Суды в Санкт-Петербурге зарегистрировали административные дела об отсутствии маркировки так называемого иноагента в отношении журналистов Сергея Ковальченко и Татьяны Вольтской, бывшего директора Новосибирского открытого колледжа Сергея Чернышова, комика Михаила Шаца и бывшего полицейского Олега Кашинцева.
Кроме того, по статье об отсутствии маркировки суд в Петербурге выписал штраф блогеру Владиславу Олейнику, а в Ярославле — ЛГБТ-активисту Ярославе Сироткину.
Татьяна Вольтская – многолетний автор материалов для Радио Свобода. Сейчас журналистка проживает за границей.
- Законодательство об иноагентах в России появилось в 2012 году. Закон позволил Минюсту признавать некоммерческие организации иностранными агентами, если они получают финансирование из-за рубежа и занимаются политической деятельностью. Критерии, по которым определяется такая деятельность, в законе чётко не определены, что позволяет властям преследовать организации, работающие в области просвещения, культуры, здравоохранения, экологии, защиты прав человека.
- Впоследствии появилась возможность признавать агентами СМИ и физических лиц, в том числе тех, кто не получает зарубежного финансирования, но "находится под иностранным влиянием". Что именно следует считать иностранным влиянием, российское законодательство не уточняет.
- Всего в реестр иноагентов включены несколько сотен человек и организаций. Правозащитники отмечают, что после начала войны России против Украины список пополняется чаще и активнее: если в 2021 году иноагентами стали 110 физлиц и проектов, то в 2022-м – 188, а в 2023-м – 227.