Ссылки для упрощенного доступа

Путь от Трампа к Си? Европа думает, не сблизиться ли с Китаем


Президент Франции Эммануэль Макрон, председатель КНР Си Цзиньпин и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен (слева направо) в ходе визита китайского лидера в Париж в 2024 году
Президент Франции Эммануэль Макрон, председатель КНР Си Цзиньпин и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен (слева направо) в ходе визита китайского лидера в Париж в 2024 году

Китай стремится извлечь выгоду из трансатлантического разрыва между Соединенными Штатами и Европой, который расширяется по мере того, как президент США Дональд Трамп стремится поскорее закончить войну в Украине, а страны Евросоюза считают, что их интересы при этом не учитываются. Насколько в этой ситуации велики возможности Пекина и перспективы сближения между ним и Европой?

Поиск перспективы

Угроза повышения импортных тарифов на европейскую продукцию, словесная война на Мюнхенской конференции по безопасности в начале этого месяца, российско-американские переговоры, в которых не участвовали Европа и Киев, и противостояние в Организации Объединенных Наций по поводу того, какой резолюцией отметить третью годовщину войны в Украине, – все это недавние трещины, возникшие в отношениях между Вашингтоном и европейскими столицами. Изменившаяся ситуация поставила перед Европой вопрос о том, можно ли полагаться на Соединенные Штаты, и открыла новые возможности для Пекина, который в течение последних четырех лет пытается вновь привлечь Европу.

В кулуарах Мюнхенской конференции по безопасности министр иностранных дел Китая Ван И провел двусторонние встречи с несколькими высокопоставленными европейскими чиновниками, включая главу внешней политики ЕС Каю Каллас, уходящего канцлера Германии Олафа Шольца и генерального секретаря НАТО Марка Рютте. Наиболее открытым идее сближения с Китаем на фоне напряженности в отношениях с США показал себя министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Альбарес. Он заявил в интервью Financial Times, что Европейский союз должен разработать собственную политику в отношении Китая и не придерживаться конфронтационной линии, за которую выступает администрация Дональда Трампа. "Европа должна принимать собственные решения, самостоятельно. И мы должны решить, когда Китай может быть партнером, а когда – конкурентом", – сказал Альбарес.

Как мы сюда попали

Во время первого президентского срока Трампа Вашингтон подталкивал европейские правительства к более жесткой линии в отношении Китая. Это привело к тому, что в 2019 году Евросоюз назвал Китай "системным конкурентом". Непрозрачное отношение китайского правительства к пандемии COVID-19, проблемы с международной торговлей, правами человека и цепочками поставок, а также поддержка Пекином России во время войны в Украине – все это стало причиной укрепления жесткой линии в Европе во время пребывания у власти бывшего президента США Джо Байдена.

Мы должны решить, когда Китай может быть партнером, а когда – конкурентом

Теперь, в условиях растущей трансатлантической напряженности, некоторые европейские правительства рассматривают жесткую позицию Трампа в отношении Китая как способ привлечь на свою сторону Вашингтон. Другие, наоборот, как правительство Испании, выступают за сохранение жизненно важных экономических связей с Пекином, особенно в условиях растущей неопределенности в отношении Соединенных Штатов.

Это даже привело к тому, что председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, одна из европейских "ястребов" в отношении Китая, в январе призвала к новым усилиям по улучшению отношений между Брюсселем и Пекином.

Настоящий раскол?

Напряженность по обе стороны Атлантики реальна. После победы своей партии на выборах 23 февраля Фридрих Мерц, будущий канцлер Германии от консервативного Христианско-демократического союза (ХДС), заявил, что администрацию Трампа "мало волнует судьба Европы" и что европейцы должны действовать соответствующим образом. "Моим абсолютным приоритетом будет как можно быстрее укрепить Европу, чтобы шаг за шагом мы могли действительно добиться независимости от США", – сказал он.

Фридрих Мерц заявил, что будет бороться за независимость Европы от США
Фридрих Мерц заявил, что будет бороться за независимость Европы от США

В Брюсселе также говорят о "сейсмическом сдвиге" в геополитическом порядке. Один из чиновников ЕС, недавно вернувшийся с переговоров с американскими официальными лицами, сказал RFE/RL, что Белый дом сосредоточен на прекращении войны в Украине и что Вашингтон настроен по принципу "бери или уходи". Администрация Трампа хочет "убрать со стола вопрос Украины и перейти к другим вопросам". Становится ясно, что цель Трампа – "править миром вместе с Россией и Китаем" и работать над тем, чтобы "стратегически отделить их друг от друга", – сказал чиновник, говоривший на условиях анонимности.

Почему это важно

Европа, возможно, переживает сложные времена, но это не значит, что Китай – ее единственная возможность подстраховаться.

В то время как европейские лидеры, такие как президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Великобритании Кир Стармер, посещают Вашингтон, фон дер Ляйен собирается 27 февраля в Индию.

Джеймс Крэбтри, приглашенный научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям, говорит, что "трудно представить себе лучшее время для оживления исторически слабых связей Европы и Индии" и что в центре внимания в ходе визита главы Евроеомиссии будет технологическое сотрудничество. "Заседание Совета ЕС – Индия по торговле и технологиям, всего лишь второе с момента его основания в 2023 году, открывает возможности для углубления сотрудничества в самых разных областях, от искусственного интеллекта до экологически чистых технологий", – отмечает эксперт.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди общается с президентом Франции Эммануэлем Макроном (фото 2019 года)
Премьер-министр Индии Нарендра Моди общается с президентом Франции Эммануэлем Макроном (фото 2019 года)

Что касается Китая, то большинство стран-членов ЕС не могут смотреть сквозь пальцы на его поддержку России в войне в Украине. Последний пакет санкций, принятый блоком 24 февраля, вновь включил в себя китайские компании и частных лиц. Скорее всего, Европа станет более раздробленной, когда дело дойдет до Китая. В то время как одни правительства обратятся к таким странам, как Индия, Южная Корея и Япония, чтобы сбалансировать свою внешнюю политику, другие – например, нынешние правительства Испании и Венгрии, – будут продолжать привлекать китайские инвестиции и создавать новые возможности для Пекина.

XS
SM
MD
LG