Ссылки для упрощенного доступа

"В режиме унижения". Дело правозащитника Алексея Соколова


Алексей Соколов
Алексей Соколов

8 июля уральскому правозащитнику Алексею Соколову, задержанному ранее по обвинению в публичной демонстрации экстремистской символики, продлили содержание под стражей до 1 сентября. Обвиняемый утверждает, что дело против него сфабриковано по заказу ГУФСИН и что его сейчас намеренно передали в руки тем, против кого он боролся многие годы.

О том, что у Алексея Соколова идет обыск, первыми узнали не члены его семьи и не коллеги, а журналисты. По сведениям источника РС, сотрудник пресс-службы ФСБ по Свердловской области рано утром лично обзвонил корреспондентов некоторых СМИ, начиная с провластного издания "Урал.Live" (считается, что оно связано с пропагандистом Владимиром Соловьевым). Журналистам сказали: "Езжайте срочно на работу, будет для вас пресс-релиз". Им прислали видео вторжения в квартиру Соколова и подробности, которые предлагалось обнародовать.

"Налет с захватом добычи"

В 6 утра 5 июля вооруженные сотрудники силовых структур ворвались с обыском по домашнему адресу известного на Урале юриста Алексея Соколова и его гражданской супруги. Никаких удостоверений и постановлений о проведении подобных действий задержанному не предъявили.

Походило скорее на налет с захватом добычи

Обыски также прошли в квартирах его взрослого сына и правозащитницы Ларисы Захаровой. По словам одного из их общих знакомых, это "походило скорее на налет с захватом добычи", чем на процессуальное действие. Самого Алексея уложили "мордой в пол", не позволили вызвать адвоката и побили. Зрителям "Урал.Live" продемонстрировали, как Соколову, лежащему на полу в одних трусах, вооруженные люди задают вопрос: какое место он занимает в преступной иерархии? Алексей Соколов действительно был судим в молодости, но завязал с криминалом и стал юристом.

Алексей Соколов в здании суда
Алексей Соколов в здании суда

Во время обыска у него изъяли компьютеры и телефоны, а также рабочие документы (в последнее время юристы Соколов и Захарова работали без офиса и всю документацию хранили у себя дома). У гражданской супруги Алексея забрали также свидетельство о праве собственности на квартиру и даже ключи.

Ларисы Захаровой в момент обыска в городе не было, и с силовиками пришлось иметь дело ее гражданскому супругу. Его также положили лицом в пол, избили, отобрали в том числе документы на машину и ключи. У всех членов семьи изъяли компьютерную технику и телефоны, забрали рабочие документы Захаровой. То же самое было в квартире у сына Соколова, 22-летнего студента, жилье которого обыскивали не менее восьми силовиков.

Обвиняемому не разъяснили суть обвинения, сам он во время допроса находился в наручниках

Сразу же после задержания следователь Русаков попытался допросить задержанного, но Соколов настаивал на допросе под видеозапись и отказался от услуг защитника по назначению. Адвокат по соглашению смог попасть к своему подзащитному только в середине дня, спустя примерно восемь часов после задержания. В протоколе допроса зафиксировано, что обвиняемому не разъяснили суть обвинения, сам он во время допроса находился в наручниках, допрос проводился "в присутствии двух сотрудников в маске, в черной форме и с оружием". Также есть отметка, что в присутствии адвоката одним из участников следственной группы была предпринята попытка оказать давление на задержанного с требованием признать вину. Связаться с самим адвокатом Соколова корреспонденту Радио Свобода не удалось.

"В качестве превентивного исправления"

До осени 2023 года Алексей Соколов много лет вел интернет-сайт "Правозащитники Урала" и собственный YouTube-канал, где он выкладывал материалы на тему нарушений прав осужденных в колониях Свердловской области. Его оппоненты из ГУФСИН неоднократно подавали иски о защите деловой репутации против Соколова и его коллег. Поводом для судебного разбирательства становились размещенные на сайте статьи и видео о пытках, избиениях, физическом и моральном унижении осужденных в исправительных учреждениях региона.

Скриншот из последнего видео, полученного Соколовым
Скриншот из последнего видео, полученного Соколовым

Так, в 2007 году Алексей выложил на своем канале фильм "Фабрика пыток, или педагогический опыт", в котором показал подлинные кадры пыток из ИК-2 в Екатеринбурге. Снимали их сами сотрудники колонии и затем демонстрировали другим заключенным "в педагогических целях". Колония прославилась на всю Россию как "образцово-показательная пресс-хата", а ее руководитель Сергей Ветошкин на основе личного опыта даже защитил докторскую диссертацию по теме "Пенитенциарная педагогика как наука и область педагогической деятельности". В своих выводах Ветошкин практически отрицает презумпцию невиновности, утверждая, что "в объект пенитенциарного воздействия целесообразно включать лиц, заключенных под стражу до решения суда, воспитательную работу с данной категорией необходимо рассматривать в качестве превентивного исправления".

Выйдя на свободу, он получил высшее образование по специальности "Юриспруденция"

В результате пыточного скандала, поднятого Соколовым и его соратниками, доктор педагогических наук Сергей Ветошкин ушел с поста начальника колонии и отправился "превентивно исправлять" студентов – стал преподавателем Уральского педагогического университета. Лишились работы еще несколько его подчиненных. А правозащитник Соколов два года спустя, уже будучи членом ОНК по Свердловской области, в третий раз в жизни оказался в заключении сроком на три года. Заключенные из разных уральских колоний заявили, что девять лет назад Соколов был соучастником их преступлений. Сам он утверждал, что дело было сфабриковано по заказу ГУФСИН, но доказать это не смог.

После освобождения ЕСПЧ присудил Алексею Соколову компенсацию 10 тысяч евро. Выйдя на свободу, он получил высшее образование по специальности "Юриспруденция" и продолжил правозащитную работу.

11 октября 2023 года Алексей была арестован на пять суток по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ за наличие значка "экстремистской" сети фейсбук на своем сайте. После этого он решил, что проще закрыть этот сайт вместе с YouTube-каналом "Правозащитники Урала", чем пытаться соответствовать нормам современной цензуры. Одноименный телеграм-канал продолжал работать.

"Всё это происходит в режиме унижения"

Незадолго до ареста Соколову в руки попало очередное видео с издевательствами над заключенным-мусульманином, которое он собирался расследовать и затем опубликовать.

Начало записи – заключенный с волосами и бородой
Начало записи – заключенный с волосами и бородой

На видео в помещении с решеткой на окне пятеро мужчин в форме сотрудников ФСИН и трое спецназовцев в балаклавах проводят досмотр личных вещей и одежды заключенного. Он добровольно раздевается до трусов, затем силовики валят его и на какое-то время прижимают к полу. Потом силовики расступаются и позволяют встать. Человек уже абсолютно нагой, без бороды, усов и трусов, а на небрежно обритой голове торчат местами клочки волос.

Это происходит в режиме унижения, бреют мусульманина, его обривают полностью

– Видео без слов, поэтому непонятно, предъявляли к нему какие-то требования или нет, непонятна степень законности этих требований, – комментирует эти кадры другой правозащитник из Екатеринбурга Николай Ромов (имя изменено). – Факта избиения здесь не зафиксировано, зато есть факт унижения личного достоинства. То, что его принудительно обривают, это незаконно, то, что бреют какие-то спецназовцы, а не парикмахер из колонии, – тоже незаконно. Всё это происходит в режиме унижения, бреют мусульманина, его обривают полностью, причём видно, что эта операция была не для того, чтобы его действительно подстричь, а для того, чтобы унизить, потому что у него потом какие-то ошмётки волос на голове остаются. Если уж решили обрить, то должны это сделать гладко, чтобы красиво выглядело. Усы и бороду зачем-то полностью сбрили, хотя в правилах внутреннего распорядка, пункт 323, написано, что короткую бороду, короткую стрижку и короткие усы носить можно. Тем более трусы, их тоже сняли с целью унижения. Это все не вчера придумали: Лаврентий Берия, например, практиковал допросы людей абсолютно голыми, потому что это хороший способ унизить человека, заставить его чувствовать себя беззащитным и подчинить своей воле, – заключает собеседник РС.

Правозащитник Родион Дмитриев предполагает, что предметом интереса силовиков может быть даже не сама видеозапись, а тот, кто ее передал:

– Я вполне допускаю, что причиной задержания действительно может быть это видео. Есть режимный объект, есть видеозапись помещения режимного объекта, она, естественно, не предназначалась для свободной публикации. Но кто-то же ему её передал, безусловно, это какой-то сотрудник либо лицо, имеющее допуск. Возможно даже, это какая-то оперативная утечка. И эта утечка сама по себе может обладать признаками преступления, – говорит он.

В конце видео заключенный обрит налысо
В конце видео заключенный обрит налысо

Человек на видео предположительно был опознан через соцсети и программу распознавания лиц. Его имя известно уральским правозащитникам, которые считают, что он сейчас в опасности, поскольку находится в полной власти людей, которые над ним издевались. Юристы из Екатеринбурга пытались установить его текущее местонахождение, чтобы предложить помощь, но это пока не удалось. Бывшая коллега Захаровой и Соколова Яна Гельмель считает, что из-за скандала осужденного, скорее всего, уже вывезли за пределы Свердловской области.

"Подоплека в чем-то другом"

"Во время обыска у Алексея Соколова изъяли документы на иностранных языках, визы в страны Евросоюза, заявки на грантовые проекты и вид на жительство в Грузии", – делится эксклюзивной информацией "Коммерсантъ". Однако друзья и знакомые Алексея утверждают, что ни ВНЖ, ни гражданства Грузии у него никогда не было и нет. Они рассказывают, что в 2013 году Соколов побывал в Грузии в рамках очередного правозащитного образовательного проекта. Их группу пригласили на экскурсию в миграционный центр Грузии. Чтобы участники убедились, как четко и слаженно работает система по принципу "единого окна", желающим предложили тогда за час изготовить муляж грузинского паспорта в качестве сувенира. Обложка действительно напоминает настоящий паспорт Грузии, но внутреннее содержание отличается: "документ" составлен на английском языке вместо грузинского и не содержит всех необходимых сведений.

– Скорее всего, именно этот артефакт бравые силовики и обнаружили дома у Соколова, но мне непонятно: неужели следователи не могут отличить сувенир от настоящего паспорта? У меня впечатление, что все это притянуто за уши и дело шито белыми нитками, – говорит один из знакомых Соколова.

В случае Соколова пригодился административный арест за логотип фейсбука

После обыска правозащитнику было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 282.4 УК РФ, за "неоднократную пропаганду или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций". Эта статья УК имеет административную преюдицию, то есть уголовному обвинению должно предшествовать административное наказание по аналогичной статье КоАП. В случае Соколова пригодился административный арест за логотип фейсбука. Теперь же "экстремистской символикой" следователи объявили ссылки на материалы из той же соцсети, размещенные в разное время в телеграм-канале "Правозащитники Урала".

Соколов на суде по мере пресечения
Соколов на суде по мере пресечения

6 и 8 июля прошли заседания суда об избрании Соколову меры пресечения. Первичное задержание сперва продлили с 48 до 72 часов, затем уже было принято решение о заключении Соколова под стражу до 1 сентября. Оба заседания прошли в закрытом режиме – журналистов и группу поддержки пустили в зал только на оглашение резолютивной части. Сам Алексей Соколов за решеткой выглядел уверенно и жизнерадостно. Он успел сказать пришедшим, что в принципе готов ко всему, но "умирать не собирается".

По 282-й статье УК человеку может грозить до четырех лет лишения свободы. При этом предусмотрен и целый ряд более мягких наказаний, начиная от штрафа и заканчивая различными видами принудительных работ. Правозащитник из Екатеринбурга Родион Дмитриев (имя изменено) обратил внимание, что примененная к Соколову мера пресечения не соответствует тяжести статьи, а реакция силовиков непропорциональна выдвинутому обвинению.

Сведения, которые получает от подзащитных Соколов, также могут представлять чей-то оперативный интерес

– Это что, особо тяжкое преступление? Вполне могли ограничиться запретом определённых действий либо домашним арестом, – говорит Дмитриев. – Я, если честно, не ожидал заключения Соколова в СИЗО. Так не должно было произойти. С учётом того, что блогера Евгения Анисимова (автор телеграм-канала "Прекрасная Россия" во время уголовного дела о клевете находился под запретом определенных действий. – РС) при схожих обстоятельствах не закрыли, я думал, что и Алексея тоже отпустят. Но его закрыли, значит, подоплека в чём-то другом. Получается, они её публично озвучить не могут. Я думаю, что такое решение невозможно принять на уровне Екатеринбурга, значит, санкцию на подобные меры дала Москва.

Соколов работает в сфере, где много острых моментов, а люди, которых он защищает, могут привлекаться в том числе по экстремистским и террористическим статьям. И если они находятся в оперативной разработке, то возникает противоречие между интересами правозащиты и следствия. И сведения, которые получает от подзащитных Соколов, также могут представлять чей-то оперативный интерес. Люди, которые работают в сфере уголовного и уголовно-исполнительного права, всегда в зоне риска. Когда этим занимается адвокат, у него есть статус и определенный иммунитет, а Соколов здесь выступает как простое физическое лицо, и поэтому его риски выше: он может в любой момент сам оказаться объектом оперативной разработки.

XS
SM
MD
LG