Против бывшего директора Музея современного искусства Перми (PERMM) Наили Аллахвердиевой возбуждено уголовное дело по статье об оскорблении чувств верующих, сообщило местное издание ProPerm со ссылкой на источники в прокуратуре.
Поводом для преследования экс-директора стали несколько произведений современных художников, которые выставлялись в музее и вошли в его коллекцию. В частности, упоминаются такие работы, как скульптура Сергея Горшкова "Ангел с трубой", инсталляция Татьяны Аношиной "Голубые города" и гравюра Константина Звездочётова "Paradisi" на христианские сюжеты. Они были представлены на выставках в PERMM ещё в начале 2010-х, когда Аллахвердиева не была директором, но изображения некоторых из них можно найти в каталоге на сайте музея.
Как утверждает издание, дело было возбуждено "по обращениям граждан". Ранее Аллахвердиева обвиняла региональное министерство культуры в цензуре и давлении на музей.
Аллахвердиева покинула должность директора несколько месяцев назад. В 2024 году в музее PERMM и дома у Аллахвердиевой прошли обыски. Как сообщалось, они были связаны с заочным уголовным преследованием участника Pussy Riot и бывшего издателя "Медиазоны" Петра Верзилова, а также с уголовным делом против галериста Марата Гельмана, стоявшего у истоков музея. В России Гельман внесён в реестр так называемых иностранных агентов, а также в список "террористов и экстремистов" из-за своей антивоенной позиции.
Против экс-директора Музея современного искусства PERMM Наили Аллахвердиевой возбудили уголовное дело об оскорблении чувств верующих.
Поводом стал ряд работ в коллекции музея с использованием библейских сюжетов. В частности, произведения Сергей Горшков «Ангел с трубой» и Тани Аношиной «Голубые города». Следствие утверждает, что Аллахвердиева, осознавая возможное оскорбление, допустила их демонстрацию.
Вот чем этот ангел может оскорбить?
В комментариях замечают:
Если натягивать сову на глобус, то голубые/синие (крылья) и желтая (труба), что отсылает к цветам флага братского народа, против которого развязана СВО, которая ни разу не война, а число потерь близится к миллиону, но всем похрен.
По мне, клизма-спринцовка это есть суть не ароматной РПЦ.
Верующие, расскажите где тут оскорбление? Ну хоть намекните?
У нас больная страна, где прокуратура и суд возбуждают уголовные дела против работ современных художников, демонстрируемых в галереях и музеях.
Аз, многогрешный, отыскал крамолу. И "ни-че-го не понимаю"(с). Вернее, понимаю, почему кисы могли обидеться на "Голубые города" (хотя подобные композиции, как мы знаем, создавали и из более...эээ... проблематичных материалов, и даже духовные особы против этого не возражали). Но что крамольного нашли в двух других?
Я понимаю, конечно, что "не ищите логики там, куда вы ее не клали" (с) - но все-таки?
Ну, кроме "был бы человек, а статья найдется".
Аллахвердиева работала в Пермском музее современного искусства с 2014 года, в 2019 году стала его директором. Она покинула свой пост в 2024 году, когда Министерство культуры заявило, что в её работе отмечался конфликт интересов (директор заключала контракты на подготовку выставок с собственным мужем, художником и куратором Арсением Сергеевым). Аллахвердиева отмечала, что Сергеев делал заказанную работу качественно, а об их браке в Минкульте знали и не имели ничего против. В соцсетях тогда переживали из-за ее ухода.
Для меня это самый бесстрашный и принципиальный человек в сфере культуры Перми. Она была моим преподом в магистратуре «Кураторские исследования» и вообще всегда дарила ощущение присутствия рядом высочайшего профессионализма, таланта и верности своему делу. Человек, попавший в Пермь волею судеб, полюбивший Пермь и сделавший для города и края столько, сколько мало кто. Музей PERMM стал пространством, где выросли мои дети. И это бесценно.
Конечно, обыски и допросы не проходят даром. И я думаю, это только видимая нам часть айсберга – неодолимой махины циничного государственного давления, с которым сталкивается каждый, кто пытается делать что-то живое и умное в масштабах города и региона. Я бесконечно восхищаюсь Наилей, что ей так долго удавалось держаться. И бесконечно жалею о такой потере для Перми. Дальше хочется процитировать «Звезду»:
«Когда-то она курировала паблик-арт программу музея, подарившую «Красных человечков», «Пермские ворота» и «Счастье не за горами». Потом сделала PERMM одной из лучших музейных институций в стране. Теперь, спустя 15 лет, она уходит после беспрецедентного давления силовиков.
Я прожил в Перми всего год, но какой – это был 2022. Переехав в марте по любви, я оказался в городе, где у меня практически не было знакомых. И я был совершенно разочарован в каких-либо возможностях искусства влиять на реальность, прежние стратегии и ценности работы казались ложными и провальными
Наиля была одной из первых и в целом немногих, кто откликнулась на мой приезд – приглашала в музей, много и долго общалась, делилась книгами и каталогами и в принципе за короткое время так погрузила меня в богатый и прежде незнакомый мне культурный контекст, что на этих энергиях я еду до сих пор (об этом в спектакле «Путевой очерк» целая глава). Благодаря этому погружению я нашел такие сюжеты и методы, которые сонастроили меня со временем и вернули к чувству, что культурная деятельность имеет смысл. Так я стал делать в PERMM свои первые события — то лекции, то экскурсии, то еще что. Наиля откликалась на все мои предложения и даже предлагала то, к чему я сам еще не был готов. Это был очень, ОЧЕНЬ важный для меня год, в том числе благодаря поддержке Наили