Нефтяные пятна, которые образовались в море после крушения танкеров в Керченском проливе в середине декабря, к началу января достигли Севастополя и Южного берега Крыма. Таким образом, загрязнение распространилось уже на несколько сотен километров от места катастрофы. Власти аннексированного Россией Крыма ввели режим чрезвычайной ситуации регионального масштаба в Севастополе и нескольких районах на востоке полуострова. Волонтеры и спасатели борются с загрязнением и спасают животных, но зоозащитники называют эти действия хаотичными и малоэффективными. Главная угроза еще впереди: нефтяные пятна площадью несколько квадратных километров замечены в опасной близости от крымского побережья, а большая часть мазута начнет всплывать на поверхность ближе к лету, когда морская вода согреется.
Во время сильного шторма 15 декабря в Керченском проливе потерпели крушение два российских танкера с нефтепродуктами – "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239". Они суммарно перевозили около 9,2 тыс. тонн мазута. В результате происшествия нефтепродукты попали в Черное море. Масштабы бедствия до конца не выяснены: по официальным данным Морспасслужбы России, в море утекло 2,4 тыс. тонн нефтепродуктов. Остальное топливо якобы надежно запечатано в резервуарах, ушедших на дно, и угрозы окружающей среде не представляет. Сначала мазут вынесло на побережье Краснодарского края – им оказались загрязнены десятки километров берега, после чего 25 декабря власти региона ввели режим чрезвычайной ситуации. Спустя несколько дней мазутные пятна дошли до оккупированного Крыма.
Разлив нефтепродуктов вызвал экологическую катастрофу. С ее последствиями вот уже три недели борются волонтеры в Крыму и на Кубани. Обстановка близка к критической: по заявлению экологов, от разлива мазута погибли десятки дельфинов; счет испачканных в нефтепродукты птиц, для которых загрязнение представляет смертельную опасность, идет на тысячи. Стремительному распространению загрязнения способствуют волны, ветер и морские течения: штормовая погода в это время года – обычное явление.
В зоне поражения – сотни километров побережья
От Керченского пролива до юго-западной оконечности Крыма, где находится аннексированный Севастополь, – более 250 километров по прямой. В первые дни после крушения танкеров казалось, что разлив мазута не представляет для города никакой опасности: слишком уж большое расстояние, да и основную часть разлившихся нефтепродуктов волнами вынесло на кубанский берег. Однако в наступившем году мазут добрался до севастопольского побережья.
Нефтяное загрязнение в окрестностях Севастополя впервые обнаружили 3 января – спустя 2,5 недели после инцидента в Керченском проливе. Пятно размером примерно 1,5 на 1,5 метра выловили недалеко от входа в Балаклавскую бухту. Небольшие загрязнения нашли на Серебряном пляже, в нескольких километрах от Балаклавы. Тогда же севастопольцы сообщили и о первых птицах в мазуте – их обнаружили в районах бухт Ласпи и Омега, а также на пляже Учкуевка. В государственном ветеринарном центре Севастополя развернули пункт приема пострадавших животных.
На следующий день мазут объявился на пляжах Голубая бухта и Толстяк, а на пляже Звездный берег в поселке Орловка нефтяной пленкой оказалось покрыто около 800 метров берега. Несмотря на заявления российской администрации Севастополя о том, что "массового загрязнения береговой линии не обнаружено, но есть локальные выбросы мазута на пляжах", в городе объявили режим чрезвычайной ситуации регионального масштаба. Буквально за пару следующих дней сотрудники МЧС и Севприроднадзора, а также местные волонтеры собрали на побережье более 110 тонн загрязненного грунта.
Оккупационная администрация Севастополя пытается создать видимость того, что ситуация находится под контролем. Тем не менее с ликвидацией последствий бедствия власти, очевидно, не справляются: в телеграм-канале назначенного Россией главы Севастополя Михаила Развожаева и в подконтрольных российским властям СМИ появились призывы к местным жителям присоединиться к уборке мазута.
Поскольку нефтяное загрязнение дошло аж до Севастополя, в зоне поражения оказался и весь Южный берег Крыма, в том числе курортные зоны и заповедные прибрежные территории. По сведениям эколога Георгия Каваносяна, пятна мазута достигли Феодосии, Судака, Алушты и Партенита. В частности, обильные загрязнения на участке протяженностью 2 километра замечены в бухте Капсель, рядом с заповедником "Мыс Меганом". Охранной зоне заповедника в последние годы нанесли колоссальный ущерб российские застройщики, создавшие на морском берегу круглогодичную резиденцию пропагандистского молодежного форума "Таврида". Против этого решения протестовали экологи и активисты. Теперь бухту Капсель постигло новое бедствие в виде разлившегося мазута.
Хаотично и неэффективно
Вытекший в море мазут губит все живое: опускаясь на дно, он отравляет рыбу, дельфинов, моллюсков и планктон; поднимаясь на поверхность, пачкает птиц. Сразу же после катастрофы волонтеры в Краснодарском крае и в Крыму начали не только собирать нефтепродукты, которые волнами выносило на берег, но и отмывать птиц. По подсчетам экологов, на Кубани к 6 января удалось спасти более 5,8 тыс. пернатых. Как минимум 1,6 тыс. птиц погибли. Известно о случае, когда отмытых птиц раньше времени выпустили на волю и они не выжили.
По Крыму точных сведений о спасенных и погибших птицах нет. По данным Михаила Развожаева, на вечер 6 января в Севастополе от нефтяного загрязнения пострадали всего 42 птицы, но так ли это на самом деле – неизвестно. Судя по сообщениям волонтеров в соцсетях, эти данные сильно занижены. "На Херсонесе десяток птиц измазаны в мазуте, плавают, но лететь не могут. Их только на лодке можно поймать", – написал один из местных жителей в севастопольском чате координации волонтеров. "Обнаружены три большие поганки (чомги) в бухте Омега. Одна вымазана в мазуте, остальные под вопросом. До этого в Омеге видели измазанную озерную чайку", – сообщают очевидцы.
Всплывать на поверхность мазут начнет ближе к лету, когда поднимется температура воды в Черном море
Именно на волонтеров легла основная работа по спасению животных. Чиновники ограничиваются лишь выделением помещений для штабов. Все необходимое для отмывки птиц – резиновые перчатки, моющие средства, ватные тампоны и палочки, сорбенты и многое другое – волонтеры покупают за свой счет. Есть опасность, что поток желающих помогать схлынет после окончания длинных новогодних выходных, и тогда спасать животных будет некому.
Добровольные помощники сами находят и отлавливают птиц, в том числе краснокнижных, моют их в специально оборудованных пунктах, после чего доставляют на передержку в парк львов "Тайган" под Белогорском и в зоопарк "Сказка" в Ялте. При этом зоозащитники отмечают, что из-за нехватки профессиональных орнитологов и ветеринаров помощь пострадавшим птицам оказывают хаотично и неэффективно. Птицам не созданы необходимые условия для реабилитации, поэтому многие из них погибают уже после того, как их отмыли от нефтепродуктов.
Бомба замедленного действия
Самое драматичное в истории с потонувшими танкерами – это то, что главная угроза еще впереди.
Во-первых, OSINT-исследователи, изучив свежие спутниковые снимки, обнаружили в море к западу от Севастополя несколько нефтяных пятен длиной от 3,5 до 9,5 километров при ширине около 1–1,5 километра. В то же время в Министерстве защиты окружающей среды Украины сообщили, что пятна у берегов Севастополя достигают 15 километров в длину, а общая площадь загрязненной акватории превысила 1 тыс. квадратных километров. Если все это окажется на берегу, волонтеры и спасатели могут не справиться с такими объемами загрязнений.
Во-вторых, из затонувших танкеров в море утек "тяжелый" топочный мазут марки М100. По заявлению российского Минтранса, это первый в мире инцидент с разливом нефтепродуктов такого типа. Особенность этого мазута в том, что он застывает при температуре ниже +25 градусов и не всплывает на поверхность, а погружается на дно или остается в толще воды. Технологий его удаления из водной толщи не существует. Единственный способ бороться с последствиями разлива – собирать мазут с береговой линии. Поскольку катастрофа в Керченском проливе произошла зимой и значительный объем топлива просто утонул, всплывать на поверхность он может начать ближе к лету, когда поднимется температура воды в Черном море.
Некоторым утешением служит то, что примерно к 4 января весь мазут, который мог просочиться из танкеров, вытек наружу. Спутниковые снимки подтверждают, что этот процесс прекратился.