Одной из самых обсуждаемых тем в соцсетях на этой неделе стало закрытие телеграм-канала "ВЧК-ОГПУ", публиковавшего сливы и компромат на российских чиновников и силовиков, для более чем миллиона подписчиков. Весь понедельник шли споры о том, что случилось на самом деле. Был ли доступ к каналу перехвачен? Удалила ли его администрация телеграма по требованию российских властей, и если да, то был ли мотив политическим? Означает ли это, что Павел Дуров (возможно, уже не в первый раз) пошел на сотрудничество с Кремлем?
Нецензурная лексика в некоторых постах заменена.
Владельцы "ВЧК-ОГПУ", продолжившие публиковать посты в резервном канале (за сутки он набрал более 100 тысяч подписчиков) утверждают, что Дуров был "в курсе ситуации" и "взял под козырек" по требованию высокопоставленных российских чиновников, первого заместителя директора ФСБ Сергея Королева или бизнесмена Алишера Усманова (ни Королев, ни Усманов эти обвинения не комментировали).
Канал связывают с бывшим журналистом агентства "Росбалт" Александром Шваревым, в 2019 году заочно обвиненным в России по делу о клевете на Усманова – из-за постов о связях предпринимателя с организованной преступностью. Швареву и еще одному обвиняемому, Алишеру Абдуллаеву, предъявили также обвинения в вымогательстве за требование денег в обмен на прекращение публикации компромата. В 2020-м Шварев получил убежише в Латвии.
Летом 2024 года "ВЧК-ОГПУ" был объявлен иноагентом. 3 декабря суд потребовал от телеграма ограничить доступ к каналу. На следующий день, 4 декабря, Шварева оштрафовали за отсутствие маркировки иноагента на 30 тысяч рублей. На этой неделе, во вторник, 8 апреля, судья отказалась штрафовать его за такое же нарушение второй раз.
По версии владельцев канала, к удалению "ВЧК-ОГПУ" причастна Кристина Потупчик, бывшая пресс-секретарь прокремлевского движения "Наши" и один из подрядчиков администрации президента России по работе с соцсетями. Потупчик якобы добилась этого благодаря близким отношениям с бывшим пресс-секретарем Павла Дурова Георгием Лобушкиным. В администрации телеграма предположили, что вдалельцы канала могли удалить его сами. Те в ответ говорят, что провели эксперимент и выяснили, что сделать это невозможно.
Сам Дуров 17 марта подтвердил, что приехал в Дубай из Франции, где с августа прошлого года находился под судебным надзором в связи с обвинениями в преступных злоупотреблениях в Telegram. Разрешение покинуть Францию выдано на "несколько недель".
Создатели канала "ВЧК-ОГПУ" также утверждают, что на одного из них было совершено покушение. Полиция Латвии подтвердила, что такой инцидент был (когда и кто подвергся нападению, не уточняется), но заявила, что российские власти к нему отношения не имеют.
Комментаторы тоже в первую очередь винят в удалении "ВЧК-ОГПУ" не государство, а владельца телеграма Павла Дурова.
Кто-то там вешал лапшу, что дуровский телеграм кристально независимый ресурс.
"Телеграм" отрицает, что удалил ВЧК/ОГПУ, и говорит, что они или сами удалились, или это хакеры. Но ведь кроме ВЧК/ОГПУ было удалено еще 22 канала?
Владелец телеграма Павел Дуров пошел на открытое сотрудничество с Кремлем и по решению российского суда заблокировал целый список каналов, включая канал-миллионник ВЧК-ОГПУ, который размещал реальные инсайды и неудобную для российского режима информацию.
Это значит, что любой канал, который неудобен властям РФ, может теперь исчезнуть в любой момент.
Главное событие российской медиасферы последних суток многие не заметили. Это удаление телеграм-канала ВЧК-ОГПУ. Если вы не знаете, что это за канал, объяснить будет довольно сложно. Но вот вам два факта:
1) у канала был миллион подписчиков;
2) это единственный канал про российские власти, на который были подписаны сами российские власти. Потому что глубина и точность их инсайдов абсолютно уникальна.
И вот, вчера вдруг этот канал на миллион подписчиков (как водится, иноагент) пропал. Просто исчез из ТГ, как и не было. Подозрения, конечно, сразу пали на власти, так как ещё в прошлом году какой-то российский суд выносил решение о его удалении (и ещё 20 других каналов). Но и надежда оставалась. Потому что вообще-то руководство Телеграма неоднократно заявляло, что исполнять решения российских судов не будет.
А потом пошёл вброс от кремлёвской администрации. Сначала от небезызвестной Потупчик, которая, как бы теоретизируя, предположила, что хозяева канала, наверное, удалили его сами. Затем ту же мысль подхватили и ресурсы самого Телеграма. Вы, говорят, сами себя удалили, мы тут ни при чём. Вас, наверное, взломали.
И были тут же пойманы на вранье. Потому что, во-первых, удалён не один канал, а около 20 -- и по удивительному совпадению, список совпадает с тем, что был в решении суда.
Во-вторых, был не только удалён канал, но и заблокирован пользователь, который его регистрировал. А пользователь был хитрый - анонимный, на специально купленную для этого французскую симку. И с этой симки не велось больше никакой деятельности. В общем, взлом этого пользователя - их разряда фантастики.
Ну и, наконец, главное. По правилам самого ТГ, канал с более чем 1000 подписчиков удалить невозможно. Они сами это сделали когда-то для защиты от взломов. Но тот, кто публиковал эти отписки, видимо, об этом просто не знал.
И что мы теперь знаем? Что ТГ доверять нельзя. Вопреки их собственным утверждениям, они сотрудничают с российскими властями. Может быть, вынужденно, но сотрудничают.
После удаления телеграм-канала ВЧК-ОГПУ о приключившихся с ними подобных историях вспомнили и модераторы других каналов, неугодных российским властям.
Некоторые допускают, что напрямую политика действительно может не иметь отношения к удалению канала.
Кстати, вчера, буквально за несколько часов до удаления канала ВЧК-ОГПУ (признан Минюстом иноагентом), там был пост о том, что канал один, есть резервный, а других нет, остерегайтесь подделок.
И вот такое совпадение как раз подтверждает версию о конфликте владельцев, о котором я писал днем. Пусть и весьма косвенно, конечно, подтверждает. То есть один владелец решил создать свое, ну и борьба за бренд и т.д.
Конечно, может это все и не так.
Но меня как-то сильно смущает позиция админов Телеграма, что они ничего не удаляли. Потому что ведь понятно, что если удаляли станет известно. И тут ведь исполнение решение суда существенно меньший грех, чем его исполнение и отрицание этого. Думаю, что команда Дурова это понимает даже лучше меня.
Правда, опять же я не удивлюсь уже ничему.
Впрочем, даже в этой ситуации есть люди, которые не видят трагедии в удалении канала ВЧК-ОГПУ и считают, что мотивацией его владельцев была не борьба за правду, а деньги.
Сергей Титов (главный редактор телеграм-канала "Осторожно, новости"):
Весь день руки чесались, так что напишу все равно, даже если это выглядит не очень. "ВЧК-ОГПУ" – очень плохой канал, где годами за деньги публиковали любую самую черную заказуху. Я доподлинно знаю, что туда ставили посты за денежки про меня в рамках тупых медиасрачей, но это [черт] с ним. Туда же за бабки сливали чернуху про попавшего в СИЗО человека, которого я знаю. Чтобы ухудшить его условия пребывания, чтобы сломать его, за эту новость платили его конкуренты. Я не буду указывать данные, но это была невероятно мерзкая публикация. Понятно, что к 2025 в России все ставили что-то не то, брали деньги у сомнительных людей, но ВЧК специализировался на этой грязи.
С другой стороны, даже при всем моем хейте – если сам Telegram это сделал, подчинившись распоряжению властей, то это очень плохо. Почувствовав вкус к такому, государство попытается, конечно, забанить вообще всех, кто что-то пытается говорить и доберется потом до независимых СМИ в эмиграции, что будет трагедией для русской журналистики. Надеюсь, что это не так и админы ВЧК врут (как обычно). Если же это сотрудничество телеги с российским государством, то хорошая цель — любая другая вызвала бы больше сочувствия и возмущения.
Если серьёзно, ВЧК – это был сумасшедший бизнес. За развернутые заказные статьи, типа как по мне, брали по 30к usdt. Короткие заметки – 10к. А в день их легко могло выходить штук по пять. Говорил мне дедушка: становись журналистом, богатый будешь. А я занимался всякой фигнёй.
Че там, грохнули канал ВЧК-ОГПУ (иноагент)? На редкость хорошее решение, хотя и сильно запоздалое. Зачем вообще нужны каналы с единственным амплуа "плати бабки, и мы напишем про твоего конкурента какую-нибудь ***** [фигню]"? Это касается еще очень многих.
Наконец-то исчез канал-миллионник ВЧК-ОГПУ – та самая вонючая помойка, годами систематически забивавшая головы фейками под видом "инсайдов".
Пользуясь анонимностью, безудержно распространяли туфту даже в самые трагические моменты — вспомнить хотя бы прошлогодний теракт в концертном зале. Работали по классике. ~30% правды, остальное кривотолки и заказ.
Глядя на них была даже идея создать премию «Помойка года» со статуэткой в виде переполненного мусорного бака.
И вот, не судьба теперь остальные конвейеры на их фоне бледноваты. Оно и к лучшему.
Без ВЧК-ОГПУ жизнь в телеграме стала понемногу налаживаться.
Эти подонки из ВЧК/ОГПУ много мерзости и вранья и про меня печатали. Интернет всё помнит. Но почему-то раньше управы на них не было. Оказывается, не так сложно было эту помойку вырубить. Что ж раньше не сделали???
Телеграмом активно пользуются военные, причем не только в России, но и в Украине. Там удаление канала ВЧК-ОГПУ тоже вызвало тревогу.
Что уж чего точно делать нельзя – это использовать телеграм как мессенджер для конфиденциальной переписки. Особенно, это касается военных. Думайте, чем его заменить. Вероятно, это начало конца телеги. Очередная наглядная история о том, что россияне никогда не смогут создать ничего хорошего, потому что в тот момент, когда это получается, всегда приходит чекист и превращает все достижения в говно.
И все же очень многие комментаторы склоняются к мнению, что удаление канала ВЧК-ОГПУ, какие бы сливы и заказные материалы он, возможно, ни публиковал – это новая серия цифровых репрессий со стороны Кремля.
Сегодня без предупреждений и объяснений был удалён один из крупнейших и самых читаемых независимых телеграм-каналов – ВЧК-ОГПУ, с миллионной аудиторией.
Это случилось после многомесячного давления на его команду со стороны российских спецслужб, был суд по требованию властей РФ, было даже покушение на основателя. Теперь канал — исчез.
В феврале таким же образом исчез и официальный канал Комитета-2024.
Никаких объяснений от администрации мессенджера мы так и не получили. Просто исчезновение и молчание.
Предшествовало этому также преследование со стороны российских властей – сам Комитет-2024 объявили нежелательной организацией, против меня, его руководителя и автора канала, возбудили уголовное дело, объявили в федеральный розыск, внесли в Перечень экстремистов-террористов, назначили иноагентом.
Но началось это еще раньше. В ноябре 2023 года, в разгар протестных выступлений в Башкирии Телеграм заблокировал сразу шесть башкирских оппозиционных каналов, три из них — Руслана Габбасова — лидера Башкирского национального политического центра. Схема та же: блокировка, молчаливая зачистка. Ни ответа, ни обсуждения, полная тишина от администрации мессенджера.
Когда независимые каналы исчезают один за другим, когда это совпадает с усилиями путинских спецслужб и решениями российских судов, а платформа, на которой это происходит, молчит, это – уже не случайности. Это система.
Каналы, которые борются с путинской диктатурой, исчезают.
И, если платформа систематически блокирует независимые голоса, а диалог с ней невозможен — она перестаёт быть нейтральной. Это уже не просто технический сервис.
Хочется верить, что сам Павел Дуров не имеет к этому прямого отношения.
Но картина складывается вполне определённая: Телеграм сегодня становится небезопасным для тех, кто борется с путинской диктатурой.