Владимир Путин одобрил изменения в закон "О молодежной политике в РФ". Особое внимание теперь уделяют "формированию чувства личной ответственности за судьбу отечества, готовности выполнять долг по его защите и духовно-нравственному воспитанию, которое должно формироваться на основании традиционных российских ценностей".
Чиновникам поручено заниматься сохранением и укреплением в сознании молодежи семейного образа жизни и повышением привлекательности жизни на селе. До 2030 года во всех федеральных округах должно быть создано не менее 12 "передовых общеобразовательных организаций".
О молодежной политике путинизма в разговоре с Радио Свобода размышляют студенты и учителя, которых в России из-за политических взглядов подвергли репрессиям.
На молодежь власть обратила внимание благодаря предвыборным кампаниям Навального и Собчак
“Долгое время в России молодежь власти была почти не интересна. Власть не понимала, что молодежь — это очень серьезная категория людей, которая вот-вот вырастет, будет иметь право голоса и начнет принимать участие в политической деятельности. Молодежной политикой очень часто занимались по своей инициативе педагоги и сотрудники администрации. Долгое время в рамках этого направления студентам давали дополнительное образование в сфере развития soft skills, которые позволяют стать более развитыми личностями. Soft skills — это навыки критического мышления, самоанализа, самопрезентации, коммуникации, работы к команде. Молодежная политика была аполитичной и, главным образом, стремилась к тому, чтобы молодые люди могли стать конкурентоспособными на рынке труда. У нас была свобода выбора проектов. Никакими провластными акциями нас долгое время не обременяли. Из министерства науки и высшего образования поступали предложения время от времени принять участие в патриотической акции. Если студенты этого не хотели делать, их не заставляли. Молодежная политика, на мой взгляд, была такой, какой должна быть: про студентов и для их пользы. На молодежь власть обратила внимание, по моему мнению, благодаря предвыборным кампаниям Навального и Собчак. Эти политики работали в том числе с молодежной аудиторией", – рассказал Радио Свобода 23-летний Денис Леонтович, работавший до весны 2024 года специалистом Центра поддержки и реализации проектов и программ Агентства по реализации молодежной политики Самарской области. Он занимался социальным проектированием и экологическим просвещением студентов, пока ему не пришлось бежать во Францию.
Леонтович эмигрировал из-за аутинга, сделанного Александром Хинштейном.
По наблюдениям Леонтовича, бум внимания к молодежной политике со стороны государства пришелся на 2021 и 2022 годы, тогда ее стали заменять на пропаганду.
“Этим стали внутри направления молодежной политики заниматься отделы патриотизма. Выглядело это как поклонение культу личности Путина. Я думаю, что сотрудники этих отделов не верят, что Путин лучший президент и должен править до конца веков. Но такие z-патриотические установки специалистам, занимающимся молодежной политикой, нужно продвигать, чтобы самим продвигаться по карьерной лестнице. У молодежи сейчас единственный путь вверх – это строго следовать линии партии. Я, когда шел работать в сферу молодежной политики, имел совсем иные представления о своей работе. Формат работы, который в 2024 году нам предложила власть, вызвал у меня тошноту и отторжение”.
Поколению, которое наблюдает лицемерие власти, будет сложно сохранить свою индивидуальность
Денис Леонтович считает, что школьники и студенты чувствует фальшь, но ради перспектив им приходится изображать согласие с действиями власти. “Наше поколение, о котором власть долгое время не вспоминала, выработало критическое мышление и независимость суждений самостоятельно. Многие из нас научились думать своими головами именно, потому что нас оставили в покое власть имущие. Поколению, которое сейчас все время наблюдает псевдопатриотизм и лицемерие власти, будет сложно сохранить свою индивидуальность”, – сказал Леонтович.
Власть агрессивной внешней политикой ограничила для большинства молодых людей возможность выехать за границу, увидеть мир и получать новую информацию. Многие страны закрылись от России, война сделала людей беднее, для школьников и студентов сократились возможности получить образование в иностранных вузах и пройти стажировку в международных компаниях.
“Кругозор молодых людей власти сузили. Когда я во время войны заканчивал вуз, у меня были альтернативы практиковать английский язык лишь в Индии или в Пакистане. Я надеюсь, что молодые люди сумеют и в такой ситуации остаться любопытными и продолжат стремиться получать знания из разных источников. Мне бы хотелось, чтобы молодые люди поняли, что самое главное и ценное у них - это они сами, а не президент и какая-либо идеология", - говорит Денис Леонтович.
Другой молодой эмигрант Артем Сахаров во время войны учился в вузе и проводил антивоенные акции. "Работу" российского государства с молодежью он прочувствовал на себе.
Все оппозиционное было признано нелегальным
"До митингов Навального активной работы государства со школьниками и студентами почти не было. Тогда директора в качестве противодействия акциям оппозиции ограничивались воспитательными беседами с учениками и предупреждениями. После возвращения Навального, когда в школах ученики снимали портреты Путина и вешали вместо них портреты Навального за школьников взялись всерьез. Я тогда сагитировал свой класс написать на полях листов с контрольной работой “свободу Навальному”. После этого к нам пришел прокурор и угрожал статьями об экстремизме. После начала войны Путин понял, что молодое поколение агрессивные действия против Украины не поддерживает, и начались "разговоры о важном", плетение маскировочных сетей, отправка писем российским военным. Все оппозиционное было признано нелегальным, и политическое пространство было зачищено”, – сказал Артем Сахаров.
Сейчас Артем Сахаров наблюдает, как его младшие родственники попали под влияние пропаганды. В частности большой популярностью в их среде пользуется певец Шаман и директор лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. Они рассказывают о традиционных ценностях и недавно зачем-то поцеловались на глазах у несовершеннолетних.
“Мы обсуждали на уроках Навального, а современные школьники говорят о Шамане и Мизулине. Она в самом деле популярна у школьников и во время визитов в школы собирает полные актовые залы. Секрет ее популярности в том, что она пытается быть во власти представителем интересов детей. Еще она умеет говорить на языке школьников, владеет мемами, что школьников, конечно, подкупает. Альтернативы им сейчас нет. Формата дискуссий больше нет, существуют только провластные установки “армия-церковь-президент”. У оппозиции сейчас нет возможности живого взаимодействия с молодежью и поддерживать обратную связь – это опасно для людей, живущих в России. Молодежь лишили выбора и альтернативы, она примыкает к тому, что поощряют”, – говорит Артем Сахаров.
Молодежь лишили выбора и альтернативы, она примыкает к тому, что поощряют
После начала войны против Украины из школ начали увольнять учителей с независимыми взглядами. На некоторых заводили уголовные дела. За антивоенные высказывания учитель истории Никита Тушканов осужден на 5 лет лишения свободы в колонии общего режима. К трем годам колонии-поселения учителя истории и обществознания Алексея Показаньева по ч. 1 ст. 205.2 УК РФ (публичное оправдание терроризма) за критику войны на уроке. В апреле 2024 года на учителя биологии Сергея Лопатина завели уголовное дело по статье “Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании ВС РФ”. Он успел эмигрировать.
"В том, чтобы ребята чувствовали себя единой командой, обрели опору в жизни, велика роль наставников. С 1 сентября 2024 года предлагаю ввести федеральную выплату 5 тысяч рублей в месяц для всех советников, директоров по воспитанию в школах и колледжах", – обещал Владимир Путин. Он велел сделать так, чтобы кураторы групп в колледжах и техникумах в небольших населённых пунктах с 1 марта 2024 года получали удвоенную выплату за классное руководство – 10 тысяч рублей.
“Эти доплаты, даже если они были сделаны, на фоне инфляции и роста цен становятся совсем небольшими. Все эти обещания власти не внушают доверия. Двадцать лет обещают ремонтировать школы, но они по-прежнему чаще всего ремонтируются за счет родителей. О социальных лифтах для молодежи чиновники нам рассказывали с начала 2000-х. Лифты работают для детей депутатов и самих чиновников. Для остальной молодежи лифт дойдет в лучшем случае до должности мелкого чиновника, если человек будет особенно сильно стараться и выполнять бессовестные приказы”, – комментирует инициативы Путина бывший школьный учитель из Краснодарского края Александр Коровайный.
Дети сегодня в России учатся цинизму, лицемерию
По мнению педагога, постоянные разговоры о традиционных ценностях, на которых, как считает власть, надо воспитывать молодежь, звучат нелепо. “Россия – это часть цивилизованного мира, и мы не должны хвататься за какие-то традиционные ценности, которые, как правило, противоречат правам человека и принципам гуманизма. Глобальные ценности должны быть важнее традиционных. На молодежь, особенно на школьников, легко воздействовать. Поэтому они сейчас активно вбивают школьникам, а часто даже воспитанникам детских садов, в голову свое вранье, – говорит Александр Коровайный. – На какую-то часть молодежи пропаганда действует. Многие лишь делают вид, что согласны и молчат из опасения за свою жизнь и свободу. Сейчас несовершеннолетних за политические высказывания привлекают к уголовной ответственности. Когда я жил в России, то видел, что молодежь относится к пропаганде критично, и понимает, как все происходит на самом деле. Поставить подписи за кандидата в президенты РФ Бориса Надеждина выстроились очереди, там были люди разного возраста, но преобладала молодежь. Молодые люди, даже если они поверили в пропаганду, могут понять свои заблуждения, как только на них перестанут сильно давить. Я думаю сформировать из молодых людей роботов вряд ли получится", – считает Александр Коровайный.
Борис Романов, учитель, приговоренный в России к 6 годам заочно за антивоенную позицию, считает, что у Кремля нет и не было никакой целостной политики в отношении молодежи.
"Сначала это были попытки контроля молодежи на улицах в нулевые годы: проекты “Наши”, “Молодая Гвардия”. Главарь этих проектов Василий Якеменко честно рассказал недавно, что он просто заработал денег этими проектами. После 2012 года возникли милитаристские движения типа "Юнармии". Помню, как тогда постили все эти безумные переодевания в военную форму времён ВОВ детей младшего дошкольного возраста. Ещё было взятие макета Рейхстага в парке Патриот. Но все эти усилия не привели к тому, что во время мобилизации в сентябре 2022 года люди выстраивались в очереди к военкоматам. Наоборот, по моему мнению, возникло резко отрицательное отношение к этому государственному насилию. Это важный момент в настроениях общества. Из последнего меня удивила информация о массовом буллинге детей, у которых отцы участвуют в СВО (Об этом 6 октября в ходе краевого родительского собрания сообщила заместитель министра науки и образования Забайкальского края Наталия Шибанова). Понятно, что буллинг это массовая практика в российской школе, но я предполагал, что у детей будет больше страха в этой атмосфере всеобщей пропаганды СВО. На самом деле, нет. Есть своя детская среда, и там свои законы. Все эти парты героев или таблички на школах остаются для этого детского сознания просто фоном. К сожалению, дети сегодня в России учатся цинизму, лицемерию и тому, что сильный пожирает слабого. Меня печалит вопрос, как с ними в будущем строить демократическую Россию, где уважают человеческое достоинства", – говорит Борис Романов.