Во многих отношениях необычный текст вышел в "Медузе". Лонгрид "Вы нас даже не представляете" посвящён разочарованию и выгоранию в среде оппозиционных активистов:
Внутренние конфликты повергли российскую оппозицию в «уныние», «тоску» и «тошноту» — так формулируют опрошенные «Медузой» независимые политики и активисты свое отношение к событиям 2024 года.
Лидер организации, которая помогает уехать из РФ россиянам, выступающим против войны, на фоне скандалов «неделю не мог встать с кровати» из-за обострившейся депрессии. Журналистка и создательница «Свободной Бурятии» Александра Гармажапова размышляла, не сменить ли профессию (например, стать шоколатье или руководительницей собачьего приюта).
Очень нужны деньги, а то придется стать шоколатье или руководительницей собачьего приюта!
Много мнений, интересно, вполне отражает картину раздрая и при этом деятельности огромного числа прекрасных людей, ведущих очень важные, в том числе и для будущего России, проектов.
Медуза выпустила большое расследование о состоянии нынешней оппозиции в эмиграции, об отношении к ней внутри России и не только.
Там много интересных аспектов, отношение к последним "срачам" в эмигрантской оппозиционной среде, всё то, что я называю "фантомные боли", потому что это, как мне кажется, уже не имеет значения ни для России, ни для ее будущего, ни для тех, кто там остался.
Не защищая участников политических конфликтов, но сердобольных активистов, которые «пытаются прийти в себя после серии конфликтов в оппозиции», надо опасаться не меньше, чем их.
Всегда стараюсь держаться подальше, и от первых и от вторых.
С такими активистами проблема вот какая: они любят до смерти, но один раз не ответил в личке или в комментариях - на тебя обрушивается их ненависть. Один раз написал свое, а не их мнение - враг демократии, а они в депрессии.
Проходили, знаем.
Если ты поэт, художник, музыкант или просто богемный персонаж, то выводить свое личное выгорание, разочарование, отчаяние и боль в паблик - твое право и даже твоя работа. Но если ты сам себя считает политической фигурой или хотя бы каким-то активистом, но предлагаешь считать свое личное разочарование/выгорание чем-то общезначимым - значит пора сменить сферу деятельности или пройти курс терапии. Потому что разочаровавшиеся, выгоревшие, отчаявшиеся политики, активисты и журналисты никуда не ведут и ничем не интересны тем, кто хочет продолжать политическую или активистскую деятельность в любой форме. Ваше разочарование - всегда только ваше личное разочарование и ничего более.
Унылая реальность эмигрантской оппозиции, о которой с такой грустью наваяли впавшие в тоску из-за уплывших грантов «журналисты» Медузы - это вполне закономерный итог ее существования.
Ибо оппозиции, как таковой, никогда не существовало. Не было в ней действительно идейных борцов за демократию, какой они ее себе представляют.
Российская оппозиция - это полностью искусственное, взращенное на иностранные финансовые вливания, формирование. Его лидеры - это люди, которые всего-то зарабатывали деньги таким незамысловатым образом.
Да, за ними часто шли оболваненные красивыми речами граждане. Но глаза открывались рано или поздно у всех. И глазами этими люди видели непомерную жадность, трусость, глупость и ложь оппозиционных лидеров.
Потому так и вышло…
Про оппозицию, которая что-то не так делает и разочарования.
В 2011 году я не знал, какая оппозиция вообще бывает, что она должна делать, но мне было понятно, что конкретно я сам хочу изменить свою страну. Вышел на площадь.
Потом я примкнул к инициативной группе, создававшей партию «Народный Альянс», потому что одному труднее, как мне было ясно. Потом я подумал, что могу быть полезен в мэрской кампании Навального, как дизайнер, затем «Санация права», затем ФБК, а дальше снежный ком — отравление Навального, экстремизм и война.
Я не разочаровался, потому что знал, что выбор прост. Делаешь — есть результат, а если не делаешь — тоже есть результат безделия.
К счастью, можно работать над собой и не повторять ошибок. К счастью, можно не перекладывать ответственность на других и не переносить образ родителей на конкретных известных людей и на обобщенную оппозицию.
Говоря о политически активной части новейшей эмиграции из России, стоит отчетливо понимать, что слово "оппозиция" тут просто неуместно. Оппозиция - это политическая сила внутри страны, которая конкурирует с правящей верхушкой за голоса избирателей. Быть в оппозиции в нынешней РФ возможно ровно в той же мере, что и выращивать ананасы в Гренландии (да простит меня Трамп), и это никому не в упрек. Просто климат другой.
Никто за голоса избирателей с российскими паспортами не конкурирует, потому что голосов этих больше нет. Есть электоральные процедуры. Можно конкурировать за лайки-шеры-репосты, но это другое. Это реально другое. Это не про смену власти ни разу.
Можно конкурировать и за донаты, но, положа руку на сердце, много ли у нас возможностей для тех донатов? Те, кому важно, конкурируют за гранты, и понятно, как.
Говорить "я в них во всех разочаровался", конечно, можно. Но кто ты, чтобы они тебя стремились очаровать? Юная дева? Тогда да. А вот если избиратель или донатор, то ты ведь ни то и ни другое. Увы.
А еще есть некоторое количество людей со своими взглядами и судьбами, которые пытаются остаться людьми и при этом, простите, не [свихнуться] окончательно. Пытаются говорить друг с другом и с остальными. Некоторые при этом пытаются доказать, что они круче прочих, но не вижу в том большого смысла.
Можно их всех или часть из них называть их "оппозицией", но зачем? Что это прояснит?
Кажется, настало время всеобщего уныния. Всё мерзостно, что видим мы вокруг. Еще и прочитал в «Медузе» большой материал о том, как нехороша российская политическая оппозиция и как многие в ней разочаровались – причем не только в конкретных лидерах, а вообще в идее сопротивления.
А предупреждал ведь Евагрий Пустынник: «Бес акедии (сиречь уныния), также рекомый „полуденным“, тяжелее всех... Бес сей внушает ненависть к избранному месту и роду жизни, також и мысль о том, что иссякла любовь и нет никого, кто утешит ея».
Только что интервьюер большой газеты спрашивал меня о том же: почему ваша оппозиция такая-сякая и как вы к этим людям относитесь, не разочаровались ли вы.
Сначала о политических лидерах и активистах.
Я к ним отношусь хорошо. Ко всем. Испытываю благодарность и уважение. Потому что они, в отличие от меня, посвящают свою жизнь борьбе со злом. И находятся в группе риска. Им говорят: вы боретесь плохо, глупо, неправильно. Ответ на это может быть только один: борись лучше, умней, правильней. Но нет, зрители только осуждают и дают советы со стороны. А когда к этим советам не прислушиваются, то разочаровываются в идее сопротивления и вздыхают: Путин нас победил.
Победить, дамы и господа, можно только того, кто согласился признать себя побежденным. А кто продолжает бороться, пускай даже неудачно, тот вполне возможно еще и победит. В истории подобных случаев навалом.
Политическая оппозиция, вытесненная в эмиграцию, может не так уж много, но кое-что все-таки может. Мне кажется, тут четыре главные задачи.
1. Сплачивать уже имеющихся сторонников (оргработа)
2. Привлекать новых сторонников (агитация)
3. Выполнять функцию think tank (стратегия)
4. Давать пример достойного поведения (этика-эстетика).
Видите, я тоже даю советы со стороны. К ним никто не прислушается, но в своих ценностях и убеждениях из-за этого я не разочаруюсь, а это значит, что никакой Путин лично меня не победил и не победит. Вас он тоже не победит, если вы будете разочаровываться лишь в отдельных оппозиционерах, но не в вашей системе взглядов.
И рано или поздно появятся лидеры, которые вас устраивают. Или те же самые, нынешние, научатся бороться лучше.