В Болгарии после падения прозападного правительства Кирила Петкова заговорили о "ползучем пропутинском реванше". Состоится ли он, покажут досрочные выборы, назначенные на 2 октября.
Семь с половиной месяцев продержался у власти кабинет "гарвардского мальчика" Кирила Петкова, лидера партии "Продолжаем перемены". Созданную им на живую нитку четырёхпартийную коалицию взорвала ультрапопулистская платформа "Есть такой народ", формально из-за разногласий по поводу бюджета. Короткое правление Петкова и его соратников продемонстрировало их солидарность с общеевропейской позицией в международной политике, включая войну в Украине, а также действительную нетерпимость к всепроникающей коррупции. Так, впервые на свет божий вышли ошеломляющие данные о контрабанде людей и грузов на переходе "Капитан Андреево" на границе с Турцией. Эти операции приносили мафии до миллиарда евро в год.
"Газпром go home"
Однако вотум недоверия в Народном собрании правительству Петкова и его последовавшая отставка приостановили ход истории. Техническое правительство, назначенное президентом Руменом Радевым до выборов, принялось за демонтаж наследия предшественников. В считаные часы был создан кризисный штаб по решению проблем, связанных с энергетикой, фактически за счет возвращения к российским топливным поставкам. Ранее Болгария в числе первых европейских стран отказалась оплачивать действующие контракты в рублях, как того требует Москва. Это, собственно, и заложило мину под правительство, считал сам Петков.
Новый премьер-министр Гылыб Донев ("специалист по социальной политике с армейской жилкой", как его называют) сделал мрачное заявление о "хаосе и разрухе, царящих в энергетическом секторе". Выход из энергетического кризиса в Болгарии, по его словам, только один – возобновление переговоров с "Газпромом", чтобы "минимизировать ущерб, нанесенный предыдущим правительством". Договоренности Петкова в Вашингтоне о поставках сжиженного газа из США объявлены сомнительными и недостаточными. Вдобавок технический кабинет пытается отодвинуть введение в строй газового интерконнектора с Грецией под предлогом трудностей с сертификацией. Этот узел должен был стать важным элементом новой инфраструктуры, ослабляющей энергетическую зависимость Болгарии от России.
Мы не желаем быть зависимыми от "ГаZпрома" и финансировать безобразную войну Путина!
Нагнетание атмосферы вокруг газового сектора выглядит настолько малообоснованным, что вызвало антиправительственные выступления уже через три дня после начала работы нового кабинета. 5 августа демонстранты в центре Софии скандировали "Газпром gо home", "Тут не Москва", "Позор слугам Кремля и Путина". "Газпром" – это не просто трейдер или поставщик, это геополитическое оружие России, которая находится в жесткой конфронтации не только с Украиной, с ЕС и НАТО, но и со всем международным порядком, на котором основан наш образ жизни", – подчеркнул один из организаторов митинга, сопредседатель партии "Демократическая Болгария" Христо Иванов. "Газовые" протесты продолжатся. "Мы не желаем быть зависимыми от "ГаZпрома" и финансировать безобразную войну Путина!" – пишут их организаторы в социальных сетях.
Чиновники держат нос по ветру
Другая заявленная сфера первоочередного внимания технического правительства – якобы бедственное положение болгарской армии. Здесь ясно видна внешнеполитическая подоплёка: такой аргумент должен казаться легитимной причиной для неучастия Софии в помощи Киеву. Зашёл разговор о том, что в Болгарии до сих пор нет собственной "стратегической разведки". "Необходимо внедрить в Совет министров аппарат, который сможет давать достоверную информацию руководителям страны", – заявил в телеэфире Боян Чуков, представленный как "эксперт по национальной безопасности". Такой пробный шар вряд ли бы появился на свет, если бы пророссийски настроенный президент Радев не рассчитывал на приход к власти лояльного ему кабинета с новой подконтрольной спецслужбой.
С кадрами генерал ВВС Радев, дирижирующий очередным техническим, то есть своим, правительством, обходиться умеет: в первые же три дня в спешном порядке было уволено 60 высокопоставленных чиновников, в том числе руководители Национального агентства по доходам и Национального налогового агентства. Вслед за этим были заменены 25 заместителей министров, большинство из них – кадры болгарской соцпартии, в последнее время испортившей отношения с главой государства. В креслах глав областных администраций также появилось 25 новых лиц (из 28). Многие из этих назначенцев имеют в анкетах армейские должности или стаж работы в аппарате МВД.
Поведение чиновников, даже мелких, на местах иногда служит хорошим барометром. "Власть в Болгарии меняется", – сказал один из них Евгению Чупову, активисту общественной организации "Мы за свободную Россию! (Болгария)", когда тот поинтересовался судьбой Алексея Альчина. Москва направила официальный запрос об экстрадиции этого 46-летнего бизнесмена, проживающего в Болгарии на вполне законных основаниях последние пять лет, в связи с неуплатой налогов "в особо крупном размере". Характерно, что это произошло после того, как 26 февраля Альчин сжёг свой паспорт перед российским консульством в Варне, а затем разместил у себя в доме семью украинских беженцев. Сейчас его дело, отмечает Чупов, получило подозрительно быстрый ход. Суд первой инстанции уже принял решение экстрадировать Альчина в Россию, хотя и остаётся некоторая надежда на апелляцию. С открытым письмом к президенту Радеву – не выдавать Альчина Москве – обратилась группа известных журналистов, университетских преподавателей и общественных деятелей.
"Коррупция и российское влияние – одно и то же"
Анализируя корни нынешнего парламентского кризиса, следует вспомнить интервью экс-премьера Петкова лондонской The Times, данное за неделю до ухода. Он сказал, что нажил себе сильных врагов в России, когда прекратил зависимость Болгарии от поставок газа, и добавил: "Мы обуздали коррупцию на местах, но обнаружили, что у нас есть более серьезный враг: российское проникновение. Мы не понимали, что коррупция и российское влияние – это одно и то же. Коррупция – лучший инструмент внешней политики Москвы на Балканах". Если же говорить о другой жгучей проблеме – войне в Украине, то, как пишет публицист Георгий Лозанов, "в Болгарии непрекращающиеся дебаты по поводу двух разных точек зрения на войну – как будто они могут быть равны – показывают не только то, что многие люди еще ничего не поняли, но и то, что есть те, кто ждет победы Путина, чтобы прийти к власти".
Помимо искреннего трепета перед Кремлем, болгары обладают здравым смыслом, замечает публицист Димитр Попов. "80% хотят сохранить членство в ЕС, 61% – в НАТО. Мы знаем, что оттуда приходят деньги, работа, образование... Если Россия будет скрипеть на нас зубами, они тут же вспомнят, что Болгария в НАТО, и проголосуют обеими руками за то, чтобы там остаться. Но сердце... оно мечтает о русской грязи, лесах Коми АССР (многие болгары работали там в советские времена на лесозаготовках и хорошо зарабатывали. – РС), автомобиле "Москвич" и дешевой колбасе, о советских газетах. Типичное раздвоение разума и чувств, в котором, к сожалению, гнездится источник политических трагедий".
Коррупция – лучший инструмент внешней политики Москвы на Балканах
Важно остановить ползучую путинизацию, заявляет Атлантический совет Болгарии. Пропутинские круги в Болгарии – это те, кто заинтересован в том, чтобы болгарское общество оставалось бедным, коррумпированным, пронизанным организованной преступностью и зажатым олигархическими кругами, отмечается в его заявлении.
2 октября пройдут не просто выборы – это будет референдум относительно того, куда дальше двигаться болгарскому государству, считают наблюдатели. Почти наверняка в Народное собрание пройдут представители новой прокремлёвской партии бывшего технического премьер-министра Стефана Янева "Болгарский подъём". Президент Радев будет и дальше компрометировать сотрудничество политических партий, чтобы доказать их недоговороспособность и подготовить почву для превращения Болгарии из парламентской в президентскую республику. Но пока и партия "Продолжаем перемены" Кирила Петкова остаётся на верхних строчках электоральных прогнозов.