Ссылки для упрощенного доступа

Забирают связь

Коллаж: Путин отключает связь
Коллаж: Путин отключает связь

ФСБ сможет полностью отключать любую связь

Госдума в первом чтении одобрила законопроект, который обяжет российских операторов отключать связь по требованию ФСБ.

Согласно документу, операторы связи должны "приостановить оказание услуг связи при поступлении соответствующего запроса от органов ФСБ… в целях защиты граждан и государства от возникающих угроз безопасности".

При этом операторы не будут нести материальную ответственность перед клиентами за такие отключения.

Список условий для отключения определят правительство и президент. В документе не указаны конкретные случаи, при которых может быть отключена связь.

Замминистра цифрового развития Иван Лебедев отметил, что отключать интернет и связь полностью будут по специальным правилам. Но эти правила засекречены.

О том, как власть нарушает права россиян, лишая их связи, поговорим с журналистом Давидом Френкелем и программистом Кириллом Парубцом.

В ноябре 2025 года жители Волгограда подали первый в России иск против оператора связи из-за постоянных отключений интернета. Истцы Максим Конобеевских и его родственник требовали, чтобы компания "Билайн" предоставляла услуги в соответствии с договором, а также выплатила каждому по 50 тысяч рублей компенсации за невозможность пользоваться мобильным интернетом.

Сейчас в России в основном отключают мобильный интернет. Власти начали это делать в 2025 году под предлогом борьбы с украинскими беспилотниками. По итогам прошлого года страна стала мировым лидером по количеству отключений мобильного интернета. По данным проекта "На связи", ежедневно ограничения вводятся в среднем в 63 регионах. При этом интернет отключают даже там, куда дроны ни разу не долетали.

ФСБ сможет полностью отключать любую связь?
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:53 0:00

Что получает ФСБ в случае принятия закона о полном контроле над интернетом, и как это нововведение российских властей отразится на обычных гражданах, Радио Свобода рассказал программист Кирилл Парубец:

Это значительно усиливает возможности по контролю над обществом

– Безусловно, каждая такая мера добавляет ещё одну ступеньку контроля над информацией и её распространением. Этот закон об ограничении связи касается источников обмена информацией, телефонной связи, интернета и так далее. Это значительно усиливает возможности по контролю над обществом и передачей информации между людьми. Конечно, ФСБ и сейчас имеет достаточно широкие полномочия, самые широкие, которые только могут быть.

Они могут читать переписки, у них есть доступ ко всей информации любых ведомств и их мессенджерам, если эта переписка не защищена сквозным шифрованием. И вот теперь есть возможность блокировать интернет или звонки, причем на совершенно неясных условиях. Всё это делается, как они говорят, по соображениям безопасности, но не очень понятно, каким именно. Скорее, это делается ради безопасности режима, а не ради граждан, – полагает Кирилл Парубец.

Для чего Госдума России принимает закон, разрешающий ФСБ блокировать интернет в стране, рассуждает журналист проекта "Медиазона" Давид Френкель:

Это желание создать какую-то чёткую законодательную норму, чтобы операторы не могли жаловаться на сотрудников ФСБ

– Мне кажется, этот законопроект направлен на то, чтобы ввести какие-то новые полномочия для сотрудников ФСБ, это легитимизация того, что у них и так уже было. У них есть все инструментальные средства, чтобы отключать и мониторить интернет или взаимодействовать с трафиком. В первую очередь, это знаменитые ТСПУ – технические средства противодействия угрозам, которые на данный момент установлены почти на всём трафике в России. По крайней мере, ими полностью оснащены все мобильные операторы, и никакого публичного регламента о том, как ФСБ взаимодействует с этими устройствами, не было и нет.

Поэтому это желание создать какую-то чёткую законодательную норму, чтобы операторы не могли жаловаться на сотрудников ФСБ, которые к ним приходят и производят какие-то действия с помощью этих коробочек, которые им совершенно не подконтрольны. Кроме того, пользователи жалуются своим операторам на отсутствие интернета, а операторы вынуждены как-то им отвечать, вплоть до судов. Так что мне кажется, что суть этих поправок – просто "прикрыть спины" операторам, которые, очевидно, жалуются. Мы видели примеры того, как неудобно сейчас операторам мобильной связи работать и действовать в сложившейся ситуации.

В 2025 году в России начались масштабные блокировки мобильного интернета
В 2025 году в России начались масштабные блокировки мобильного интернета
Вся эта махина работает на том, чтобы интернет продолжал существовать, иначе её перестанут финансировать

У коллег из издания "The Bell" было прекрасное расследование о том, откуда в России появились "белые списки". Это идея операторов мобильной связи о том, как им выжить в ситуации, когда ФСБ или военные требуют отключить мобильный интернет в целом регионе. Как им продолжать обслуживать своих клиентов, получать деньги и не увязнуть при этом в каких-то жалобах и судебных исках. Теперь у них есть для этого закон, который их защищает. Поэтому я не думаю, что эти поправки имеют какое-то реальное значение, тем более, они касаются и других средств связи.

Что касается деятельности "Роскомнадзора" и его сотрудничества с силовиками, а также возможного преобразования в министерство - часть его кухни мы видели, когда произошла утечка внутренней почты ведомства. Мы в "Медиазоне" делали об этом расследование. По сути, это такой межведомственный орган, который взаимодействует с ФСБ, полицией и региональными центрами "Э". У них есть чуть ли не личные кабинеты, где сотрудники полиции могут писать жалобы в режимах чатов прямо в "Роскомнадзор" и просить что-то заблокировать. Мне кажется, идею превратить его в министерство лоббирует кто-то из высокопоставленных сотрудников, чтобы получать ещё больше денег. Но вся эта махина работает на том, чтобы интернет продолжал существовать, иначе её перестанут финансировать, – уверен Давид Френкель.

Какой экономический эффект имеют блокировки интернета
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:17 0:00

В этом году борьба со свободным интернетом в России продолжится на новом уровне: Роскомнадзор планирует проводить мониторинг интернет-трафика с использованием инструментов ИИ. На это, по данным СМИ, выделят 2,5 миллиарда рублей.

Как это может повлиять на эффективность блокировок, – объясняет программист Кирилл Парубец:

Для России это новое развитие технологии, но вообще оно не новое, в Китае это используется уже достаточно давно

– Первоначально блокировки происходили очень легко. Например, есть Facebook, запрещенный в России. Его просто добавляют в чёрный список, и доступ к нему не разрешается. Но, предположим, у этого сайта появился клон по другому адресу, Facebook 2. И к нему тогда либо надо снова вручную прописывать алгоритм, чтобы добавить его в чёрный список, либо прописать алгоритм так умно, чтобы было понятно, что это социальная сеть, запрещённая в России. И сколько бы у этой социальной сети или у любого другого сервиса не появилось клонов, то по сигнатурам и трафику можно сразу понять, какая информация находится на этом сайте.

Сейчас по ключевым словам можно понять, что компания пытается подключиться к какому-то сайту с альтернативным мнением, противоречащим линии государства. Для России это новое развитие технологии, но вообще в мире оно не новое. В Китае это используется уже достаточно давно. Великий китайский файрвол, который блокирует все нежелательные сайты, уже второе десятилетие развивается, в том числе, и по этим сигнатурам, анализируя именно трафик, – говорит Кирилл Парубец.

Значки заблокированных в России мессенджеров WhatsApp и Telegram
Значки заблокированных в России мессенджеров WhatsApp и Telegram

Получится ли российским властям выстроить в РФ нечто подобное китайской интернет-цензуре – говорит журналист Давид Френкель:

В России - развитие иранского сценария, где власти сначала немножко пропустили развитие интернета, а потом пытались догнать и закрутить гайки

– В России немножко другая обстановка, в том смысле, что китайский интернет очень большой, и развивается немножко по-другому. Он изначально развивался как вещь в себе, где уже всё есть. В нём есть огромные сервисы, и китайский внутренний интернет довольно конкурентный и разнообразный. Там, например, нет такого, что есть один-единственный мессенджер или одна-единственная соцсеть. Там есть несколько альтернатив, которые конкурируют друг с другом, и у них огромная аудитория. Проблема российского рынка в том, что он, по сравнению с китайским, очень маленький, и у него нет никаких альтернатив. У нас блокируются все мессенджеры, чтобы остался только один мессенджер Max, у нас блокируются стриминги, чтобы остались только Rutube и VK-видео, и так далее.

Поэтому изначально российский интернет был открытым интернетом, который сейчас нужно закрывать, а китайский сразу строился по такой модели. Поэтому и вектор угроз, с которыми они борются, немножко разный. Я бы не сказал, что контроль над интернетом в России идёт по китайскому сценарию. Скорее, это развитие иранского сценария, где власти сначала немножко пропустили развитие интернета, а потом, как в России, пытались догнать и закрутить гайки. Поэтому те кошмарные сцены, которые мы видим сейчас из Ирана, пугают в том числе и потому, что это возможный сценарий для России – если там полностью отключат интернет и будет полный шатдаун. Как быстро мы сможем узнавать о ситуации внутри страны, если там что-то будет происходить – это большой вопрос, – считает журналист "Медиазоны" Давид Френкель.


XS
SM
MD
LG