание, глаз ваш показывает, что они существуют отдельно. А раз они существуют отдельно, то у каждого своя жизнь. Облака идут, а буквы неподвижно стоят, они владеют всем этим миром, они прямо на нас набрасываются. Но по ту сторону, за спиной у них – небо, там другое пространство. И они не пускают нас туда, они закрывают от нас это небо. В этом все дело, это очень простая вещь, но это никому почему-то не было понятно. А здесь за границей это гораздо легче воспринималось. Если зритель, как наш русский, не смотрит, а просто читает, "а, это политический плакат, понятно", и пошел дальше. А если он смотрит, а не читает, то он видит здесь что-то другое. Все мои картины построены на пространственном смысле. Пространство нашей жизни, пространство искусства, пространство свободы и несвободы, социальное пространство. В этом противостояние, в этом смысл.

– У меня есть своя интерпретация вашего нового цикла. По-моему, это работы о смерти, о преодолении страха смерти. EXIT – выход из жизни, а поверх него идет восклицание НАСРАТЬ. Возможно, это моя выдумка, а вы имели в виду что-то иное?

Мы информации не имеем, мы получаем просто инструкцию, что мы должны думать по поводу какого-то события, как себя вести

Если работа живая, если она живую проблему затрагивает, то естественно, что каждый по-своему вправе на это реагировать. Не хочу сказать, что вы правы или не правы это ваше право так считать. Для меня вопрос тут ставится просто в самозащите. Я немножко жалею, что уже открылась эта выставка, потому что цикл еще не закончен. Я только сейчас делаю последнюю, самую важную работу, которая, как мне кажется, всё объяснит окончательно. Вся эта серия должна называться "Формула самозащиты". Я вижу, как моим сознанием манипулируют со всех сторон, и здесь, и в России это абсолютно то же самое. Мое сознание превращают в инструмент, при помощи которого они хотят, чтобы оно что-то делало для массовой культуры. Это печать, это телевизор, но не только. Сейчас глобальная стала манипуляция, потому что тут и медицина, и просто конкуренции всякие приводят к тому, что нас стараются лишить индивидуальности, стараются подчинить трафаретам, которому мы должны следовать. В сущности мы же информации не имеем, мы получаем просто инструкцию, что мы должны думать по поводу какого-то события, как мы должны себя вести, на что не надо обращать внимание, а на что надо. Вот чтобы сохранить свое человеческое достоинство, свое право на собственное мнение, нужно делать свое дело максимально добросовестно и никак не реагировать на это наружное массовое воздействие. Вот "насрать".

– Тут есть парадокс, потому что вас причисляют к поп-арту, а это массовое искусство.

В советское время мы себя стеснялись ужасно. Мы знали, что всё у нас ненастоящее

Мне очень интересно это направление, безусловно, но никак себя к художникам поп-арта я не могу причислить, потому что у меня прямо противоположные взгляды на этот полукультурный мир, который поп-арт нам навязывает как единственный реальный, для меня это не годится никак. Но что мне важно было в поп-арте это то, что, во-первых, они обратили внимание на круг важных явлений, которые не допускались в культуру как что-то низменное, не стоящее внимания, а тем не менее они окружают нас и на наше сознание сильно влияют. Во-вторых, для меня было важно, что они не стесняются себя, не стараются придерживаться обязательных эстетических нормативов, плевать на них хотят. "Я так считаю, я так думаю это мой голос. Может быть, вам не нравится, может быть, я недостаточно культурный, ничего, я на нем скажу". Это очень важно, надо не стесняться себя, своего голоса, не говорить от имени какого-то возвышенного, идеального источника этого голоса, не подставлять на свое место Господа Бога. Вот это важно, и у них это было. В советское время нам этого очень не хватало, мы себя стеснялись ужасно. Мы знали, что все у нас ненастоящее, культура была до революции, искусство, может быть, на Западе есть, но у нас уж точно настоящего давно нет. Ничего нет, язык не настоящий, всё неправильное. И мне было очень важно, что у меня союзник есть. Мне плевать, какой есть язык, я на этом языке и скажу скажу, может быть, не хуже в конце концов.

– А когда вы почувствовали, что у вас есть собственный язык, когда ощутили разрыв с соцреализмом? Это 60-е годы?

Это длительный процесс был. Уже когда я в художественной школе учился, было ясно, что художники, которые мне нравятся, запрещаются. Если что-то заинтересовало на выставке, значит, снимут, в следующий раз этого не будет. Моим любимым художником был Врубель, который был запрещен. Так что это в школе уже началось. Но для того, чтобы просто сказать своим голосом что-то, потребовалось несколько десятилетий. Мне нужно было мировое искусство узнать, понять, и современное искусство, которое делается на Западе, и русское искусство, в котором я был воспитан, но оценить и понять его уже совершенно с другой позиции. Все это долго происходило в моем сознании. Только в начале 70-х годов как-то все встало на свои места. Для меня даже такая дата 1971 год. Но я уже к этому времени давно себя считал художником самостоятельным. Окончил я в 1958-м институт и с 1963 года делал работы действительно самостоятельные. Но такое завершение, уже когда все наполнилось, возникло в 1971 году. Так что видите, как нескоро.

"Горизонт" (1971)
"Горизонт" (1971)

– Я сейчас читаю воспоминания правнучки Хрущева. Как тогда молодые люди воспринимали атаку Хрущева на независимое искусство?

Хрущева подставили, хотели дискредитировать в глазах интеллигенции

На самом деле это была атака на то же самое мосховское искусство, но только левого толка то, что делали Никонов и Андронов. В профессиональном смысле оно не очень отличалось, но в нем было меньше лжи. Было понятно, что коммунистические власти ненавидят Хрущева за то, что он сказал правду о Сталине, и они просто его подставили, хотели дискредитировать в глазах интеллигенции. Ведь тогда его поддерживала только интеллигенция. И они добились своего, действительно, он дураком выступил, не только в этом вопросе, но и во многих других. Но все-таки он был единственным из всех наших вождей, которые много хорошего сделали, я к нему не могу однозначно плохо относиться. А к самому этому событию, это их там дела были какие-то внутренние, Академия художеств, Союз художников это уже все меня не касалось, я давно вышел из этого круга понятий и представлений, смотрел со стороны на всю эту жизнь.

– Вы говорите, что 1971 год был решающим. Что тогда произошло? И какую первую картину вы считаете по-настоящему своей?

Все произошло только в моем сознании. Я наконец сделал картину, с которой все начинается, это "Красный горизонт". После этого как-то все встало на свои места.

– Тогда мало кто ее видел. Первая большая публикация о вашем творчестве – это журнал "А-Я", или что-то было раньше?

Обложка первого номера журнала "А-Я" (1979) с картиной Эрика Булатова "Опасно"
Обложка первого номера журнала "А-Я" (1979) с картиной Эрика Булатова "Опасно"

К этому времени атмосфера диктатуры советской культуры как-то ослабела, много появилось иностранцев, которые приходили, смотрели. Появилось много репродукций моих работ на Западе. Первое, что было, это 1977 год, Венецианская биеннале, в качестве афиши была моя картина "Горизонт". Картина была у меня в мастерской, просто была репродукция, она в журналах была, уже появились публикации. Потом у меня стали покупать картины. Но журнал "А-Я", конечно, сыграл большую роль. Я даже эту картину Сидорову продал, фактически подарил именно на поддержание журнала.

– Вы уже почти 30 лет во Франции. Чувствуете ли себя отчасти французским художником?

Нет, я русский художник, я себя французским художником не чувствую. Но всегда любил французское искусство. Мне тут очень важен фундамент культуры, то, что за спиной, то, что под ногами, то, на чем стоишь. То прошлое, которое не отменишь уже, никуда от него не денешься. Поэтому настоящее не играет такой роли, как в Америке, где, кроме настоящего, вообще ничего нет. Что касается русского искусства, то я всегда считал, что дело моего поколения именно в том и состоит, чтобы ввести русское искусство в клуб крупнейших европейских национальных искусств. Русское изобразительное искусство недооценено до сих пор, всё отрицается, кроме нашего авангарда 20-х годов, а это несправедливо.

– Концептуализм на Западе известен и любим больше, чем в России.

– Пока Россию не принимают всерьез, только отдельных художников: Кабакова, меня, Комара с Меламидом. И каждый раз это воспринимается как личный успех, ни в коем случае не соотносится с русским искусством вообще. Особенно, поскольку мы живем в Европе. Но мое сознание сформировано русской культурой, никуда от этого не денешься. Могу это сознавать, могу это не сознавать, могу этим гордиться, могу этого стыдиться, как угодно, но я не могу это отрицать. Поэтому стараюсь, что могу, делать для того, чтобы русское искусство заняло то место, которого оно заслуживает. И этот процесс все-таки медленно, но идет, так что "все не так страшно".

– Знаю, что вы делали работу "Все не так страшно" на заводе у Андрея Молодкина

Я много лет работал над тем, чтобы построить такую картину, во внутреннее пространство которой мог бы войти зритель

– Это был очень большой процесс, долгий. Потому что делали колоссальное количество рисунков, эскизов, маленькие модели выстраивали. Года полтора шла эта работа. Для меня это было продолжением моей работы с картиной, потому что я много лет работал над тем, чтобы построить такую картину, во внутреннее пространство которой мог бы войти зритель, при том что поверхность плоская остается, она неподвижна, и тем не менее как-то оказаться там.

– Как синдром Стендаля?

Что-то такое, да. Собственно, в этом смысле эти работы были следующим этапом. Первым этапом была такая конструкция: четыре раза повторенное слово "вперед" по кругу. Такое абсурдное движение вперед, при котором ты оказываешься где-то сзади в конце концов. Это были металлические буквы трехметровой высоты, которые по кругу строились. У них фронтальная сторона была ярко-красная, остальное черное, уходили в темноту. Поэтому мы каждый раз видели плоскую красную поверхность. На каждую букву смотрим анфас, потому что под углом кто же на букву смотрит. Мы как бы поворачиваем голову, каждый раз перед нами красная плоскость, то есть красная поверхность окружает нас. В сущности это та же картина, только сзади не воображаемое пространство, которое в обычной картине обязательно присутствует, а здесь пространство такое же натуральное, такое же материальное, как и сама поверхность. Когда в Tate Modern поставили мою работу перед входом в музей, она оказалась в лондонском городском пространстве и сразу там прижилась. Понятно, люди сразу стали фотографироваться на ее фоне, но главное дети. Дети тут же полезли на эти буквы, моментально их освоили, будто они тут всю жизнь стояли. Мне было очень приятно, как естественно осваивается эта жизнь.


– Я прихожу на вашу выставку в Шарлеруа и всё понимаю, встречаю вашу работу в Лондоне и понимаю. Но приходит бельгиец или англичанин и видит иероглифы. Не было у вас мысли написать по-английски или по-французски? Или нужен русский – потому что это язык, на котором вы думаете?

Я пользуюсь русскими буквами

– Поскольку вы были на этой выставке, вы видели, что Exit написано все-таки не русскими буквами. Liberté я тоже писал не русскими буквами, так же как New York. Но в принципе я пользуюсь русскими буквами. Русское слово, написанное не русскими буквами, я как-то не понимаю. То же "Насрать", как его написать? Да и невозможно, нет такого слова в принципе. Для меня буквы, с которыми я естественно себя чувствую, которыми я владею, – это кириллица. Когда нужно в каких-то случаях писать латиницей, я чувствую себя неуверенно. Я напишу, конечно, нормально, я не безграмотный, но это не мой язык.

– Я заказывал себе перстень с надписью, и мне предложили выбрать русское слово. Я выбрал "чушь". Все говорят: почему "чушь"? Да потому, что это одно из самых важных русских слов. И оно примерно из того же ряда, что и "насрать": да бог с ним, наплевать.

– Не совсем "наплевать". "Наплевать" во французском есть: je m'en fous, но это не совсем то, что я имею в виду.

– В "насрать" скрываются русский фатализм и вера: Бог решит за нас.

Сергей Юренев (1896–1973)
Сергей Юренев (1896–1973)

– С этим словом связана целая история из моей молодости. Это был 1957 год. В Самарканде, я еще был студентом, я познакомился с удивительным человеком, графом Сергеем Николаевичем Юреневым. Он был в лагере, после лагеря не стал возвращаться в Россию, работал археологом в Средней Азии. Это был удивительный человек, такой Дон Кихот, длинный, худющий, с бороденкой, как полагается, с палкой всегда ходил. Смешной и величественный одновременно. Он был абсолютный бессребреник, чистый человек, в нем не было ни озлобленности, ни обиды, очень открыто к людям относился. Его все уважали. Жил он в Бухаре, пригласил меня к себе. У него была маленькая комнатка, выходила на улицу, ключ лежал под дверью. Как-то мы с ним подружились, хотя разница в возрасте была огромная. Какова была его жизнь до лагеря, я не спрашивал, но мои друзья, археологи, реставраторы, рассказывали, что он до войны был директором художественного музея в Твери, Калинине тогда. Когда немцы стали подходить, начальство не вывезло музей, но потребовало от директора все уничтожить, чтобы немцам ничего не досталось, чего он, конечно, сделать, как человек культурный, не мог. В результате, когда вернулись наши, все было целым, немцы ничего не тронули, он сумел как-то договориться. Он полностью вернул музей в том виде, в котором получил, и тут же отправился в карагандинский лагерь. Это был человек чрезвычайно интеллигентный, чтобы он сказал грубое слово, чтобы он повысил голос это просто невозможно было. Он мне разрешил у себя в доме пользоваться всем, чем угодно, только там был такой простенок, на нем на двух гвоздиках на веревке висела занавеска, открывать эту занавеску нельзя. "Это мое святое место, когда моя жизнь делается совсем невыносимой, я становлюсь на колени, здесь молюсь, и это мне помогает". Там коврик лежал, чтобы можно было встать на колени. Я дал слово, что не буду лазить за занавеску. Действительно честно выдержал, хотя безумно было любопытно. Но в последний вечер, когда надо было мне уезжать, как-то мы с ним так сердечно сидели, всю ночь разговаривали, я попросил: "Сергей Николаевич, ну покажите мне вашу молельню, ваше святое место". Он отдернул занавеску, и там на стене карандашом было написано "Насрать". Для меня это был шок невероятный, на всю жизнь просто. Вот так это слово для меня осталось. И теперь я в такой же ситуации, как он тогда.

Михаил Соловьев. "Милиция – слуга народа". Плакат, 1953
Михаил Соловьев. "Милиция – слуга народа". Плакат, 1953

9 июня 1968 года в газете "Советская Россия" появилась статья "О чем поет Высоцкий". Ее подписали двое жителей Саратова: Г. Мушта и А. Бондарюк. Про Бондарюка было сказано "наш корр.", про Мушту – "преподаватель консультационного пункта Государственного института культуры".

Авторы обвиняют Высоцкого в двуличии: с эстрады, мол, он исполняет приличные песни, а вот для "избранных"

"Высоцкий поет от имени и во имя алкоголиков"

под видом искусства преподносится обывательщина, пошлость, безнравственность. Высоцкий поет от имени и во имя алкоголиков, штрафников, преступников, людей порочных и неполноценных. Это распоясавшиеся хулиганы, похваляющиеся своей безнаказанностью.

Разумеется, это "клевета на нашу действительность". Не нравится им и то, что "артист... уродует родной язык до неузнаваемости", и то, что он издевается над достижениями советского народа (Мушта и Бондарюк здесь ошибочно приписали Высоцкому песню Юрия Визбора "Рассказ технолога Петухова" – "Зато мы делаем ракеты"). Но более всего их возмущает его неуважение к военному подвигу:

У него, например, не находится добрых слов о миллионах советских людей, отдавших свои жизни за Родину. Странно, но факт остается фактом: герои Отечественной войны, судя по одной из песен Высоцкого, это бывшие преступники, которые "не кричали "ура", но явились чуть ли не главной силой и не будь их нам не удалось бы победить врага.

Галина Мушта
Галина Мушта

Галина Андреевна Мушта – не простой преподаватель. Она была авторитетным человеком в Саратове, видной общественной деятельницей, орденоносцем, председателем Совета ветеранов войны, труда, правоохранительных органов и вооруженных сил Ленинского района Саратова. Впоследствии она говорила, что написала статью по собственной инициативе, поскольку тревожилась за сына:

Мой сын с утра до ночи слушал эти песни. Тогда я разозлилась, села и написала эту статью.

В 2010 Галина Мушта стала еще и почетным гражданином города. Саратовский писатель Роман Арбитман опубликовал по этому случаю фельетон под названием "Если бы Дантес был нашим земляком":

Если бы Георгий Осипович Дантес (Georges Charles de Heeckeren d’Anthes) был бы уроженцем не Эльзаса, а, к примеру, Саратова, то он мог бы запросто стать Почетным гражданином нашего города. Судите сами: мсье Дантес кавалергард, депутат, сенатор Франции, орденоносец, командер Почетного Легиона, добросовестный налогоплательщик, уважаемый отец семейства… Вы спросите: а как же Пушкин? А что, собственно говоря, Пушкин? Заладили: "Пушкин, Пушкин…" Его ведь убили и давно, и далеко, к тому же вовсе не на территории нашего региона.

Это была кампания травли, оркестрованная из Москвы

Откуда такая злая ирония по отношению к ветерану? Да просто к тому времени стало совершенно очевидно, что Мушта писала статью вовсе не по собственной инициативе. Это была кампания травли, оркестрованная из Москвы. Тогда Роман Арбитман еще не знал, что Мушта – самозванка, фейковый ветеран.

Обвинители-добровольцы

Граждан СССР и России напрасно обвиняют в особой склонности к доносительству. Институт доноса существовал еще в древних Афинах. Это был массовый промысел. Назывались профессиональные доносчики сикофантами. Выдающийся историк-античник Фаддей Зелинский называет их порождением судебной реформы Солона:

Представительства сторон не допускалось; только потерпевший мог обвинять, только обвиняемый мог защищаться... Если потерпевшим было государство (в случаях государственной измены, растраты государственных сумм и т. д.) или беспомощное существо, то обвинял "всякий желающий". Это опасное, но за неимением государственной прокуратуры неизбежное постановление повело со временем в Афинах к возникновению так называемых сикофантов (sykophantes, слово темное), то есть обвинителей-добровольцев, под видом соблюдения государственных или общечеловеческих интересов занимавшихся вымогательствами и ставших таким образом одной из язв общественной жизни Афин.

Аристофан вывел их в нескольких своих комедиях. В речи против сикофанта Аристогитона Демосфен рисует выразительный портрет шантажиста:

Он проходит через рыночную площадь подобно змее или скорпиону, подняв жало, озираясь по сторонам и выбирая, кого бы оклеветать, кому бы причинить горе или какое-либо другое зло, кого ввергнуть в страх, у кого выманить деньги. Он необщителен, неудачлив, у него нет друзей. Ему не свойственны ни благодарность, ни любовь, ни что-либо другое из того, что присуще уравновешенным людям. С какими атрибутами живописцы изображают нечестивцев в Аиде, с такими же с проклятиями, хулой, завистью, мятежностью и бранью проходит Аристогитон по городу. (Перевод Андрея Тыжова)

Вот совсем свежий пример. Первому заместителю госсекретаря США Кристоферу Ландау не понравилась реакция находящихся в США или собирающихся приехать туда иностранцев на убийство пропагандиста-трамписта Чарли Керка, и он написал в своем блоге:

Мне было неприятно видеть, как некоторые пользователи социальных сетей восхваляют, рационализируют или недооценивают это событие, и я дал указание нашим консульским работникам предпринять соответствующие действия.

"Соответствующие действия" – это аннуляция виз. Ландау пригласил свою аудиторию сообщать ему о случаях неуважительного отношения чужеземцев к национальному герою-мученику.

Пожалуйста, не стесняйтесь доводить до моего сведения подобные комментарии иностранцев, чтобы Госдеп мог защитить американский народ.

Под этим постом сейчас стоит 78 тысяч лайков и множество сообщений о неблагонадежных иностранцах. Шестерых уже лишили виз на этом основании.

В современном английском слове sycophant значение "доносчик" или "шантажист" слилось со значением "льстец, подхалим". В угодничестве перед клиентом уличен искусственный интеллект, и творцы больших языковых моделей уже озабочены его "перевоспитанием".

Вучетич возмущен

"В комнату ворвалась дикая блатная мелодия Сухаревки времен нэпа"

Нападки на Высоцкого начала не "Советская Россия", а "Правда". В номере от 14 апреля 1968 года она опубликовала статью героя соцтруда скульптора Евгения Вучетича "Прекрасное – в каждый дом". Начинается она таким рассказом:

Недавно мне довелось быть в интеллигентной, рабочей семье... Пока хозяйка накрывала на стол, ее муж предложил послушать последние магнитофонные записи сына:

Модные песенки, поет один актер. Сын записал...

В комнату ворвалась дикая блатная мелодия Сухаревки времен нэпа. Исполнитель не пел, а сипло причитал, смакуя воровской жаргон. Песенки, если то, что неслось из магнитофона, можно назвать песенками, были пересыпаны намеками дурного свойства, видимо, претендующими на "творческую" смелость.

Вучетич риторически вопрошает:

Почему такие пленки переписывают некоторые молодые люди, почему они увлекаются подобной "музыкой", такой манерой исполнения? Только ли потому, что они лишены верного вкуса?

И дает самому себе неожиданно либеральный ответ:

Думаю, что нет. Молодежи свойственно обостренное чувство неприятия всего лакированного, прилизанного. Ее увлекает острота, обнаженность человеческих чувств и отношений. Молодежи свойствен скепсис к обывательской благопристойности. И этого не следует пугаться. Молодое вино всегда бродит.

Но вывод автора банален:

Размышляя об этом случае, я думаю о том, как пока еще слабо поставлена у нас пропаганда всего истинно прекрасного и как она сейчас необходима.

Это было лишь начало атаки. 31 мая в "Советской России" вышла статья специальных корреспондентов из Куйбышева "Если друг оказался вдруг..." Авторам не понравился концерт Высоцкого, состоявшийся в городе.

Ажиотаж вызвал главным образом "репертуар". Но не те по-настоящему хорошие песни из "Вертикали" и других фильмов, которые исполнил Высоцкий в Куйбышеве, а те, из его же "репертуара", что крутят по вечерам в подворотнях, в темных аллеях да на пьяных вечеринках.

Статья Мушты и Бондарюка была третьей, а за ней последовали выпады в тюменских газетах. 14 июня отличился "Тюменский комсомолец" ("Крик моды за трешницу"), а 7 июля в "Тюменской правде" вышла статья "С чужого голоса" за подписью второго секретаря Тюменского горкома ВЛКСМ Е. Безрукова.

Смотрим недавно фланирует по Тюмени заросший отрок в немыслимых клешах. По швам бубенцы. На животе - портативный магнитофон и, простите, песни. Про "халяву рыжую", "Нинку-наводчицу"... Парнишка млеет от сознания новомодности и интереса прохожих к себе, не замечая, что интерес-то примерно того же порядка, что к экспонату в паноптикуме "женщина с бородой".

"Наводчица", 1964

Это "Тюменский комсомолец". Заметим попутно, что у Высоцкого – не халява, а шалава рыжая, но это выражение в редакции, вероятно, сочли совсем нецензурным.

А это товарищ Безруков:

Оговоримся сразу. Это не песни. У них нет своей мелодии. Это поделки-речитативы под два-три затасканных аккорда. Но у них есть свой четкий замысел уходи от деятельности, от общественных обязанностей, от гражданского долга, туда к водке, к психам, на дно…

Читатель по имени Виктор Калашников дерзнул не согласиться со вторым секретарем, прислал письмо в редакцию. И получил гневную отповедь:

"И это в наше-то время, когда так обострена классовая борьба"

Неужели ты, Виктор, не увидел во многих его “песнях” призыв к аполитичности, к устранению от общественной деятельности, от борьбы, призыв к этакому мещанскому существованию под девизом “Моя хата с краю”.

Ты не согласен?

А ну-ка, вспомни такие строчки:

…Лечь бы на дно, как подводная лодка.

И это в наше-то время, когда так обострена классовая борьба, когда все мы ежедневно, ежечасно чувствуем, как враги атакуют нашу идеологию, пытаются подорвать изнутри социалистический строй.

Сикофанты-ветераны

Среди современных сикофантов едва ли не чемпион – организация "Ветераны России". Она автор доносов на сопредседателя "Мемориала" Олега Орлова, на Аллу Пугачеву и Максима Галкина, на квадроберов и на кассира-трансгендера в "Пятерочке". Это практически главное содержание деятельности активистов организации, которой они очень гордятся. До всего им есть дело. Их последняя инициатива – предложение запретить гражданам РФ посещать страны НАТО (в том числе, конечно, и Турцию).

Не стоит думать, что сикофантство ветеранов началось вместо с войной в Украине и статьями кодексов за дискредитацию Вооруженных Сил РФ. Поводы для доносов у "Ветеранов России" и тесно связанных с ними "Офицеров России" хватало и прежде. Например, в июле 2021 года председатель СКР Бастрыкин поручил своим подчиненным проверить сигнал об оскорблении ветеранов в спектаклях театра "Современник". "Офицеры России", сообщал "Коммерсант", "в своем обращении критиковали монолог героини Лии Ахеджаковой, которая ругалась матом над могилой прошедшего войну мужа, также они сочли "неприкрытой пропагандой однополой любви" поцелуй двух мужчин на сцене. После премьеры с похожим обращением выступила организация "Ветераны России", которая, в частности, просила лишить госпожу Ахеджакову звания народной артистки".

В итоге театр внес цензурные изменения в монолог героини Ахеджаковой. Но травля актрисы на этом не закончилась. В феврале 2023 года "Современник" снял с репертуара единственный спектакль, в котором она была занята, а в сентябре ГУВД Москвы начало проверку по доносу Виталия Бородина о дискредитации Ахеджаковой ВС РФ. Из театра она уволилась, но из России не уехала.

Почему именно ветераны оказались в лидерах доносительства?

Ветераны как особая социальная группа – и само обозначающее их слово – появились в Древнем Риме. Военная реформа Гая Мария открыла дорогу в армию представителям неимущих слоев. После демобилизации их необходимо было обеспечить источником дохода. Таким источником стал земельный надел. "Наделяя ветеранов земельными участками в Италии, - пишет историк Александр Колобов, – императоры, как мы полагаем, в первую очередь заботились об увеличении личной клиентелы, а также о возрождении мелкого и среднего землевладения. Ведь, как известно, собственники малых и средних рабовладельческих хозяйств являлись одним из важнейших социальных оплотов принципата". При Августе ветераны получили целый ряд привилегий, прежде всего налоговых, в городах появились ветеранские коллегии, превратившиеся в потомственные корпорации, ветераны активно избирались в магистратуры. Ясно, что их политические позиции были в полной мере конформистскими.

Ветераны стали социальной базой национал-социалистов

Схожее положение ветераны занимали в наполеоновской Франции, за которое платили политической лояльностью режиму. Немецкие ветераны Первой мировой стали в Веймарской Германии социальной базой национал-социалистов.

В России инвалиды Первой мировой объединились после февральской революции во Всероссийский союз увечных воинов, возникли многочисленные региональные союзы фронтовиков. Большевики поначалу отнеслись к ним терпимо, но после целого ряда эксцессов, в некоторых случаях переросших в восстания, все эти организации были ликвидированы.

Ветераны Второй мировой могли стать движущей силой политических перемен в СССР. Солдаты и младшие командиры, быстро мужавшие на полях сражений, возвращались домой победителями, с геройскими звездами на груди, они отвыкли от назойливого партийного и гебистского контроля, повидали Европу, приобрели чувство собственного достоинства и научились принимать самостоятельные решения. Сталин боялся этих новых декабристов, и потому в последние месяцы войны СМЕРШ развернул в действующей армии массовую охоту на вольнодумцев. Ту же цель преследовала послевоенная кампания борьбы с "низкопоклонством перед Западом".

Австралийский историк Марк Эделе в своей книге "Советские ветераны Второй мировой войны. Народное движение в авторитарном государстве, 1945-1991" подробно прослеживает попытки создания ветеранской организации в СССР. Ее удалось учредить лишь в годы хрущевской оттепели, но и тогда проект преследовал чисто пропагандистские цели: "Советскому руководству захотелось использовать международное ветеранское движение, представляемое Всемирной федерацией ветеранов, в качестве площадки для пропаганды коммунистической идеологии".

Советский комитет ветеранов войны был учрежден постановлением ЦК КПСС. Это была всецело сервильная институция, занимающаяся "патриотическим воспитанием" и не предусматривающая формального членства и отделений на местах. Распределением благ и льгот она занялась лишь под давлением самих ветеранов. В 80-х к военным ветеранам добавились ветераны ГУЛАГа. При Горбачеве, оценившем политических потенциал ветеранов, "ветеранское движение превратилось в институциональную опору политической системы".

В 2014 году социологи Владимир Беляев и Ирина Иванова провели опрос ветеранов в Татарстане с целью выяснить их общественно-политические взгляды. Они отмечают, что для большинства опрошенных характерна "сугубо патерналистская позиция": они уверены, что "правительство должно обеспечить работой каждого нуждающегося" (65,1 процента), на вопрос "должно ли государство устанавливать цены на продукты питания" утвердительно ответили 60,1 процента опрошенных, с тем, что "государство должно ограничить доходы богатых" согласились 57,5 процента. "Скорее не согласны" или "категорически не согласны" с этим лишь 10,4 процента респондентов. 52,5 процента татарских ветеранов считают, что капиталистическая система России не подходит. Наконец, с тем, что "Запад стремится превратить Россию в экономическую колонию, чья роль ограничивается снабжением мировой экономики сырьем и энергетическими ресурсами", полностью или в основном согласны 53,9 процента, скорее или полностью не согласны – 12,4 процента. Среди опрошенных только 23 процента были ветеранами Великой Отечественной. Остальные 77 процентов – участники последующих локальных войн и конфликтов, как советских, так и постсоветских. Лица, принимавшие участие в военных действиях в Украине в составе вооруженных формирований "ДНР" и "ЛНР", не опрашивались, поскольку на них федеральный закон "О ветеранах" тогда не распространялся (соответствующая поправка вступила в силу в апреле 2023 года).

Сегодня ветераны "СВО" претендуют на особый статус и учат моральным ценностям российских детей.

Мифические ордена Мушты

Афиша несостоявшихся концертов Высоцкого в Саратове
Афиша несостоявшихся концертов Высоцкого в Саратове

Хотела того Галина Мушта или нет, но ее статья против Высоцкого – главное, чем она запомнилась саратовцам. Высоцкий пытался оправдаться, писал письма в агитпроп ЦК и КГБ. Но диатриба Мушты имела далеко идущие последствия. Спустя 11 лет, летом 1979 года, Высоцкий должен был дать в Саратове 13 концертов, напечатали афишу, но концерты не состоялись: областное управление КГБ "не рекомендовало".

Начальником областного управления был в то время полковник Пасс Прокопьевич Смолин, прежде служивший в Пятом управлении КГБ (борьба с идеологической диверсией) и прославленный – точнее, ославленный – Владимиром Войновичем как один из сотрудников КГБ, пытавшихся отравить его в 1975 году.

Высоцкий: "Мои произведения никто никогда не разрешал, но и никто никогда не запрещал", 1979

За год до смерти Галина Андреевна жаловалась саратовскому корреспонденту "Московского комсомольца", что ей пришлось даже поменять номер телефона:

"Поклонники Высоцкого звонили мне днём и ночью"

Его цифры были написаны на стенах всех телефонных будок. Поклонники Высоцкого звонили мне днём и ночью, они считали, что Мушта — это мужчина, и крыли меня отборной руганью, не стесняясь в выражениях. Через двадцать лет, в период перестройки, когда начались теледискуссии о значении Высоцкого, я видела, что экземпляры моей статьи лежат на всех столах — она стала символом травли гения.

Мнение о Высоцком она так и не изменила: "Свой талант великого артиста он губил алкоголем и наркотиками, не был идеальным семьянином". Разве что сожалела, что не знала, когда писала статью, всех его военных песен:

Я, наверное, не написала бы того, что вышло в "Советской России", если бы тогда услышала весь цикл его фронтовых песен: "На братских могилах", "Сыновья уходят в бой", "Он не вернулся из боя". Хотя и сейчас я считаю, что войну выиграли не штрафные батальоны, а гвардейские части.

В 2016 году саратовский журнал "Общественное мнение" уличил ее в самозванстве. Коротко говоря, она действительно была на войне, но почти никогда на передовой, занимала должности делопроизводителя, писаря и командира отделения топографов и боевых наград не имеет.

На большинстве фотографий китель товарища Мушты покрывают так называемые мифические "ордена" и "медали"... На колодке представлены ленточки исключительно государственных наград. И в общей массе хорошо различимы ленты от трех медалей, которые Галина Андреевна иметь никак не может.

Обложка книги Александра Крутова
Обложка книги Александра Крутова

Мало того. Она выдавала себя за вдову погибшего на войне офицера, который на самом деле был женат на другой женщине. Она даже ездила в Польшу на его могилу. И это еще не все. У Галины Мушты никогда не было детей. Был племянник, которого она воспитывала, но в момент написания статьи ему было восемь лет от роду – вряд ли он в таком возрасте увлекался Высоцким.

Начиная свое расследование в отношении Мушты и других "ряженых ветеранов", саратовский журналист Александр Крутов отмечал: "Мы столкнулись с глубоко эшелонированной и неплохо финансируемой системой". И это отнюдь не безобидная страсть к побрякушкам на груди. Стоило Крутову наступить на больные мозоли, как он сам попал под раздачу:

Не так давно в "Российской газете" я прочитала, что в 90-е годы многие наши журналисты побывали на стажировках в Европе под руководством политологов США. Учились внедрению новой идеологии в России. Возможно, Александр Крутов эти курсы успешно прошел?

Так риторически вопрошала саратовский ветеран труда Валентина Гольцева. Отсюда уже один шаг до "иноагента".

Александр Крутов умер в результате обширного инфаркта в апреле 2017 года, ему была 57 лет. Галина Мушта скончалась 22 января 2019-го, на 97-м году жизни. Ее похоронили со всеми почестями, невзирая на разоблачения.

Загрузить еще

XS
SM
MD
LG