Итальянец с российским паспортом Ланфранко Чирилло известен в первую очередь как архитектор "дворца Путина" в Геленджике. "Система" выяснила, что в портфолио Чирилло есть еще один грандиозный объект – резиденция Путина в аннексированном Крыму. Связь с президентскими стройками грозит Чирилло серьезными последствиями: в Италии его обвиняют в налоговых преступлениях, а в России налоговики уличили в финансовых махинациях связанную с архитектором фирму. Все это не помешало назначению Чирилло вице-президентом Сбербанка, где он будет управлять проектами на миллиарды долларов.
Первого августа, когда весь мир следил за масштабным обменом заключенными между Россией и Западом, на сайте Сбербанка появился короткий пресс-релиз. В нем говорилось, что в руководстве госбанка появился новый вице-президент – событие довольно заурядное. Однако сообщение содержало несколько необычных деталей: назначенец имел итальянское имя и должен был возглавить только что созданный и нетипичный для банка блок "Строительство". Президент "Сбера" Герман Греф лично приветствовал нового члена команды, отметил его "отличное чувство стиля" и характеризовал нового сотрудника как всемирно известного архитектора, "в портфолио которого множество шедевров".
Итальянский архитектор Ланфранко Чирилло, о котором говорилось в пресс-релизе, действительно известен в мире. Его главным детищем считается дворец в Геленджике, который, по версии расследователей, предназначался Владимиру Путину. Благодаря этому "шедевру" журналисты часто называют Чирилло "архитектором Путина". По словам самого архитектора, из-за ассоциации с российским президентом он подвергается преследованиям со стороны итальянских властей, которые в 2022 году обвинили его в неуплате налогов и финансовых махинациях.
Пока в Италии идет расследование, архитектор предусмотрительно осел в России. Впрочем, Чирилло рано расслабляться. Как выяснила "Система", архитектор попал в поле зрения и российских налоговиков тоже, а связанная с ним фирма подозревается в налоговых махинациях на сумму свыше полумиллиарда рублей ($5,4 млн). Налоговые претензии связаны с очередной резиденцией Путина на Черном море. На этот раз в аннексированном Крыму.
"Настоящий русский работяга, работаю, ничего плохого не делал. Я коренной москвич" – так описал себя Чирилло в 2016-м в интервью телеканалу "Дождь". Назвать 65-летнего Чирилло русским и москвичом можно разве что с натяжкой: он родился в итальянском городке Тревизо, окончил венецианский университет и первое время занимался дизайном мебели и интерьеров в Италии. В Москве Чирилло оказался в 1993-м по воле случая – знакомый нашел ему клиента, который хотел "маленькую дачу" на Рублевке. "Я как итальянский традициональный авантюрист сказал: ладно, приеду, посмотрим. И так начинал", – рассказывал Чирилло.
Первый заказчик, которого Чирилло называл лишь по имени, Рустам, познакомил архитектора с президентом "Лукойла" Вагитом Алекперовым, для которого предстояло спроектировать апартаменты. Затем к списку клиентов итальянца добавились и юридические лица – "Лукойл", "Газпром", "Новатэк", а также их топ-менеджеры. Спустя несколько лет после приезда в Москву Чирилло открыл офис на Новом Арбате, и вскоре бизнес стал приносить десятки миллионов долларов ежегодно. Венцом творчества Чирилло можно считать дворец в Геленджике. Итальянец не скрывал, что проектировал резиденцию, но отказывался подтверждать, что именно для Путина.
В 2014-м Чирилло указом Путина получил российское гражданство. Это выгодно экономически, рассказывал архитектор: "Люди работают столько, сколько им нужно, и платят 13% налогов: если ты уклоняешься от них, ты идиот". Налоговый режим в родной Италии зодчему не нравился, а местные налоговики, в свою очередь, подозревали Чирилло в уклонении от уплаты налогов. Конфликт достиг апогея в феврале 2022-го, когда в рамках дела о налоговых махинациях Финансовая гвардия Италии провела обыски на виллах Чирилло и изъяла его имущество на общую сумму в 141 млн евро, в том числе личный вертолет и картины Пикассо, Сезанна и Кандинского.
Чирилло, который на момент обысков находился за пределами Италии, заявил, что у итальянской налоговой не должно быть к нему вопросов, так как он более 30 лет живет и работает в России, где "всегда платил налоги". Впрочем, оказалось, что у российских налоговиков тоже могут быть вопросы к архитектору.
Летом 2019-го Владимир Путин пробыл в Крыму дольше, чем обычно, сообщали "Вести.Крым". По данным госканала, российский президент принимал свою новую резиденцию после ремонта. Специалисты объединили в один президентский комплекс бывшую дачу Михаила Горбачева и дачу покойного генсека Леонида Брежнева, отстроили коттеджи для гостей президента, вертолетную площадку и причал для яхт – так описывали работы "Вести.Крым".
Путин приглядел себе госдачи №6 и №8 в поселке Олива недалеко от Фороса. Затем территория подверглась масштабной реконструкции, за которую отвечало госпредприятие при Спецстрое. Структуры "Спецстроя" занимались возведением объектов Минобороны и "Роскосмоса", а также строили "дворец Путина" в Геленджике. Подрядчиком по ремонту крымских дач назначили управляющую компанию "Стар-Юг", которой доверили их "благоустройство", озеленение территории и даже подбор мрамора.
Новый хозяин, по версии "Вестей", остался доволен проделанной работой. Правда, спустя некоторое время после крымского визита Путина в "Стар-Юг" нагрянула налоговая. Проверка охватывала 2016–2019 годы, то есть период, когда компания занималась реконструкцией крымских госдач. Итоги расследования оказались для "Стар-Юга" неутешительными: налоговики уличили фирму в выводе средств и доначислили нарушителю 743 млн рублей ($8,4 млн) налогов и штрафов. Компания с выводами проверки не согласилась и попыталась оспорить их в суде.
Налоговики выяснили, что часть работ по реконструкции крымских госдач "Стар-Юг" передала субподрядчикам, у которых "отсутствовали силы и средства для выполнения указанных работ". В действительности их выполняла сама "Стар-Юг" с привлечением местных индивидуальных предпринимателей. Контракты с субподрядчиками были фиктивными и заключались для минимизации налогов и вывода средств "на расчетные счета "технических" компаний и физических лиц", заключили налоговики. Представители "Стар-Юга" отрицали, что компания участвовала в налоговых махинациях, а ее субподрядчики были "однодневками". Дело рассмотрели суды трех инстанций, последний – кассационный – поддержал налоговиков. "Стар-Юг" пытается обжаловать решение в Верховном суде.
В разбирательстве в качестве третьего лица фигурирует Ланфранко Чирилло. Правда, ни на одно из заседаний архитектор не явился. В судебных документах он упоминается как владелец подмосковного склада, куда поступали товары для благоустройства крымской резиденции Путина. На самом деле Чирилло и "Стар-Юг" связывает отнюдь не только склад. Учредитель и менеджеры "Стар-Юга" ранее работали на Чирилло, а две его компании выполняли работы на объектах в крымской Оливе (именно там находится резиденция Путина), причем один из контрактов был заключен с компанией "Стар-Юг". Более того, номер Чирилло кто-то записал в Getcontact как "Ланфранко Стар Юг", а в 2017-м архитектор приобрел у "Стар-Юга" вертолет той же марки, что в 2022-м арестовали итальянские силовики при обыске одной из его вилл.
Вертолет обошелся Чирилло в 30 млн рублей ($520 000), хотя двумя годами ранее "Стар-Юг" купила машину за 105 млн ($1,6 млн). Сделку пытался оспорить конкурсный управляющий "Стар-Юг" – с 2020 года (то есть примерно с того времени, как началась налоговая проверка) компания находится в процедуре банкротства. На имущество банкрота претендует не только налоговая, но и то самое госпредприятие при "Спецстрое", которое отвечало за реконструкцию резиденции Путина в Оливе. Из документов следует, что работы "Стар-Юга" на крымских госдачах до сих пор не приняты заказчиком. Видимо, поэтому госпредприятие намерено взыскать с подрядчика 5,2 млрд рублей ($60 млн).
Для Чирилло это плохая новость: ему может грозить субсидиарная ответственность по долгам "Стар-Юга". Этого требует конкурсный управляющий компании-банкрота, суд рассмотрит заявление после того, как установит точный размер долгов перед налоговой и госпредприятием.
У главного "шедевра" Чирилло, который он якобы спроектировал для Путина, непростая судьба. Дворец в Геленджике был полностью поражен плесенью, и его пришлось целиком перестраивать, говорилось в расследовании Алексея Навального. По мнению политика, причина была в том, что дворец спроектировали с ошибками. Сам Чирилло утверждал, что занимался архитектурой и интерьерами, но не строительством.
Со слов одного из работников, демонтажные работы во "дворце Путина" начались в 2018-м. В том же году "Стар-Юг" сдавала свои работы в крымской резиденции Путина. Как минимум на трех объектах – госдаче № 6, пляжном домике и эллинге – были выявлены недостатки, следует из документов из банкротного дела "Стар-Юга". Примерно в то же время у российских структур Чирилло начались проблемы с госорганами.
Осенью 2018-го Центробанк отозвал лицензию у банка "Союзный", которым Чирилло владел вместе с женой сотрудника ФСО Татьяной Кузнецовой, по совместительству управлявшей "дворцом Путина". Летом 2019-го суд постановил конфисковать у компании, принадлежавшей Чирилло, коттеджный поселок в Подмосковье, как того требовало Росимущество. Ранее суды то поддерживали, то отклоняли иск, но после 2019-го стали занимать исключительно позицию госведомства.
В 2021-м налоговая принудительно закрыла архитектурное бюро Чирилло из-за недостоверных сведений об адресе. К этому времени итальянский архитектор, как он сам рассказывал "Медузе", почти разорвал связь с Россией и осел в Дубае. Впрочем, после того, как итальянские власти обвинили архитектора в контрабанде, подделке документов и уклонении от уплаты налогов на 50 млн евро, завели на него уголовное дело и привлекли для его розыска Интерпол, Чирилло вернулся в Москву. Он утверждает, что "не сделал ничего плохого" и стал "сопутствующей жертвой войны в Украине". "Меня преследуют, потому что я известен как архитектор Путина", – жаловался Чирилло.
На фоне разлада с Италией, которую российские власти считают недружественной страной, у Чирилло стремительно налаживаются дела в Москве. В Сбербанке он будет курировать блок с инвестициями в $10 млрд и штатом в 36 тысяч сотрудников. "У нас 137 проектов в России, Индии и Китае. Мы строим виллы и отели на Черном море, курорт в Сибири на границе с Монголией", – рассказывал Чирилло итальянской Corriere della Sera. Короткое интервью по случаю назначения новоиспеченный топ-менеджер российского госбанка давал по телефону, будучи на отдыхе в аннексированном Крыму.
Журналист "Системы" позвонил Чирилло спустя неделю с небольшим после этого интервью. Архитектор снова был в Крыму, и звонок, по его словам, застал его за рулем. Тем не менее он был готов к короткому интервью на русском, но как только речь зашла о Сбербанке, связь оборвалась. Впрочем, ближе к ночи Чирилло объявился вновь и решил объясниться в мессенджере на английском. В сообщении он назвал себя "русским" и привычно раскритиковал итальянские власти, которые якобы преследуют его за работу "на самого известного русского". Со "Стар-Юг" он пересекался, но это была "консультация за чашкой кофе" по общим вопросам "много лет назад". Все остальные события вокруг "Стар-Юг" не имеют к нему отношения, сообщил Чирилло и отдельно подчеркнул, что в России против него не заведено никаких уголовных дел.
"Я работаю в "Сбере", потому что я профессионал и разбираюсь в своем деле. Ничего больше", – заключил архитектор.
На момент публикации в пресс-службе "Сбера" не ответили на запрос "Системы".
Вы можете анонимно поделиться информацией с "Системой" – отделом расследований Настоящего Времени и Радио Свобода.