В России начинается новый учебный год. Страна, в которой растут нынешние школьники, сильно изменилась за последние два года. Война, изоляция от Запада после нападения России на Украину меняют перспективы молодежи. Где-то выпускники после школы отправляются служить и попадают на войну. Кто-то чувствует себя в изоляции из-за антивоенных взглядов и избегает разговоров о политике даже с близкими. А кто-то считает, что их ждет счастливое будущее, просто "потому что они живут в России".
Мы поговорили со вчерашними школьниками о том, что они думают о своих перспективах. Большинство из них, вне зависимости от взглядов, просили не показывать их лица и не сообщать имена.
Разговоры с выпускниками – в фильме "Счастливое будущее" документального проекта "Признаки жизни".
Монологи выпускников
– Мой родной город – небольшой город на Урале, тысяч тридцать, наверное, человек, и там уже есть погибшие от участия в боевых действиях. Это очень молодые ребята, мне больно, что оно так, и ты не можешь никак повлиять. Даже если человек поддерживает [войну] и участвует в боевых действиях, я не чувствую ненависти, я чувствую только какое-то сострадание, потому что понимаю, насколько это тяжелый отпечаток оставит на семье, потому что военные действия меняют людей. Мою семью, к счастью, специальная военная операция пока не коснулась, по сравнению с другими, у кого уже либо погибли знакомые, либо еще что-то подобное произошло.
Сложно вырасти свободной личностью, когда такая самоцензура
24 февраля я была дома, не контактировала с одноклассниками. У нас, как оказалось, в школе не принято было обсуждать текущую ситуацию. Состояние, будто ты в вакууме. Мне кажется, сложно вырасти свободной личностью, когда такая самоцензура. Я сейчас мало пишу в соцсетях о происходящем, стараюсь не обсуждать с родственниками, не обсуждать в учебном заведении. Не говорить об этом будто становится правилом вежливости, этикетом, что меня приводит в ужас. Я чувствую, как я меняюсь, что меньше об этом говорю.
Недавно была ситуация: младшая сестра пошла на выпускной к моей двоюродной сестре, у нее было синее платье и желтые сандалии, и она решила не надевать желтые сандалии, чтобы это не выглядело как флаг Украины. Ей 11 лет, ребенок чувствует среду. Она понимала, что за это может быть что-то плохое. Мне очень грустно, что ей 11 лет, и она уже чувствует давление, уже понимает, что что-то нельзя делать. Быть свободным человеком и вырасти свободной личностью очень сложно, находясь в нынешних условиях.
Есть оставаться смысл в России, потому что здесь все еще осталось огромное количество прекрасных людей
Я хотела бы жить в России, но при этом ездить куда-то за границу по работе, по учебе. Мне бы очень хотелось закончить образование тут, потом получить магистратуру, например, вне России. Если честно, мне кажется, что в ближайшие пять лет нет смысла ждать каких-то позитивных тенденций. Я думаю, мы станем еще более закрытым государством.
Я очень хочу, чтобы у меня сохранилась возможность быть со своими родственниками. Потому что Урал – это моя любовь, мне это слишком дорого, чтобы обрывать контакты. Я хожу на вечера подписания открыток политзаключенным, я вижу людей, которые волонтерят. Я продолжаю знакомиться с невероятными, потрясающими людьми. Я думаю, что есть смысл оставаться в России, потому что здесь все еще осталось огромное количество прекрасных людей.
У этой великой, могучей страны светлое будущее
– Я жила и буду жить в России и дальше. У этой великой, могучей страны светлое будущее, я уверена в этом. Буду вносить в это и свой вклад, осуществляя правосудие. Я поступила на специалитет "Судебная и прокурорская деятельность" по профилю "Судебная деятельность". Я очень хочу стать судьей в будущем, потому что я смогу принести максимальную среди других юридических специальностей пользу людям. На протяжении всей своей жизни я довольно часто сталкивалась с несправедливостью. Безусловно, эта специальность будет востребована, когда я закончу учебу, ведь обиженные всегда должны быть защищены, а обидчики наказаны. Так было и всегда будет. Большинство моих друзей поступает кто в медицинский, кто на IT-специальности, некоторые в Москву на юриспруденцию или же на экономические специальности. На данный момент жизненный приоритет – это карьера, о семье буду думать позже.
Прожить жизнь счастливо
– Мне 18 лет. Я из Санкт-Петербурга, здесь родился, здесь живу. Мне здесь все нравится. В 10-м классе я решил, что хочу стать педагогом по тромбону. Планировал попасть в военный оркестр на год, который нужно отслужить срочную. У всех одна цель – получить образование, а после найти хорошую работу, которая помимо того, что будет приносить доход, будет приносить удовольствие. В идеале, конечно, попасть в какой-нибудь театр, филармонию. В идеале попасть и в оркестр, и преподавать в каком-нибудь учебном заведении. Глобальные цели? Не знаю, хочу себе купить квартиру, чтобы банально не напрягать своих родителей, жить самостоятельно, завести семью, стать самостоятельным, найти хорошую работу и прожить жизнь счастливо.
Было бы неплохо отучиться, найти достойное место работы, думать о продолжении рода
– У меня нет страха, что внезапно придет повестка, все – будущему конец. От этого я защищен. В 11-м классе я решил сдавать математику, русский, английский. В итоге сейчас подал документы в финансово-экономический. Планирую после обучения податься в сербскую компанию, так как с недавних времен, если я не ошибаюсь, там облегчили получение гражданства для граждан России, достаточно проработать год-два. Для меня это приоритет, потому что при получении сербского гражданства облегчаются путешествия, взаимодействие с другими странами. В ближайшие 10 лет было бы неплохо отучиться, найти достойное место для работы, думать о том, как завести семью, о продолжении рода своего. Я считаю, что это одна из целей в жизни – сделать все возможное, чтобы у детей было нормальное будущее.
В принципе, не особо интересуюсь, например, политической сферой
– Я собираюсь оставаться в своей стране. Я приверженец поговорки "где родился, там и пригодился". Считаю, что специалисты нужны в любой стране, и в нашей стране они нужны тоже. Все в наших руках, если мы хотим, возможности у нас есть. Мы должны развивать свою страну, помогать своей стране, я придерживаюсь такого мнения. В принципе, не особо интересуюсь, например, политической сферой, поэтому мне сложно предположить какой-то сценарий [будущего]. Для своей жизни я хотела бы сделать, чтобы все было хорошо и стабильно.
Я участвую в волонтерстве, у меня есть "волонтерская книжка". Я делаю все, что могу. Сегодня я сдала материал, чтобы вступить в реестр доноров костного мозга. После совершеннолетия я впервые пошла сдавать кровь, о чем мечтала с 14 лет. Сейчас на данный момент, после наступления совершеннолетия не так давно, я делаю все возможное.
Перспективы огромнейшие в нашей стране
– Нравится в России. Комфортно в России. Конечно же, что-то не устраивает, и что-то – это многое, но при этом я бы все-таки хотела жить в своей стране. Я вижу перспективы в сфере бизнеса, потому что условия в других странах, если ты открываешь бизнес, разительно отличаются от наших – больше налоги и вообще труднее построить бизнес-систему. Перспективы огромнейшие в нашей стране, но при этом я не замыкаюсь на ней. Мне хотелось бы получить опыт проживания в другой стране, но не эмиграции, не уезжать из России.
Начинается более или менее локальная ядерная зима
– Есть анекдот. Хомяка на собеседовании спрашивают: "Кем вы видите себя через 5 лет?" И хомяк начинает плакать. Хомяки живут 5 лет. Самый оптимистичный сценарий того, что произойдет со мной: я успешно закончу университет, закончится война, каким-нибудь магическим образом на место президента попадет человек, который окажется подходящим для этой роли. На данный момент я не знаю подходящих кандидатов. Самый пессимистичный: война продолжается, переходит на территорию России, происходят тактические ядерные удары по стратегически важным объектам, начинается более или менее локальная ядерная зима, и я кончаю с собой, и вся моя семья тоже.
Мой партнер говорит вещи, которые часто оказываются бесчеловечными, приходится одергивать: так люди не говорят
У меня здесь все мои близкие, включая моего партнера, [уезжать и] бросать здесь его мне не хотелось бы. Так еще и его семья работает в провластных структурах, так что появляется еще больше проблем с выездом из страны. Они сейчас очень привилегированный класс. Если они куда-то и выедут, то, вероятнее всего, это будет уже побег. Он их боится и привязан стокгольмским синдромом. Они удовлетворены, потому что он их слушает. Вообще мой партнер, я не знаю, в какой мере, провластный человек, он себя ограничивает в получении информации о войне, делает все возможное для того, чтобы игнорировать это, потому что иначе он не вывезет. Да, он говорит вещи, которые часто оказываются довольно циничными, более-менее бесчеловечными, и приходится одергивать: нет, так люди не говорят. Пока что мне удается игнорировать эту проблему, и если задевать ее, то задевать осторожно, как-то прививать мысль о том, что да, ты за меня боишься, а будешь бояться еще дальше и больше, потому что мы чуток на разных сторонах. Ромео и Джульетта, романтика.
Какая выгода в детях?
Если описывать по мечтам, то мы с моим партнером живем в большой красивой квартире, обставленной как нам хочется. Я занимаюсь по хозяйству, потому что мне это нравится и я это умею, а мой партнер работает, потому что ему это нравится и он это умеет. Может быть, я буду работать из дома или подрабатывать как художник или писатель. У нас будет собака. А дети, в отличие от собак, даже не хороши для ментального здоровья, они обычно его ухудшают и себе, и другим. Дети стоят таких физических, моральных и финансовых сил, что [непонятно, почему] людям так нравится их заводить. Какая выгода в детях?