Крупнейшая гидрогенерирующая компания Украины "Укргидроэнерго" инициировала международный арбитражный процесс с целью добиться от России возмещения ущерба за уничтожение Каховской ГЭС. Об этом сообщила в четверг, спустя год после трагедии, пресс-служба компании.
По оценкам "Укргидроэнерго", предварительная сумма убытков составляет 2,5 миллиарда долларов. Эксперты полагают, что восстановить Каховскую ГЭС можно будет за 6–7 лет, после деоккупации региона. Ранее сообщалось о сроке не менее 5 лет, отмечает издание "Экономическая правда".
Когда именно был запущен арбитражный процесс, в "Укргидроэнерго" говорить не стали, обратило внимание Reuters.
В сообщении компании отмечается, что основанием для разбирательства служит Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций между правительствами Украины и России от 1998 года. Его действие, как указали в Киеве, истекает 27 января 2025 года. В соответствии с соглашением, "Укргидроэнерго" перед подачей иска выполнила обязательный этап отправки уведомления о разрешении спора. По истечении шестимесячного срока для добровольного возмещения убытков компания обратится в арбитраж, информирует пресс-служба предприятия.
Офис генпрокурора Украины сообщил 6 июня, что в рамках расследования разрушения плотины Каховской ГЭС обвинения выдвинуты против российского генерал-полковника, бывшего командующего группировкой "Днепр" Олега Макаревича. В Службе безопасности Украины полагают, что именно этот российский военачальник отдал приказ на подрыв объекта, пишет Украинская служба Радио Свобода.
- Территория Каховской ГЭС была захвачена российскими военными в самом начала полномасштабного вторжения в Украину в феврале 2022 года. Киев обвиняет российскую сторону в подрыве плотины станции в ночь на 6 июня 2023 года. В результате были затоплены населённые пункты по обоим берегам Днепра, а также участки пахотных земель, без достаточного количества воды для охлаждения реакторов осталась крупнейшая в Европе атомная электростанция – Запорожская АЭС. Сообщалось о многочисленных жертвах.
- Россия возложила ответственность за разрушение станции на Украину, утверждая, что Киев тем самым попытался отвлечь внимание от начала крупного наступления украинской армии.