Ссылки для упрощенного доступа

Труба ангелу. В соцсетях обсуждают дело Наили Аллахвердиевой


Против бывшего директора Музея современного искусства Перми (PERMM) Наили Аллахвердиевой возбуждено уголовное дело по статье об оскорблении чувств верующих, сообщило местное издание ProPerm со ссылкой на источники в прокуратуре.

Поводом для преследования экс-директора стали несколько произведений современных художников, которые выставлялись в музее и вошли в его коллекцию. В частности, упоминаются такие работы, как скульптура Сергея Горшкова "Ангел с трубой", инсталляция Татьяны Аношиной "Голубые города" и гравюра Константина Звездочётова "Paradisi" на христианские сюжеты. Они были представлены на выставках в PERMM ещё в начале 2010-х, когда Аллахвердиева не была директором, но изображения некоторых из них можно найти в каталоге на сайте музея.

Как утверждает издание, дело было возбуждено "по обращениям граждан". Ранее Аллахвердиева обвиняла региональное министерство культуры в цензуре и давлении на музей.

Аллахвердиева покинула должность директора несколько месяцев назад. В 2024 году в музее PERMM и дома у Аллахвердиевой прошли обыски. Как сообщалось, они были связаны с заочным уголовным преследованием участника Pussy Riot и бывшего издателя "Медиазоны" Петра Верзилова, а также с уголовным делом против галериста Марата Гельмана, стоявшего у истоков музея. В России Гельман внесён в реестр так называемых иностранных агентов, а также в список "террористов и экстремистов" из-за своей антивоенной позиции.

Maria-Luiza Vilberg

Против экс-директора Музея современного искусства PERMM Наили Аллахвердиевой возбудили уголовное дело об оскорблении чувств верующих.

Поводом стал ряд работ в коллекции музея с использованием библейских сюжетов. В частности, произведения Сергей Горшков «Ангел с трубой»‎ и Тани Аношиной «Голубые города»‎. Следствие утверждает, что Аллахвердиева, осознавая возможное оскорбление, допустила их демонстрацию.

Вот чем этот ангел может оскорбить?

В комментариях замечают:

Если натягивать сову на глобус, то голубые/синие (крылья) и желтая (труба), что отсылает к цветам флага братского народа, против которого развязана СВО, которая ни разу не война, а число потерь близится к миллиону, но всем похрен.

Олег Константинов

По мне, клизма-спринцовка это есть суть не ароматной РПЦ.

Марат Гельман

Верующие, расскажите где тут оскорбление? Ну хоть намекните?

Юрий Самодуров

У нас больная страна, где прокуратура и суд возбуждают уголовные дела против работ современных художников, демонстрируемых в галереях и музеях.

Евгений Левин

Аз, многогрешный, отыскал крамолу. И "ни-че-го не понимаю"(с). Вернее, понимаю, почему кисы могли обидеться на "Голубые города" (хотя подобные композиции, как мы знаем, создавали и из более...эээ... проблематичных материалов, и даже духовные особы против этого не возражали). Но что крамольного нашли в двух других?

Я понимаю, конечно, что "не ищите логики там, куда вы ее не клали" (с) - но все-таки?

Ну, кроме "был бы человек, а статья найдется".

Аллахвердиева работала в Пермском музее современного искусства с 2014 года, в 2019 году стала его директором. Она покинула свой пост в 2024 году, когда Министерство культуры заявило, что в её работе отмечался конфликт интересов (директор заключала контракты на подготовку выставок с собственным мужем, художником и куратором Арсением Сергеевым). Аллахвердиева отмечала, что Сергеев делал заказанную работу качественно, а об их браке в Минкульте знали и не имели ничего против. В соцсетях тогда переживали из-за ее ухода.

Юля Балабанова

Для меня это самый бесстрашный и принципиальный человек в сфере культуры Перми. Она была моим преподом в магистратуре «Кураторские исследования» и вообще всегда дарила ощущение присутствия рядом высочайшего профессионализма, таланта и верности своему делу. Человек, попавший в Пермь волею судеб, полюбивший Пермь и сделавший для города и края столько, сколько мало кто. Музей PERMM стал пространством, где выросли мои дети. И это бесценно.

Конечно, обыски и допросы не проходят даром. И я думаю, это только видимая нам часть айсберга – неодолимой махины циничного государственного давления, с которым сталкивается каждый, кто пытается делать что-то живое и умное в масштабах города и региона. Я бесконечно восхищаюсь Наилей, что ей так долго удавалось держаться. И бесконечно жалею о такой потере для Перми. Дальше хочется процитировать «Звезду»:

«Когда-то она курировала паблик-арт программу музея, подарившую «Красных человечков», «Пермские ворота» и «Счастье не за горами». Потом сделала PERMM одной из лучших музейных институций в стране. Теперь, спустя 15 лет, она уходит после беспрецедентного давления силовиков.

Ваня Демидкин

Я прожил в Перми всего год, но какой это был 2022. Переехав в марте по любви, я оказался в городе, где у меня практически не было знакомых. И я был совершенно разочарован в каких-либо возможностях искусства влиять на реальность, прежние стратегии и ценности работы казались ложными и провальными

Наиля была одной из первых и в целом немногих, кто откликнулась на мой приезд приглашала в музей, много и долго общалась, делилась книгами и каталогами и в принципе за короткое время так погрузила меня в богатый и прежде незнакомый мне культурный контекст, что на этих энергиях я еду до сих пор (об этом в спектакле «Путевой очерк» целая глава). Благодаря этому погружению я нашел такие сюжеты и методы, которые сонастроили меня со временем и вернули к чувству, что культурная деятельность имеет смысл. Так я стал делать в PERMM свои первые события — то лекции, то экскурсии, то еще что. Наиля откликалась на все мои предложения и даже предлагала то, к чему я сам еще не был готов. Это был очень, ОЧЕНЬ важный для меня год, в том числе благодаря поддержке Наили

XS
SM
MD
LG