Итог 2025 года для малого и среднего бизнеса в России: он не выдерживает повышения налогов (в первую очередь НДС), роста цен на аренду и падения спроса из-за снижения доходов покупателей. Предприниматели закрывают компании или уходят в тень: они уже делятся в соцсетях рецептами, что они вынуждены делать, чтобы сохранить рентабельность.
Игорь Иващенко – один из представителей российского малого бизнеса. Он идет по главной улице Санкт-Петербурга, Невскому проспекту, и рассказывает, как он выражается, о "реалиях декабря 2025-го года": "Позакрывались магазины, – показывает он на череду закрытых помещений на первом этаже. – Кофейня – закрылась. Магазин – закрылся. Магазин одежды – закрылся. Еще одно помещение – надпись "Аренда", закрылось. Еще "Аренда": тоже закрылось. Надпись "Продажа": закрылось".
Невский проспект всегда был оживленной и одной из главных торговых улиц. В других торговых зонах Петербурга ситуация та же: многие бизнесы сворачивают деятельность и выставляют помещения на продажу или предлагают в аренду.
Причин несколько. Во-первых – повышение ставок на аренду. Во-вторых – рост налогов и изменения в налогообложении малого и среднего бизнеса, которые вступят в силу в 2026 году, в первую очередь повышение НДС. Аналитики агентства Reuters отмечают, что с 2023 года Россия постепенно повышает налоги, включая подоходный и налог на прибыль, чтобы компенсировать военные расходы. Налоги, по словам экспертов агентства, уже сейчас находятся на самом высоком уровне со времен "холодной войны": в 2025 году на военные расходы из госбюджета было потрачено 13 триллионов рублей или примерно 137 млрд евро. Это больше, чем на образование и здравоохранение.
"В России есть дефицит бюджета, который надо покрывать, а покрывать его сейчас невозможно, потому что неоткуда занимать извне страны. Остается вариант – только с населением", – объясняет последние налоговые инициативы российского правительства экономист Николай Кульбака.
Сергей Борисов из общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России", предупреждает, что из-за последних налоговых инициатив российских властей малые предприятия с годовым доходом от 10 до 250 млн рублей, которые раньше были освобождены от уплаты НДС, должны будут платить этот налог в размере до 5%.
"По официальной информации Минфина, этот шаг должен пополнить бюджет на 200 млрд рублей. Но возникает вопрос, захотят ли предприниматели платить", – замечает он.
По оценке Борисова, новые меры администрирования НДС затронут 700 тысяч представителей малого бизнеса или одну десятую часть всего предпринимательского класса в России. Как констатируют в общественной организации "Опора России", треть из 11 тысяч опрошенных владельцев бизнеса уже заявили, что готовы закрыть свои предприятия. Примерно столько же сказали, что им, возможно, придется перейти в неформальную экономику и вообще перестать платить налоги.
"Из прибыли придется больше выделять денег на налоги, придется по возможности прятаться как-то от налоговых органов, скрывать свою выручку, переходить где то на кэш, по возможности рисковать, – описывает ситуацию для предпринимателей Николай Кульбака. – Вариант у них такой: или ты рискуешь и уходишь от налогов, пряча свою выручку в кэш, либо ты становишься неприбыльным – просто потому, что у тебя растут налоги".
Татьяна Берегова – предпринимательница в области индустрии красоты. Ее тоже коснулось повышение налогов. Находясь в отчаянии, она записала видеообращение под названием "Все молчат, а я скажу".
"Я расскажу о том, о чем молчат все предприниматели – о том, как мы выживаем. Все молчат, а я скажу. Нам нечем платить аренду, и постоянно приходится у кого-то занимать, – подчеркивает она. – На зарплату сотрудникам я тоже занимаю. Я взяла уже за этот месяц вторую кредитку, чтобы закупить материалы к новогоднему сезону. Всю красоту, что вы видите у нас в салоне, – это все покупается на кредитные деньги".
"Каждый вечер невозможно заснуть, не думая о том, как ты будешь рассчитываться со всеми долгами", – замечает Татьяна.
Еще одна, возможно, самая главная причина закрытия малых компаний в России – падение покупательского спроса. Россия уже четвертый год ведет войну в Украине, и это начинает сказываться на потребительской экономике: люди, в первую очередь средний класс, начинают экономить и отказываться от "роскоши": деликатесов, кофе навынос, модной одежды и услуг. От всего, что обслуживал малый бизнес в крупных городах.
Телеканал Настоящее Время уже публиковал истории наших читателей из России о том, как им приходится экономить. Вот некоторые цитаты:
Сергей Политов, еще один представитель российского малого бизнеса (он занимается мебелью), подчеркивает, что в торговых центрах Москвы происходит массовое закрытие мебельных магазинов. Причина – все та же экономия: россияне, даже относительно состоятельные жители Москвы, отказываются от ремонта и обновления интерьера.
"А вы не верили, что мебельные магазины закрываются. Вот, посмотрите: это торговый центр, мебельный холл, – показывает Политов один из больших торговых центров в Москве, который специализировался на товарах для дома и ремонта. – Смотрите внимательно. Пустая секция – раз: это были "Кухни Мария", известная компания. Их больше нет, они съехали. Два: "Mr.Doors", здесь была огромная секция. Сейчас – пусто, тоже никого нет. "Кухонный двор" – закрылся. Межкомнатные двери – закрылись".