Ссылки для упрощенного доступа

Территория репрессий. Крымчан преследуют по политическим мотивам


Житель Симферополя проходит мимо здания совета Автономной Республики Крым с баннерами, символизирующими вторжение России в Украину. Симферополь, 27 сентября 2024 года
Житель Симферополя проходит мимо здания совета Автономной Республики Крым с баннерами, символизирующими вторжение России в Украину. Симферополь, 27 сентября 2024 года

В аннексированном Россией Крыму, как и в 2023 году, снова было возбуждено больше всего административных дел о "дискредитации" армии среди российских регионов и оккупированных территорий Украины. В 2024 году таких дел стало больше на четверть.

Выросло также количество политически мотивированных случаев уголовного преследования крымчан, а списки политических заключенных в прошлом году пополнили имена 16 человек, так или иначе связанных с Крымом. Это свидетельствует, что к исходу третьего года полномасштабной российско-украинской войны Кремль продолжает усиливать репрессии в отношении жителей полуострова.

Лидерство по числу дел о "дискредитации"

На аннексированные Крым и Севастополь приходится примерно пятая часть всех административных дел по статье о "дискредитации" вооруженных сил Российской Федерации, которые в 2024 году поступили в российские суды. По данным правозащитного проекта "ОВД-инфо", всего за прошлый год в России и на захваченных ею украинских территориях в суды поступило 2047 подобных дел. Из них на Крым и Севастополь приходится 468 случаев. Полуостров с более чем двукратным отрывом опережает Москву и Московскую область, на которые суммарно приходится 218 дел. Разрыв впечатляет еще больше, если учесть, что в Москве и Подмосковье проживает в восемь раз больше людей, чем в Крыму и Севастополе.

Аннексированный полуостров второй год подряд удерживает печальное лидерство по этому показателю. В 2023 году российские силовики составили 372 административных протокола по статье о "дискредитации" армии в отношении крымчан и севастопольцев. Всего в России и на подконтрольных ей украинских территориях таких дел было 2976. То есть общее количество административных дел о "дискредитации" за год снизилось, а на Крымском полуострове оно выросло на 25 процентов. Это говорит о том, что репрессии в отношении крымчан усиливаются.

Во время акции несогласных с первой волной агрессии России в отношении Украины. Тбилиси, 13 апреля 2014 года
Во время акции несогласных с первой волной агрессии России в отношении Украины. Тбилиси, 13 апреля 2014 года

Жителей Крыма продолжают массово привлекать к ответственности за произнесение запрещенных слов и демонстрацию запрещенной символики. Часто подобные дела заводят по доносам связанного с российскими силовиками блогера Александра Талипова и его единомышленников. В принадлежащем Талипову телеграм-канале "Крымский СМЕРШ" с начала полномасштабного вторжения в Украину публикуют информацию о крымчанах, которые демонстрируют свою антивоенную и проукраинскую позицию. Регулярно там же появляются видео задержаний "провинившихся", которых затем заставляют извиняться на камеру.

К примеру, после доноса задержали заместителя главного врача Симферопольской клинической больницы Андрея Перелыгина. Его арестовали по административной статье о публичной демонстрации запрещенной символики и назначили штраф. Поводом для преследования стал рингтон на телефоне с украинской народной песней "Червона калина".

Оккупационные власти не только подвергают крымчан незаконному преследованию, но и оказывают на фигурантов политических дел физическое и психологическое давление. Одних подвергают унижениям и пыткам, другим не предоставляют медицинскую помощь.

Так, крымского татарина Сервера Зекирьяева, приговоренного к 13 годам колонии строгого режима по обвинению в причастности к исламистской партии "Хизб ут-Тахрир" (запрещена в России, но легально действует в Украине и большинстве стран мира. – Прим. РС), несколько месяцев держали в камере, где он задыхался от испарения газов из лагерной канализационной системы. Другому фигуранту того же дела, Тимуру Ялкабову (17 лет колонии строго режима), тюремное начальство не выдавало ингалятор, несмотря на то что он страдает хронической астмой. Аппарат дали только после того, как у осужденного начались приступы удушья.

Сервер Зекирьяев
Сервер Зекирьяев

Политзаключенных стало больше

Среди оккупированных украинских территорий и регионов России аннексированный Крым лидирует по количеству новых политически мотивированных уголовных дел. Согласно базе данных "ОВД-Инфо", в 2024 году на полуострове завели 19 таких дел. Больше только в Москве, Петербурге, Татарстане и Башкортостане. Всего в России и в оккупированных ею украинских регионах в 2024 году возбудили 609 уголовных дел по политическим мотивам.

Об усилении политического давления на жителей Крыма свидетельствуют и данные, собранные другой правозащитной инициативой. В 2024 году стало больше крымчан, которых проект "Поддержка заключенных. Мемориал" считает политзаключенными. Статус политических заключенных присваивают тем людям, которых российские власти подвергают уголовному преследованию по политическим мотивам.

К концу 2023 года в списках политзаключенных числилось 130 крымчан. Из них 109 человек преследовались по религиозным мотивам, 21 человек – по основаниям, не связанным с религией. В течение прошлого года 11 крымчан (восемь из первого списка и трое из второго) оказались на свободе. Среди них, например, крымскотатарский политик и активист Нариман Джелял, которого российский суд в 2022 году приговорил к 17 годам колонии строго режима по делу о диверсии на газопроводе в крымском селе Перевальное. В июне прошлого года Джеляла освободили вместе с девятью другими гражданами Украины в рамках обмена.

В то же время за 2024 год списки "Мемориала" пополнили сразу 16 человек, так или иначе связанных с Крымом. Большая их часть – 15 человек – были признаны политзаключенными по основаниям, не связанным с религией. Таким образом, число крымских политзаключенных выросло до 135 человек. Это почти 17 процентов от общего числа политических узников в базе "Мемориала" – непропорционально много для Крыма, чье население составляет всего 1,7 процента от населения захватившей полуостров России.

В 2024 году в списке "Мемориала" оказался, например, художник из Евпатории Богдан Зиза. Его задержали в мае 2022 года, после того как он облил синей и желтой краской, а затем попытался поджечь здание городской администрации. В июне 2023 года Зизу приговорили к 15 годам колонии строго режима по обвинению в терроризме и вандализме по мотивам политической ненависти. В апреле 2024 года "Мемориал" признал художника политическим заключенным.

Богдан Зиза
Богдан Зиза

Еще один резонансный фигурант списка – украинский военнослужащий Александр Любас. В октябре 2023 года он в составе диверсионно-разведывательной группы попытался высадиться на западном побережье Крыма, чтобы установить там украинский флаг, но попал в плен. В сентябре 2024 года суд в Ростове-на-Дону признал Любаса виновным в покушении на теракт, контрабанде оружия и боеприпасов, а также незаконном пересечении границы и приговорил к 20 годам заключения.

Политзаключенными также были признаны крымчане, которые получили реальные сроки за расклеивание листовок с украинской символикой, осквернение символов российского вторжения в Украину, донаты украинским добровольческим формированиям на сумму 500 гривен и посты в телеграме с критикой празднования Дня Победы.

Рост приговоров за "измену родине"

В 2024 году в аннексированном Крыму зафиксирован взрывной рост количества уголовных дел по статье о государственной измене. Если с 2014 по 2021 год незаконные российские суды Крыма ни разу не рассматривали дела по статье 275.1 Уголовного кодекса РФ ("Сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией"), а в 2022 и 2023 годах таких дел было по одному в год, то в 2024-м число дел, связанных с госизменой, выросло до 33, подсчитали украинские правозащитники. Такие процессы засекречены: как правило, общественности неизвестны ни имена подсудимых, ни имена судей, ни то, в чем конкретно обвиняют людей.

Подробности одного такого дела стали известны благодаря находчивости самой подсудимой – украинской юристки Людмилы Колесниковой. В октябре она сумела передать активистам из СИЗО, в котором ее содержат, письмо, написанное на чужом бланке. В нем Колесникова сообщила, что последние два года жила в Ирландии, где получила статус временной защиты, а в июне 2024 года приехала в Ялту на похороны матери. Сотрудники ФСБ задержали женщину прямо на кладбище, после чего отправили в СИЗО, где продержали несколько месяцев без предъявления обвинения. Впоследствии стало известно, что на Колесникову завели дело по статье о госизмене. Поводом стала покупка двух NFT-марок с мемом про "русский военный корабль" за 25 евро. Эти деньги пошли на покупку дронов для украинской армии.

За покупку этой марки, выпущенной по случаю потопления крейсера "Москва" украинскими военными, жительницу аннексированного Крыма приговорили по статье "о государственной измене"
За покупку этой марки, выпущенной по случаю потопления крейсера "Москва" украинскими военными, жительницу аннексированного Крыма приговорили по статье "о государственной измене"

Среди других частых оснований для возбуждения политически мотивированных дел против крымчан – статьи о терроризме, экстремизме, участии в незаконных вооруженных формированиях, незаконном хранении оружия, саботаже и шпионаже. Судебные заседания по этим делам проводятся с грубыми нарушениями. На них не обеспечивается открытость процесса, а также независимость и беспристрастность суда, не соблюдаются принципы презумпции невиновности и равенства сторон, нарушается право подсудимых на защиту. По словам правозащитников, нарушение права на справедливый суд над жителями территорий, оккупированных страной-агрессором, можно приравнять к военным преступлениям и преступлениям против человечности.

Таким же попранием норм международного права является и отправка крымских политических узников в колонии и тюрьмы на территории России. Минувший год стал рекордным в этом отношении. Если в 2023 году в российские пенитенциарные учреждения этапировали по меньшей мере 14 жертв политически мотивированных преследований в Крыму, то в 2024 году их число выросло более чем вдвое, до 29 человек. Такие данные приводит общественная организация "КрымSOS".

Среди тех, кого этапировали в минувшем году, – член севастопольской общины "Свидетелей Иеговы" Владимир Сакада, которому дали шесть лет колонии за якобы руководство экстремистской организацией; инвалид по зрению Александр Сизиков, осужденный на 17 лет колонии строгого режима по делу "Хизб ут-Тахрир"; общественные активисты и гражданские журналисты Риза Изетов и Ремзи Бекиров, которым дали 19 лет колонии строгого режима – также по делу "Хизб ут-Тахрир", и многие другие.

Некоторых осужденных отправили отбывать наказание за девять тысяч километров от Крыма. По оценке правозащитников, это делается умышленно – для того, чтобы осложнить свидания политических узников с пожилыми родителями. Это еще одна форма морального подавления осужденных, практикуемая российской властью.

XS
SM
MD
LG