Объявленное президентом США Дональдом Трампом 2 апреля повышение тарифов до самого высокого уровня за более чем 100 лет привело к падению фондовых рынков и потрясению мировой экономики.
"Это беспрецедентный случай за последнее столетие по масштабам тарифов, количеству стран, по которым они бьют, [и] просто по уровню этих тарифов, – сказала Радио Свободная Европа/Радио Свобода Эмили Килкриз, старший научный сотрудник Центра новой американской безопасности (CNAS). – Я думаю, что мы увидим потрясения, которые невозможно полностью предугадать, потому что мы никогда не сталкивались с таким высоким уровнем тарифов в эпоху глобализации".
По словам экономистов, с которыми побеседовало РСЕ/РС, эти глобальные потрясения могут особенно сильно ударить по Европейскому союзу. Прямое воздействие 20-процентных пошлин Трампа на продукцию ЕС вызвало опасения по поводу грядущей инфляции и экономических перспектив для оказавшихся в затруднительном положении производителей из 27 стран блока. Они уже ощущают влияние американских пошлин на автомобили и сталь. По мнению экспертов, другие крупные отрасли, такие как европейская фармацевтическая промышленность, которая экспортирует значительные объемы продукции на американский рынок, также могут сильно пострадать.
"Фармацевтические компании будут стараться продавать в США как можно больше, – считает Рид И'Ансон, старший экономист компании Kpler, занимающейся торговой разведкой. – Они могут немного снизить цены, чтобы попытаться сохранить конкурентоспособность, но очень вероятно, что прямой спрос на европейские товары в США снизится. Это приведет к ухудшению экономической ситуации в Европе".
Это приведет к ухудшению экономической ситуации в Европе
Тарифы – это, по сути, налог, который платит импортер и который обычно перекладывается на дистрибьюторов, оптовиков, розничных торговцев и, в конечном счете, на потребителей. Около 60 стран, имеющих наибольшее положительное сальдо в торговле с Соединенными Штатами, включая таких ключевых союзников, как ЕС, Япония и Южная Корея, теперь сталкиваются с дополнительными тарифами, превышающими объявленные 10 процентов, а десятки других стран – с тарифами, которые в 50 процентов и более.
Во время своего выступления в Розовом саду Белого дома Трамп сказал, что базовые 10-процентные тарифы почти для всех стран вступают в силу 5 апреля, а более высокие, так называемые взаимные тарифы, будут применяться с 9 апреля.
Хотя экономисты говорят, что объявленный Трампом тарифный режим приведет к удорожанию товаров в США, он также затронет многие отрасли промышленности в Европе и других странах, которые зависят от экспорта на американский рынок.
"Европейские экспортеры, продающие товары в США, будут вынуждены платить более высокую цену, которая отразится на американских потребителях, но это, в свою очередь, повлияет на поставщиков, из-за возможного снижения спроса их способность продавать свою продукцию упадет, [и] они потеряют долю рынка", – говорит Мэтью Гудман, директор Центра геоэкономических исследований Гринберга при Совете по международным отношениям.
Брюссель и отдельные европейские правительства все еще решают, как реагировать. Могут состояться дальнейшие переговоры, но перспектива введения ответных тарифов на американскую продукцию реальна. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что блок "сейчас готовится к дальнейшим контрмерам, чтобы защитить наши интересы и наш бизнес, если переговоры [с США] не увенчаются успехом".
Гудман отмечает, что любые ответные меры со стороны Европы приведут к росту цен для европейских потребителей, а также к скачку инфляции и замедлению экономического роста в США. "Это будет иметь большие последствия для всех, потому что [США – это] крупнейшая экономика в мире, и если ее рост замедлится, то пострадают все".
Я бы очень беспокоилась о влиянии на рабочие места и инвестиции
Эмили Килкриз из CNAS, бывший заместитель помощника торгового представителя США, говорит, что тарифы Трампа могут иметь последствия и для Европы, включая рост цен и даже потерю рабочих мест в ключевых отраслях. "На самом деле я бы очень беспокоилась о влиянии на рабочие места и инвестиции, потому что у вас просто больше нет такого клиента, а с 20-процентным тарифом будет гораздо сложнее продавать на этом рынке".
Новые тарифы США могут иметь и глобальные последствия, повлияв на цены ключевых товаров, которые зависят от глобальных цепочек поставок, и неожиданно переориентировав потоки международной торговли. Например, цена iPhone в США может вырасти на 30-40 процентов, согласно прогнозам финансовой компании Rosenblatt Securities.
Самая дешевая модель iPhone 16 в настоящее время продается по цене 799 долларов, но может стоить до 1142 долларов, если Apple решит переложить расходы на потребителей. Более дорогой iPhone 16 Pro Max, который сейчас продается по цене 1599 долларов, может подорожать почти до 2300. Аналогичный рост цен прогнозируется и на других рынках.
"Это будет иметь волнообразный эффект, и он отразится на множестве компонентов, которые входят в iPhone, от полупроводников, произведенных на Тайване, до стекла, изготовленного в Японии, и сборки iPhone в Китае, – говорит Мэтью Гудман. – Все эти компоненты будут обложены тарифами, и поэтому цена в конечном итоге будет переложена на потребителей, как в Европе, так и в США".
Эскалация торговой войны Вашингтона с Пекином также приведет к глобальным последствиям, которые прямо или косвенно затронут Европу. 4 апреля Китай объявил о введении дополнительных тарифов в размере 34 процентов на импорт из Соединенных Штатов в ответ на аналогичные пошлины, введенные Трампом.
Дональд Трамп также нацелился на страны, через которые китайские компании перенаправляли продукцию на американский рынок, в том числе на Вьетнам, для которого введен новый тариф в размере 46 процентов.
Как объясняет Рид И'Ансон из Kpler, на Соединенные Штаты приходится около 25 процентов китайского экспорта, но поскольку этот рынок теперь обременен тарифами, китайским экспортерам придется снижать цены и переориентировать эту продукцию на другие рынки. Это, в свою очередь, может привести к наплыву китайского импорта со скидками по всему миру. В Брюсселе заявляют, что уже отслеживают этот процесс и готовятся к принятию контрмер для защиты своих производителей.
"Вполне возможно, что в Европу хлынет поток товаров, что вызовет реальные экономические проблемы у европейцев, – говорит Эмили Килкрез – Это может еще больше снизить конкурентоспособность европейских компаний, которые производят такую же продукцию".