Ссылки для упрощенного доступа

Сделать мир лучше. Александра Вагнер – о фильме "Перед лицом войны"


На экране – комната в непримечательном офисном здании. Рядом с кофемашиной – ряд простых чашек из магазина ИКЕА. На столе – портрет супружеской пары.

Это первые кадры фильма "Перед лицом войны" норвежского режиссера Томми Гулликсена, друга Йенса Столтенберга, много лет возглавлявшего Североатлантический союз.

Фотография на столе напоминает об обещании жене вернуться домой после окончания срока работы во главе НАТО. Столтенберг должен был уйти со своего поста в 2022 году и в начале фильма говорит о том, что ему наверняка найдут достойную замену. К началу войны в Украине он занимал должность генерального секретаря оборонительного союза два срока подряд, 8 лет, и обещал жене, что вскоре вернется в Норвегию. Но война нарушает эти планы. В Овальном кабинете Джо Байден просит Столтенберга повременить с выходом на пенсию в свете тяжелого кризиса, начавшегося в Европе после российского вторжения в Украину.

Главными героями фильма Гулликсена являются не актеры, а политики – Байден, Зеленский, Макрон, Эрдоган, Орбан. Для режиссера они лишь временные представители своих стран, которые вынуждены сообща решать возникшие из-за войны проблемы – помощь Украине или согласие на вступление Швеции и Финляндии в НАТО. Это впечатление дополняется архивными кадрами первых заседаний Североатлантического союза, на которых в том же помещении, где и сейчас проходят встречи союзников, – совершенно другие политики.

Документальную ленту снимали два года. По словам режиссера, который после показа отвечал на вопросы зрителей ("Перед лицом войны" был частью программы чешского кинофестиваля правозащитного кино "Один мир"), ему позволили снимать всё, кроме самых секретных встреч. Режиссер полагает, что мир высокой политики не создан для фильмов, но ему было важно показать механизмы его работы. Кинематографисты спешили "отразить важное время".

У НАТО есть тысяча причин не пускать нас на свою кухню

"Мы, норвежцы, знали Столтенберга еще до того, как он стал генеральным секретарем НАТО. Мы и раньше снимали документальные фильмы с его участием. Но, конечно, иметь дело с НАТО или вести переговоры с этой организацией, чтобы получить возможность работать в их штабе, – совсем другое дело. Поэтому переговоры о начале съемок заняли довольно много времени. Мне казалось, что это вообще невозможно, потому что никто до меня этого не делал, и у НАТО есть тысяча причин не пускать нас на свою кухню. Но у меня нет другого объяснения: они просто поверили нам и согласились, что речь идет о действительно важном моменте истории. Предоставление общественности доступа к тому, как принимаются решения, как политики разговаривают друг с другом, ведут переговоры, пытаются найти решения – крайне важно", – поясняет режиссер Томми Гулликсен.

Йенсу Столтенбергу приходится решать две параллельных проблемы, когда за ним следует съемочная группа. Это сопротивление Венгрии после того, как Швеция подала заявку на вступление в НАТО, и помощь Украине.

Владимир Зеленский и Дмитрий Кулеба (министр иностранных дел Украины в то время) во время встреч со Столтенбергом и его коллегами постоянно напоминают об оружии, которое необходимо стране для сопротивления российской армии. И Столтенберг после одной из встреч с Зеленским говорит на камеру, что президент Украины ведет себя как военнослужащий.

В 2011 году норвежский ультраправый националист Андрес Брейвик совершил массовый теракт, жертвами которого стали 77 человек, и Путин позвонил тогда премьер-министру Столтенбергу со словами соболезнования и поддержки. Норвежский политик тогда решил, что Россия может стать важным партнером в Европе, но впоследствии перестал Путину верить. И именно по этой причине генеральный секретарь НАТО после начала войны в Украине настойчиво продолжал призывать политиков в ЕС вооружаться. По его словам, еще и потому, что после вступления Финляндии и Швеции в НАТО граница Североатлантического союза значительно увеличилась.

Глава НАТО в фильме объясняет свое постепенное разочарование российским президентом. По его мнению, после падения "железного занавеса" военный союз не мог сказать "нет" странам бывшего соцлагеря и бывшим республикам СССР, когда они просили о членстве. Но реакция Путина на эти устремления не соответствовала тому, что происходило в реальности – в Москве считали, что новые государства не имеют права сами выбирать свою судьбу.

Если мы хотим мира, в котором не всегда побеждает сильнейший, нам нужен альянс

Венгрия – одна из таких стран, и Будапешт сегодня имеет право наложить вето на решение о членстве любого нового государства, которое просит о вступлении в НАТО. Переговоры Виктора Орбана со Столтенбергом проходят за закрытыми дверями. Кинооператор вместе с режиссером и членами делегаций ожидают окончания переговоров. В итоге Венгрия снимает свои возражения, и в более расслабленной атмосфере Орбан жалуется Столтенбергу, что Европейская комиссия чрезмерно давит на него, но тот отвечает, что сделать ничего не может, потому что Норвегия не является членом ЕС.

Намного более сложным решением для Столтенберга является договоренность о поставках оружия Украине. Союзники медлят, в США уже полгода как не одобрен новый пакет военной помощи, и глава НАТО решает отправиться в Киев, чтобы понять, как обстоят дела. Возвращаясь в поезде, он с другими сотрудниками во время обсуждения визита констатирует, что положение тяжелое, а военные неуспехи Украины связаны с задержкой поставок.

В конечном итоге Столтенберг добивается того, что союзники одобряют обязательное, а не добровольное предоставление помощи Украине, и наконец возвращается к жене. Марк Рютте сменяет его на посту генерального секретаря НАТО. Владимир Зеленский остается на своем посту и ждет окончания войны, чтобы приехать на рыбалку в Норвегию – глава НАТО приглашает его в гости во время одной из встреч.

"За последние два месяца мир так сильно изменился, – говорит режиссер Томми Гулликсен. – И, конечно, легко подумать, что фильм показывает эпоху, которая уже завершилась. Мне кажется, в наше время вообще легко быть пессимистом. И все же я надеюсь, что люди найдут в фильме надежду, которая содержится в том факте, что наши лидеры могут найти решения, если они готовы работать вместе, отложив свои личные планы в сторону. Если мы хотим мира, в котором не всегда побеждает сильнейший, нам нужен альянс. Мой фильм не является свидетельством или утверждением, что НАТО – единственный ответ на все проблемы, но я думаю, что защита друг друга, сотрудничество между странами – это способ сделать мир лучше".


Александра Вагнер – журналист Радио Свобода

Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не отражать точку зрения редакции.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG