Кому больше не повезло с Путиным: России или миру? Разбудил ли Путин фантомную тоску россиян по авторитаризму? Почему Запад готов отнестись к Кремлю со снисхождением?
Пятнадцать лет эпохи Владимира Путина мы обсуждаем с бывшим советником Рональда Рейгана историком Ричардом Пайпсом, бывшим советником американского посольства в Москве, директором фирмы Kissinger and Associates Томасом Грэмом, американским публицистом Дэвидом Саттером и российским адвокатом, получившим убежище в США, Борисом Кузнецовым.
7 мая в четверг исполнилось пятнадцать лет с момента вступления Владимира Путина в должность президента в первый президентский срок. За эти пятнадцать лет Владимир Путин сумел не только превратить Россию в глазах западных стран из союзника в противника, но и общими со значительной частью россиян усилиями развеять иллюзии относительно того, что Россия может стать естественной частью свободного демократического мира. Во всяком случае, та легкость, с которой Путин вернул к жизни фантомную тоску по авторитаризму в российском обществе, стала грустным символом этой эпохи для историка Ричарда Пайпса. Будучи одним из ближайших советников Рональда Рейгана, Пайпс был среди разработчиков стратегии противостояния Советскому Союзу.
Вот как он оценивает последний пятнадцатилетний отрезок в истории России.
России нужен был лидер, который бы не ставил своей целью превращение страны в так называемую "великую державу" с точки зрения ее военного потенциала
– Мое ощущение – это не то, что требовалось России, – говорит Ричард Пайпс. – Ей нужен был лидер, который бы не ставил своей целью превращение страны в так называемую "великую державу" с точки зрения ее военного потенциала, не бросал бы силы на создание "империи", а занялся бы внутренними реформами, улучшил бы страну изнутри. Путин этого не делает. Он – авторитарный правитель в традиционном российском стиле, который за время своего правления отбросил страну в прошлое, превратил ее в авторитарное государство, где законы почти ничего не значат. Но это то, чего большинство россиян, судя по всему, желают, это то, как они представляют себе "великую державу", Путин отвечает на запрос. В действительности страна нуждается в экономических, социальных реформах, реформе правовой системы. Он этого не делает.
– Что, по-вашему, ожидает Россию, если такое правление затянется, скажем, еще на пять-десять лет?
– Я думаю, что Россия окажется в большой беде. Это не означает коллапса страны, но если произойдет экономическая катастрофа, что возможно, то последствия такого поворота событий предсказать крайне трудно.