География войны в России расширяется: впервые беспилотники долетели до Кировской области и атаковали хранилище нефтепродуктов. В Пролетарске Ростовской области пожар на нефтебазе не могут потушить уже больше недели. Возгорание произошло в результате атаки украинского беспилотника. В Пролетарске отменили День города, но не выборы. Не стал Кремль отменять досрочное голосование и в Курской области, где три недели успешно идет наступление ВСУ. Главный кандидат – Алексей Смирнов, ныне исполняющий обязанности губернатора. Местные жители неоднократно жаловались Смирнову на отсутствие нормальных укрытий в регионе, но власть увлечена не безопасностью граждан, а организацией выборов.
Почему Кремлю так важно провести досрочное голосование даже под обстрелами? Попробуем разобраться в эфире программы "Лицом к событию" с политологом Фёдором Крашенинниковым.
Дроны летят в приграничные и не приграничные регионы России. Взрывы сегодня видят и слышат жители Кировской – совсем не приграничной – области. И не забываем про горящую уже 10 дней подряд нефтебазу в Ростовской области. Но есть ещё кое-что, о чём мы забыли. Мы забыли, а чиновники помнят. И помнит – если верить фонду "Общественное Мнение" – всего 1% россиян. Это о выборах в городские думы и кресла губернаторов. К этим "голосовательным мероприятиям" чиновники готовятся уже несколько месяцев. Просто сообщения об их успехах теряются за фронтовыми сводками. Пока все скроллят ленту про Курскую область, очень удобно без шума снимать кандидатов.
В Кургане, например, с выборов сняли бывшего депутата от КПРФ за агитацию в костюме динозавра. Оказывается, это незаконно – ведь у динозавра, по словам судьи, во время пикета не видно лицо. Или как вам задержание кандидата из подмосковного Королёва? Прямо с заседания суда по отмене его регистрации Алексея Голышева увозят в отдел полиции и предъявляют дело об "экстремистской символике". Какой символики? Вот этой! На фотографии шестилетней давности Алексей Голышев с Алексеем Навальным.
Подготовка к выборам еще никогда не была такой незаметной, Поэтому жителям приграничных регионов – особенно тем, у кого возле дома идёт война, из телевизора нужно напомнить, что вообще-то власти специально для безопасности избирателей устроили голосование пораньше.
Вам тоже показалось, что очень неохотно корреспондент читает напоминание о выборах? Почему у него такой подавленный тон? Может быть, потому что две минуты назад – в этом же материале – он рассказывал, в каких условиях придётся голосовать?
О рисках для жизни на выборах чиновники из приграничных регионов знали давно. По этой причине они отложили выборы местных депутатов, но губернаторские оставили. И как же их проводить под обстрелами, чиновники обсуждали еще 10 дней назад. Чиновники тогда утвердили, как жизни избирателей защитят от дронов.
Очень жаль, что в этом перечислении председатель Избиркома Курской области не уточняет, как же дополнительный наряд полиции спасёт избирателя от дрона. Полицейский ведь даже не задержит его за неповиновение или за публикацию фотографии с Навальным шестилетней давности. Хотя везде бывают исключения.
Вот этот дрон вполне себе кандидат на проблемы с полицией. Его на избирательный участок точно не пустят. А о том, как на избирательные участки отправляют жителей приграничных районов, смотрите в нашем сюжете.
Но зато Центризбирком рассказал, как пройдут выборы в отдалённых от территориальных комиссий районах. Больше туда не нужно отправлять людей с пачками бюллетеней – жителям труднодоступных мест отправят беспилотник. Спасибо ЦИКу, что хотя бы не внедряют такие технологии в Курской области. Выборы – это демонстрация силы. Но кому эту силу демонстрируют? Говорит политолог Фёдор Крашенинников:
– Выборы в автократиях и диктатурах – это все-таки не столько процесс избрания кого-либо, сколько такое специальное упражнение для бюрократии, которая должна показать федеральному центру, что она контролирует территорию и может на этой территории провести эту электоральную процедуру в том виде, в котором хочет ее видеть Москва. Опять же, если это федеральные выборы, все жестко контролируется, надо показывать Москве, какой ты молодец, как ты все организовал и достиг того, что тебе сказали. Когда речь идет о местных выборах – это скорее такая сдача экзамена местными чиновниками на соответствие занимаемых должностям.
Надо это все рассматривать с точки зрения демонстрации управляемости системы
В Курской области ситуация еще интереснее, потому что там исполняющий обязанности губернатора, очевидно, понимает, что война войной, а хлебное место – хлебное место: чтобы ему занять это место, надо пройти через церемонию выборов. Кроме того, опять же выборы – это не какое-то турбулентное время, это в демократиях выборы турбулентное время, в диктатурах выборы скорее, наоборот, – это время повышенной бдительности и это демонстрация стабильности. Тут еще определенная шпилька в адрес украинцам, потому что в Украине отменили выборы и Рады, и президента. Из Курска им говорят: у нас демократия, ничто не помещает нам пойти на выборы, поддержать замечательного губернатора. Поэтому надо это все рассматривать с точки зрения демонстрации управляемости системы, контроля над территорией и готовности местного чиновничества и дальше соответствовать ожиданиям из Москвы, – считает он.
Есть объективные причины, по которым во время войны, контртеррористической операции, чрезвычайной ситуации не проводят выборы. Почему в режиме контртеррористической операции, войны нет смысла проводить выборы, объясняет специалист по выборам Станислав Андрейчук.
Сейчас показалось, что это какая-то очевидная база про ограничения действий и высказываний во время войны. И теория в наше время с "реалиями на земле" – как любит выражаться российское руководство – сильно расходится. Но вот вам иллюстрация того, почему во время войны выборы проводить бесполезно. Две недели назад кандидат в губернаторы Курской области от оппозиционной – он сам уточняет – партии КПРФ объясняет, чем займётся после того, как в регионе изберут кандидата от "Единой России".
Только помощью и советами ограничивает оппозиционный кандидат свою партию. А в том, что победит участник от "Единой России", сомнений мало – с начала этого века все губернаторы Курской области из "Единой России". Даже губернаторозаменитель Смирнов из этой партии, вступил он в неё через месяц после назначения в регион. Кажется, все участники электорального мероприятия понимают его театральность. Зачем тогда сохранять эту процедуру? Федор Крашенинников продолжает:
Это надо рассматривать исключительно как пропагандистское мероприятие, которое призвано успокоить
– Мне кажется, что то, что говорит кандидат от КПРФ, – это гораздо более правильно, чем когда какие-то странные люди начинают рассказывать сказки, что мы пойдем на выборы и там победим, покажем и докажем. Мне кажется, в каком-то смысле, может быть, какой-то грустный троллинг. Реально рассуждать о том, что можно пойти на выборы и там вдруг победить кандидата от "Единой России", – это довольно смешно. Особенно когда речь идет о выборах губернатора и выше. Это надо рассматривать исключительно как пропагандистское мероприятие, которое призвано успокоить, внушить населению: что вы переживаете, какая проблема в Курской области? В каком-то смысле тоже хороший повод забить информационную повестку, чтобы по запросу "Курск" вываливалась в Яндексе куча новостей про выборы, а вовсе не про обстрелы, – говорит эксперт.
И вот высказывание депутата Госдумы от Курской области.
Нужно жить именно в Курской области, говорит из офиса на Моховой в Москве депутат от Курской области. А что вы посоветуете жителям Курской области, которые получили жилищные сертификаты? Мнение Федора Крашенинникова:
– Я бы им посоветовал брать что дают, потому что лучше что-то, чем ничего. Курская область – это очень большая область, если есть выбор, надо переселяться из довольно глухих и не очень обустроенных приграничных деревень, где сейчас происходят боевые действия, – говорит он.
Курская область не единственный регион, который живет под постоянными обстрелами. Эта география постоянно расширяется. Давайте посмотрим, что происходит в соседних областях. Ведь там тоже объявлены досрочные выборы.
Опять мы вернулись к голосованиям в приграничных регионах. Вы помните, как много было жалоб от участников войны, что их не зарегистрировали на выборы? Последняя такая история была в Забайкальском крае на прошлой неделе. После стольких скандалов почему не дают участникам войны участвовать даже в региональных выборах? Для Федора Крашенинникова ответ очевиден:
Как только кончатся военные действия, их сразу заметут под ковер, потому что они не нужны
– Никаких выборов нет, есть распределение постов между заранее согласованными людьми. Эти люди прошли проверку, эти люди чьи-то, принадлежат к каким-то чиновничьим кланам, они уже утверждены на своим посты, и никому не надо, чтобы под ногами бегали какие-то люди, которые предъявляли свои права, говорили, что мы тоже хотим участвовать. Будет команда какого-нибудь героя куда-нибудь пустить – его пустят, значит, команды пока нет. Все эти сказки о том, что это новая элита, – это, конечно, сказки для дурачков. Элита никуда не делась и старая. Поэтому реальных ветеранов, конечно, никуда пускать не будут. Я думаю, что до конца военных действий, чем бы они ни кончились, с ними еще понянькаются, как только кончатся военные действия, их сразу заметут под ковер, потому что они не нужны, как и не нужны все остальные люди. У чиновников все хорошо, у них есть дети, племянники, внуки, зачем им посторонние люди на хлебных должностях?