"Новая Газета Европа" подсчитала, что в 2025 году за квартиру в ипотеку гражданин России заплатит в пять раз больше ее начальной стоимости. После прошлогодних повышений ключевой ставки и отмены льгот банки предлагают кредиты на недвижимость под 30% годовых. По данным СберИндекса (статистической службы Сбербанка), если в этом году взять однушку в хрущевке (33 квадратных метра), то за 26 лет ипотеки клиент банка заплатит 47 миллионов рублей вместо 10 миллионов.
В 2025 году льготные ипотеки остались только для военных, семей с детьми и некоторых айтишников. Но ЦБ пересмотрел критерии, по которым банки определяют, кто получит ипотеку под 8%. Например, новый минимум дохода — 150 тысяч рублей в месяц.
По данным опроса Российского союза промышленников и предпринимателей, в новом году цены вырастут не только на жильё. 40% предпринимателей поднимут цены на свои товары и услуги из-за нового подоходного налога и низкого курса рубля.
Курс валют вместе с неурожаем, индексациями выплат и попытками регулировать цены разгоняют инфляцию – отмечает Центробанк. Он ожидает, что за 2025 год рубли обесценятся на 6,8% и просит граждан не оценивать инфляцию самостоятельно, а доверять только "Росстату".
По данным опроса Левада-центра, 40% населения России считает, что уровень жизни упал. Но статистика ЦБ указывает, что в прошлом году у населения выросли зарплаты, и денег на счетах россиян теперь на 26% больше.
В чем независимые подсчеты расходятся с государственной статистикой? Что подорожает в 2025 году? Что будет с зарплатами и с рынком жилья?
Об этом в эфире "Лицом к событию" говорили политолог Аббас Галлямов и экономический обозреватель Борис Грозовский.
Центробанк ссылается на данные Росстата, а по ним и зарплаты растут, и бедность с безработицей сокращаются. Зарплаты действительно увеличиваются, но, по всей видимости, несопоставимо с ростом цен. А между тем, растут инфляционные ожидания россиян, и более 40% опрошенных Левада-центром допускают возможность экономического кризиса в стране.
Россатовские 10% – это очень сильно заниженные цифры
Осенью 2024 года в России завершилась эпоха доступной путинской ипотеки, пишет "Новая газета Европа": переплата за квартиру достигла в среднем 450%. Авторы статьи создали калькулятор, при помощи которого можно отследить тенденцию по регионам. Москва – 473% переплаты за первичку, 478% – за вторичку; в Краснодарском крае за жильё на вторичном рынке – почти 500% переплаты, в Республике Татарстан – 487%.
Экономический обозреватель Борис Грозовский уверен: брать кредиты под такие огромные проценты могут только безумцы.
– Льготное ипотечное кредитование стартовало в 2020 году. После того, как Центробанк очень сильно повысил процентную ставку, чтобы бороться с инфляцией, а правительство сократило те деньги, которые оно выплачивает банкам на эти льготные кредиты, ипотечное кредитование резко упало. По данным Центробанка, в минувшем декабре ипотечных кредитов было выдано более чем в два раза меньше, чем годом раньше.
Завершилась эпоха доступной путинской ипотеки
Процентная ставка под 30% ради того, чтобы снизить сумму, которая выплачивается в месяц! Эти ипотечные кредиты берутся уже не на 15 лет, как, допустим, в начале 2010-х годов, а на 25, то есть это кредитная кабала на половину взрослой жизни, в течение которой человек работает. И переплата в пять-шесть раз, о которой писала "Новая газета Европа", – это вполне справедливые расчёты. Я не очень понимаю, как можно брать такие кредиты.
ЦБ пытается убедить всех, что инфляция составляет 9,5-10%, которые официально дает Росстат, а вовсе не 15-20%, о которых в среднем говорит население, и не 30-40%, что больше согласуется с личными эмпирическими оценками людей. У ЦБ нет другого выхода, он так делает, потому что ему нужно сбить инфляционные ожидания. По данным, которые есть, например, у "Ромира", по каким-то большим панелям, где собираются сведения о подорожании отдельных товаров на потребительском рынке, конечно, есть ощущение, что россатовские 10% – это очень сильно заниженные цифры и реальность скорее ближе к 20%, – говорит Борис Грозовский.
Политолог Аббас Галлямов полагает, что такая экономическая ситуация может привести к росту протестных настроений в российском обществе.
– Самая главная проблема – это всё-таки продуктовая инфляция. С точки зрения провоцирования массового недовольства, цены на квартиры и автомобили вторичны: о покупке квартиры думает сильное меньшинство граждан, для большинства это недостижимо. А с продуктовой инфляцией люди сталкиваются каждый день: идут в магазин и видят, что сегодня цена уже не та, что была вчера или позавчера. Основную массу населения раздражает именно рост цен на продукты.
Патриотические разговоры на хлеб не намажешь
Эта история становится политическим фактором, ведь, как ни крути, своя рубашка ближе к телу. Разговоры о традиционных ценностях, о том, что агрессивный блок НАТО приближается к нашим границам, о величии России, о деколонизации, которой якобы занимается Россия в борьбе с Западом, – это всё хорошо, но это на хлеб не намажешь.
На какое-то время с помощью таких разговоров людей можно отвлечь, но это не бесконечно: всё-таки лодки разбиваются о быт. Каждый день возвращаешься домой, заглядываешь в холодильник, а дети ноют, хотят вкусненького. Зима закончилась, надо переходить в демисезонную одежду, а дети за полгода выросли, всё старое уже мало, – опять у людей шок. И это перекрывает все "патриотические" разговоры, несущиеся из телевизора. Каждый раз, когда публикуют отчеты о рейтингах телепередач и телеканалов, мы видим, что телесмотрение, потребление информации в очередной раз упало. Люди отписываются от "патриотических Z-телеграм-каналов и так далее.
Против власти работают два фактора: первый – это "своя рубашка ближе к телу", а второй – это то, что власти слишком долго обещали, что "жить будем хорошо". Они же не говорили: "да, будет плохо, затянем пояса". Строго говоря, они врали, и раздражает сам факт этого вранья. По телевизору рассказывают, что всё классно, весь мир нищенствует, а россияне живут всё лучше и лучше. Вот эти раздражающие комментарии властей, что яйца и курица подорожали потому, что россияне разбогатели и стали есть много яиц и курицы, – трудно себе представить что-то, что может больше разозлить среднего обывателя! Власти создавали картинку того, что Россия идет от одного успеха к другому, а инфляция уверенно говорит людям, что власть потерпела политическое поражение.
Власть, взяв эту тему в оборот в медийном смысле, навесила на нее кучу эмоций, типа "мы побеждаем врага". Экономические успехи стали символами "победы над врагами, которые вводят против нас санкции", то есть произошла политизация проблемы. И поскольку цены растут, а люди живут все хуже и хуже, то получается, что это не просто частная проблема людей, а проблема политическая, и она свидетельствует о поражении властей.
Авторитарную власть дискредитируют именно неудачи
Экономические проблемы далеко не всегда ведут к падению популярности властей и к росту протестных настроений. Бывает, что народ живет все хуже, цены растут, экономика ухудшается, но рейтинги властей не падают, потому что люди не связывают происходящее на рынках с действиями власти. Но в нашем случае, благодаря действиям самих властей, долго победно рапортовавших об экономических успехах страны и создавших в этом смысле завышенные ожидания, теперь, когда очевидны неудачи, это уже становится политической проблемой властей, реально ведет к снижению их популярности и к росту протестных настроений. Люди видят, что власть терпит неудачи.
Авторитарную власть дискредитируют именно неудачи. Ничто так её не дискредитирует, как отсутствие силы, неспособность справиться с проблемами, потому что авторитарную власть уважают в первую очередь за силу. Она сама так поставила приоритеты: есть проблема – я беру её и решаю: сильно, решительно, не сюсюкая, не церемонясь. Вот идеальный образ авторитарной власти!
А эти рычат, пену пускают, кулаками размахивают, а физических побед нет ни на фронте: посмотрите, опять ВСУ под Курском в наступление пошли, – ни в экономике. "Да вы вруны, вы притворяетесь сильными, а на самом-то деле вы слабаки!" Вот что происходит.