Девальвация угрозы. Шойгу опять шантажирует ударами по "центрам принятия решений". А также разбираем бумажки, которыми Путин тряс перед носом африканских лидеров. Это якобы подписанное мирное соглашение РФ с Украиной, которое последняя "отказалась выполнять".
В гостях: Роман Цимбалюк, Олег Саакян, Виктор Верцнер. Ведущая Елена Рыковцева.
Видеоверсия программы
Елена Рыковцева: Как вам уже хорошо известно, Владимир Путин объявил, что регулярно и эффективно наносятся удары по центрам принятия украинских решений. В результате чего, как мы думаем, крупных украинских военачальников Кирилла Буданова и Валерия Залужного российская пропаганда регулярно возит в госпитали, они летают на самолетах в Германию, потом каким-то образом воскресают после этих тяжелых ранений и ведут заседания своих штабов. Кирилл Буданов говорит, что таким образом образуется "общество бессмертных", потому что "центры принятия решений", госпитали, и вдруг они опять на своих рабочих местах! Но Сергей Шойгу этого как не слышит, снова угрожает ударами по центрам принятия решений, как будто бы они еще существуют. Давайте послушаем его.
Елена Рыковцева: С нами на связи Роман Цимбалюк. Мы уже знаем, что Владимир Путин ответит, что они уже нанесены, эти удары по центрам. Возможно ли мировому сообществу получить какие-то гарантии от украинской стороны, что нет, никогда эти "Хаймерсы" не будут использованы для ударов по территории Крыма?
Роман Цимбалюк: Вообще-то Сергей Шойгу сейчас занимается сепарацией России на виды. Получается, он предлагает вынести за скобки Крым, а по всем остальным регионам РФ от Брянской области до Белгородской стрелять можно (есть мнение, что и нужно, потому что на войне как на войне). И вот этот дифференцированный подход к российским, как они считают, регионам очень странный.
Дифференцированный подход к российским, как они считают, регионам странный
Почему они вынесли за скобки исключительно Крым? Я считаю, что это несправедливо и вообще ставит под сомнение территориальную принадлежность многих территорий а-ля Белгородская область. Но когда мы говорим о центрах принятия решений, подключении, присоединении к этой войне США или Великобритании, я, честно, не могу понять. Если они воюют с НАТО, со Штатами, с Великобританией, то почему бы не нанести какой-нибудь удар, где засела вся эта англосаксонская гидра?
Елена Рыковцева: Вы правильно подсказываете, я не подумала, может быть, он Белый дом имеет в виду.
Роман Цимбалюк: Судя по всему, речь все-таки идет о территории Украины. Грозят они ударами по украинским стратегическим и не только стратегическим объектам не в первый раз: на войне как на войне. Когда они с большим воодушевлением по сотому разу хоронят украинское военное командование, все здесь, живущие в Киеве, прекрасно осознают риски. И вообще, на войне погибнуть шансов больше, чем не на войне, будем исходить из этого. Поэтому мы применим все средства защиты нашего неба, для того чтобы сбивать российские ракеты.
В этом плане у нас, кстати, неплохие достижения. Сейчас небо над Украиной защищают не только "Пэтриоты", не только IRIS-T, а еще франко-итальянский аналог "Пэтриота" или С-400. То есть систем много. Война покажет, мы же тут не будем никого забрасывать шапками. Единственный нюанс, что Крым – это не территория России, соответственно, все меры по освобождению этой территории будут проведены в полном объеме. Поэтому нам грозить не надо. Я просто напомню всем, что объекты на территории Крыма, в том числе авиабазы, корабли и так далее, поражались не единожды, и этот процесс будет продолжен в меру наших возможностей и нашего желания.
Меры по освобождению территории Крыма будут проведены в полном объеме
Елена Рыковцева: То есть украинская сторона не будет давать никаких гарантий, что редкий "Хаймерс" не долетит до середины Крыма?
Роман Цимбалюк: Пока российские товарищи могут выдыхать в части "Хаймерсов". Насколько мне известно, на вооружении украинской армии еще нет ракет на 300 километров, которые стартуют с земли. А вот для Storm Shadow нет никаких ограничений. Тут самое главное – угроз подобного рода было много. Конашенков первый раз угрожал уничтожать центры принятия решений еще год назад – держимся как-то. Еще вопрос: где эти центры принятия решений? Если кто-то думает, что это какой-то дом, например, на улице Банковой, то я, если честно, сомневаюсь. У нас принимаются все меры предосторожности, работает система мониторинга воздушного пространства. В отличие от очень многих граждан Украины, которые игнорируют сигналы тревоги, военное и политическое высшее руководство их не игнорирует, им просто запрещено игнорировать. Повоюем еще.
Елена Рыковцева: С нами на связи Олег Саакян. Когда Владимир Путин регулярно говорит о том, что уже попали по центрам принятия решений, после чего тут же вбрасывается, что оттуда вывезли на носилках в Германию известного военачальника, когда Сергей Шойгу опять угрожает, они не обесценивают тем самым само понятие "удар по центру принятия решений"? Может быть, скоро это будут какие-то "волки, волки"?
На Западе достаточно серьезно опасались неких "красных линий"
Олег Саакян: Вы абсолютно правы, обесценивают. Более того, поднимают курам на смех любые свои последующие вопли решительного характера отмщения. Вообще, данное видео с Шойгу было бы более характерно, если бы появилось 20 июня 2022 года, вот тогда оно еще выглядело как-то с этим надуванием щек, уже и тогда, на самом деле, не очень убедительно, но, тем не менее, оно было в общем контексте. Действительно, на Западе достаточно серьезно опасались неких "красных линий", которые рисовались, прежде всего, самими западными аналитиками, о том, где может проходить эта "красная линия" у Путина. Тогда Медведев говорил, что в случае ударов по Крыму будет некий Судный день, либо апокалипсис, либо что-то еще такое страшное, а в момент удара по Крыму он этот пост удалил. Это, наверное, было самым решительным действием, на которое он смог на тот момент пойти. Точно так же, как и многие другие вещи потом объяснялись "эффектом линзы".
Сейчас, когда Шойгу заявляет, что если будут удары по Крыму, то это повлечет за собой удары по центрам принятия решений, причем как забавно звучит – это будет означать вовлечение Соединенных Штатов, Британии напрямую в войну и приведет к ударам по центрам принятия решений на территории Украины! Несколько не сильно клеится! Соответственно, тогда вопрос: хорошо, мы в Киеве испугались, так уж и быть, не будем бить по Крыму, прямой наводкой по Москве. В Украине как раз заявили недавно, что испытания украинского беспилотника, летящего на тысячу километров, прошли успешно, уже было боевое применение. Соответственно, раз Крым – это удар по центрам принятия решений, не будем дразнить, не будем медведя за усы тягать, а просто будем бить сразу же в президентский штандарт над дворцом в Кремле.
Медведев говорил, что в случае ударов по Крыму будет Судный день, а в момент удара он этот пост удалил
Конечно, это звучит нелепо, во многом это кризис жанра, годовое дежавю, он и связан с тем, что России уже нечего сказать. Пока не начали сбивать "Кинжалы" и "Искандеры", которые оставались единственным вроде как недосягаемым для Украины оружием, Россия могла сказать: смотрите, вот если, то мы ударим ими, и вы просто будете наблюдать, как они летят. Более того, смотрите на Западе, вы еще взмолитесь, нет ли там внутри тактического ядерного оружия, поскольку эти ракеты являются потенциальными носителями. Соответственно, вы будете просто наблюдать, как они летят туда, куда мы захотим, ведь вы не можете их сбить. И тут выяснилось, что Украина их сбивает, причем с завидной эффективностью, с момента, когда были поставлены на боевое дежурство "Пэтриоты" и другие системы, которые способны сбивать ракеты, летящие с баллистической траекторией: еще ни одна из них не попала в цель.
Елена Рыковцева: С нами Виктор Верцнер. Как военный эксперт оцените то, что сказали коллеги. Почему выделен Крым? Действительно, по логике, как наблюдательно отметил Роман Цимбалюк, куда угодно палите этими "Хаймерсами", только по Крыму нельзя. С военной точки зрения может ли быть прямой запрет со стороны союзников для Украины применять это оружие именно в отношении Крыма?
Виктор Верцнер: Начнем сразу со второго вопроса, потому что ответ на него будет связан с ответом на первый. Во-первых, такого быть не может, уже много раз разные западные политики сообщали, что у них нет проблем с применением западного вооружения по территории республики Крым по одной простой причине: по всем международным законам она является территорией Украины. Поэтому я не вижу никаких проблем с этой стороны, их быть не может, как уже много раз было заявлено.
По всем международным законам Крым является территорией Украины
Что касается того, почему Крым взяли как отдельный кластер, на мой взгляд, тут объяснение простое: украинское оружие или советское оружие, которое было в распоряжении Украины до начала крупномасштабной войны, не позволяет достичь таких расстояний, даже если мы берем самую близкую к линии фронта часть Крыма. Некоторое западное вооружение может туда достать, именно поэтому они хотят выделить между Белгородской областью и Крымом тем, что Крым обстреливается западными ракетами или какими-то другими неизвестными, а Белгородская область обстреливалась как раз украинским вооружением или советским вооружением, которое было на вооружении Украины. Именно поэтому они выделили Крым таким отдельным кластером.
Елена Рыковцева: Я бы хотела вернуть наших экспертов и нашу аудиторию на год и три месяца назад. 29 марта 2022 года, Стамбул, сенсационные переговоры между российской и украинской делегациями. Потом их не было, возможно, уже не будет. Владимир Путин в эту субботу неожиданно вытащил из рукава буквально некие бумажечки и начал трясти ими перед носом своих африканских гостей. Мы решили эту историю реконструировать, освежить в вашей памяти и предложить нашим экспертам поделиться своими мнениями о том, зачем он это сделал сейчас и что это может означать.
Елена Рыковцева: Как вы считаете, для чего сегодня Путину потребовалось показать эти бумаги, которые он, как сам говорил, полтора года держал в каком-то сундучке?
Роман Цимбалюк: Мы должны, прежде всего, поблагодарить американские и европейские комплексы ПВО, которые не позволили российскому диктатору убить африканских лидеров, они смогли доехать живыми и здоровыми до Москвы и все это выслушать. Если бы они еще внимательнее слушали и смотрели на Владимира Путина, то они бы заметили, как у него растет нос от отборного и качественного вранья. Самое главное Владимир Путин не сказал. Мы понимаем его миротворческий запал, он хочет показать всему миру, что он не чудовище, что он как Гитлер, но немножечко лучше. Ведь Адольф тогда говорил так: Германия хочет мира, но только на своих условиях. И что-то подобное мы слышали здесь и сейчас.
В результате миротворческих инициатив Путина российская армия хапала все больше территорий
Вообще, сам факт названия этого документа прикольный: "Договор о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины". Я хочу напомнить всем, особенно нашим африканским друзьям, что Россия уже как минимум дважды являлась гарантом территориальной целостности и неприкосновенности украинских границ – это Будапештский договор, и был соответствующий договор о дружбе, партнерстве и взаимопонимании. То есть документов было написано много. И в результате этих миротворческих инициатив Путина российская армия почему-то хапала все больше и больше территорий нашей страны, что нам, совсем дипломатично скажу, не нравилось. Так вот, Путин, представляя этот момент, не сказал самое главное – о выводе российских войск и статусе оккупированных территорий, которые были до 24 февраля 2022 года.
И самое главное, почему у него растет нос: он же привык смотреть российский телевизор, соответственно, реальность подстраивается у него под его желание, и прошлое подстраивается. Если кто-то сейчас возьмет и просто забьет в Гугле "Путин, Стамбул, почти парафировали договор с Украиной", то вам выскочит новость со ссылкой на такие агентства, как "РИА Новости" и ТАСС, где будет сказано: почти парафировали. Давайте теперь разберемся, где разница между "парафировали" и "почти парафировали". Когда речь идет о "почти парафировали", значит, не договорились, переговорный процесс может продолжаться.
Попытка Владимира Путина предстать в качестве миротворца странная
Самое главное, неясно, о чем же идет речь. Спустя практически полтора года он говорит, что был достигнут этот договор. Внимание, вопрос: сам факт того, что Россия требовала признать себя гарантом безопасности в то время, как российские оккупанты убивали людей в Буче и не только в Буче, что в принципе было странно… Надо было сказать, какой же параметр вооруженных сил. У нас было 250 тысяч, так оно и останется. Кстати, после войны будет демобилизация, кадровый состав армии будет сокращен до 250 тысяч. Масса вопросов, на которые нет ответов!
Поэтому попытка Владимира Путина предстать в качестве миротворца странная. Он же там много чего говорил: что "я против войны". Если ты против войны, что же твои солдаты делают на территории Украины? Простой вопрос, на который не находится ответа. Нужно добавить, чего они хотели, когда были переговоры сначала в Беларуси, потом в Стамбуле: они хотели "финляндизации" Украины, ограничения нашего суверенитета в военных вопросах. Сказать, кстати, что украинская армия была самая сильная в Европе, дух у нас был боевой, но такого оружия, как сейчас, у нас и близко не было, а они тогда говорили, что мы будем согласовывать ваши военные учения. Если вернуться в то время, когда все начиналось, то, в принципе, в Украине действительно могли сказать: ладно, фиг с вашим НАТО, нас все равно туда не берут (кстати, нас до сих пор туда не берут, посмотрите, что говорит Джозеф Байден)... А Путин за это, что нас не берут, уже десятки тысяч своих граждан положил. Тогда Украина была готова сказать: все, остаемся нейтральным государством, но раз мы нейтральное государство, то мы сами будем определять параметры нашей армии, то, как мы будем обеспечивать свою безопасность и, самое главное, с кем мы будем проводить военно-техническое сотрудничество и учения.
Путин за то, что нас не берут в НАТО, уже десятки тысяч своих граждан положил
Всем напомню, что Российская Федерация под руководством Владимира Путина напала на нейтральное государство Украина. Произошло это, как он часто любит замечать, в 2014 году, а именно 20 февраля 2014 года, когда Виктор Федорович Янукович еще жил в Киеве, а не в Сочи. Эта дата выгравирована на соответствующей медали Министерства обороны России.
Елена Рыковцева: Мы спросили москвичей: почему год назад был прерван переговорный процесс между Россией и Украиной?
ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБСУЖДЕНИЯ СМОТРИТЕ НА ВИДЕО