Ссылки для упрощенного доступа

В Европу больше не попасть


Итоги недели в субботнем выпуске 7:40

Добрый день!

Пресс-секретарь российского президента сказал журналистам, что Путин категорически против культа своей личности. Ну слава богу, отлегло:

  • Все российские региональные парламенты одобрили поправки к Конституции. Митинги протеста в Москве запретили, продолжаются задержания пикетчиков.
  • Эпицентр коронавирусной пандемии переместился из Китая в Европу. Общее число жертв эпидемии превысило пять тысяч. В США объявлено чрезвычайное положение.
  • В России зарегистрирован первый случай локальной передачи коронавируса. С 16 марта ограничиваются полеты из России в ЕС.
  • Если вам удобнее читать эту рассылку в Telegram, подписывайтесь на наш канал.

Волонтеры Конституции

Все региональные законодательные собрания России поддержали законопроект о поправках в Конституцию, на это ушло два дня. Поправки нравятся далеко не всем региональным законодателям, но открыто выступить против позволяют себе единицы. Вот короткий разговор с депутатом Госсовета Татарстана, членом фракции “Единой России” Ркаилом Зайдуллиным – он проголосовал против, потому что ему не нравится “государствообразующий русский народ” (для национальных республик это большая проблема, о ее лингвистическом аспекте можно послушать вот этот подкаст).

По всей России продолжаются задержания пикетчиков, протестующих против принятия поправок. Московские власти отказали в согласовании заявителям митингов на 4900 участников. Заявители возмущены, потому что если в стране эпидемия, то запретить нужно не только митинги, но и само всенародное голосование 22 апреля. Пока же подготовка к нему идет полным ходом: в Твери студентов под угрозой провалить диплом заставляют становиться “волонтерами Конституции”, то есть раздавать информационные буклеты о голосовании в торговых центрах и других людных местах.

О дальнейших действиях оппозиции ведется дискуссия. Участники проекта “Нет!”, электронную платформу которого накануне заблокировал Роскомнадзор, анонсировали несогласованную акцию в Москве 22 марта. Вот разговор с некоторыми из них.

Хроники пандемии

Всемирная организация здравоохранения объявила Европу новым эпицентром пандемии коронавируса. Число жертв по всему миру превысило пять тысяч. Вот интерактивная обновляемая карта, на которой можно посмотреть данные по всем странам. В Италии зарегистрирована самая высокая пока смертность за сутки: умерли 250 человек, общее число погибших составило 1266, 17660 человек инфицированы (это на 2,5 тысячи больше, чем было в вечером в четверг).

Вводятся все новые и новые ограничения: президент США объявил чрезвычайное положение (там 1701 зараженный и 41 погибший), Испания (вторая по числу больных в Европе) также вводит чрезвычайное положение и закрывает бары, рестораны, общественные места в Мадриде и прилегающем регионе; общественные места закрываются в Греции; во Франции запрещены мероприятия численностью более ста человек; Чехия закрыла границы (вот репортаж о том, как в стране организована борьба с эпидемией); о закрытии границ объявила Украина, где в пятницу была зарегистрирована первая смерть от коронавируса.

Приостанавливаются перелеты. Во всем мире закрываются музеи, развлекательные центры и пр. – закрыт даже Эверест, на который еще полгода назад стояла очередь из отважных покорителей. Но люди не сдаются – особенно когда они итальянцы.

Угроза якобы минимальна

В России, где, по словам премьера Мишустина, угроза распространения коронавируса “сведена к минимуму”, подтверждена его первая локальная передача (до этого больные привозили вирус из-за границы). За сутки число официально больных выросло на 11 человек, теперь их 45. С 16 марта ограничиваются пассажирские перевозки в страны Европы: сохранятся только полеты в европейские столицы и только из Шереметьева, причем туда будут улетать только “граждане иных стран”, а обратно возвращаться только граждане России.

В Петербурге ввели правило “больше тысячи не собираться”, но верующие, например, не боятся – к привезенным из Иерусалима мощам Иоанна Предтечи стоит очередь. Ранее ограничения по численности собраний ввели в Подмосковье.

После того, как мэр Москвы Собянин объявил о создании дополнительных больничных мест для лечения “внебольничной пневмонии”, у многих возникли подозрения, что Covid-19 в России просто решили называть пневмонией, и журналисты обратили внимание, что число заболевших пневмонией в Москве в январе выросло на 37% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.

“Яндекс” и другие компании рекомендуют сотрудникам работать из дома; по слухам, посольским и частным школам московские власти “настоятельно рекомендуют” объявить каникулы или перейти на онлайн-обучение. Неуязвим только Путин: “Президентская медицина – это отдельное измерение”, – объяснил Песков.

Все прочее списком

  • Евросоюз продлил на полгода санкции в отношении России, связанные с Украиной.
  • Facebook и Twitter удалили более 200 фейковых аккаунтов, связанные с деятельностью пригожинской "фабрикой троллей" в Африке. Подробности здесь.
  • Турция и Россия после четырехдневных переговоров в Анкаре заключили соглашение о взаимодействии в Идлибе – по их условиям, всё отвоеванное армией Асада при поддержке России остается в руках Асада.
  • Трехсторонняя контактная группа по урегулированию конфликта в Донбассе договорилась на встрече в Минске о создании консультативного совета. В него войдут по десять представителей от Киева и так называемых "ДНР" и "ЛНР". У офиса президента в Киеве прошла акция протеста, собравшиеся требовали объяснить эти договоренности.

Ссылки для чтения

  • История. Станислав Смагин рассказывает о книге известной специалистки по истории России Шейлы Фицпатрик “О команде Сталина. Годы опасной жизни в советской политике” (русский перевод выходит в Издательском доме “Дело” РАНХиГС) и дискуссиях вокруг “хорошего” и “плохого” Сталина. Или репортаж из города Сусуман (в 620 км от Магадана), где местный энтузиаст создал народный музей ГУЛАГа.
  • Литература. Разговор с израильской писательницей Орли Кастель-Блюм (вот рецензия на ее “Египетский роман”, за который она получила премию Сапира – главную литературную награду Израиля). Или подборка стихов и прозы классика современной русской поэзии Владимира Гандельсмана, составленная Борисом Кутенковым.
  • Центральноевропейские писатели. Очень симпатичное эссе Игоря Белова о польском классике XX века Ярославе Ивашкевиче; о романе чешского писателя Владислава Ванчуры “Маркета Лазарова” рассказывает Александра Баранова.
  • Перетекания. Предисловие Петра Багрова к новой книге Олега Ковалова, Евгения Марголита и Марианны Киреевой “Советский экспрессионизм: от Калигари до Сталина” (изд-во “Порядок слов”), в котором объясняется суть замысла и рассказывается, как экспрессионизм живописный стал экспрессионизмом кинематографическим. Или разговор с британским музыкальным маркетологом Крисом Куком о том, как цифра и цифровые продажи изменили будущее музыкальной индустрии.
  • Злободневное. Разговор с “Репортерами без границ” о том, как они придумали бороться с национальной цензурой в интернете с помощью игры Minecraft (остроумно). Или подкаст о том, как восемь россиян, против которых в России ведутся уголовные дела, рассказывают о побеге за границу, арестах, обысках, старой и новой жизни.
  • Здоровье (не про коронавирус). Можно ли вылечить депрессию депривацией сна (спойлер: можно, но осторожно).

Искренне Ваши,
Семь Сорок

XS
SM
MD
LG