Ссылки для упрощенного доступа

"Разве это не признак либерализма?"


Все-таки они действительно очень близкие люди, второй человек в тандеме и его старший товарищ. Проявляется это по-разному, но ярче всего в тех случаях, когда они говорят про грядущие выборы. Реакция у них порой настолько схожая, что можно смело говорить о родстве душ.

Пару недель назад Дмитрий Анатольевич, встречаясь с теленачальниками, искренне возмущался, услышав вопрос гендиректора НТВ о народном волеизъявлении, которое, дескать, предопределено. Такие рассуждения он назвал провокационными и очень горячо, прямо взахлеб заговорил о народе, который "осуществляет выбор". А вчера, беседуя с теми же персонажами, Владимир Владимирович даже вопроса дожидаться не стал. Он с ходу и весьма неприязненно отозвался о "критиках" и "оппонентах", которые заявляют, что если Путин "пойдет на выборы, то выборов и не будет совсем".

Премьер-министр, подобно президенту, дал клеветникам достойный отпор. "Ну, для них, может быть, не будет, – сообщил он благодарно кивавшим руководителям телеканалов, – а для рядового гражданина всегда есть выбор". Это была очень трогательная сцена.

Обозначились, конечно, и некоторые различия между президентами – уходящим и наступающим. Если первый, гневно отреагировав на вопрос Кулистикова, ограничился рассуждениями о святости избирательного права, то второй, размышляя вслух о демократических переменах в России, коснулся личности гендиректора. "Вот вы, – отнесся он к Кулистикову, – сейчас руководите одним из крупнейших средств массовой информации – общенациональным телевизионным каналом НТВ. В свое время, если мне не изменяет память, вы работали на Радио Свобода... А когда я работал в органах КГБ СССР, Радио Свобода рассматривалось нами как подразделение ЦРУ США... Вот вы там работали, а теперь возглавляете... общенациональный канал российского телевидения. Разве это не признак либерализма?"

Различия эти хочется назвать, вслед за одним из оппонентов КГБ СССР, чисто стилистическими. Если для Медведева демократия – это прежде всего модернизация, а также борьба с правовым нигилизмом, то есть вещи важные, но довольно абстрактные, то Путин очень конкретен. Он видит человека насквозь, вместе с его досье и трудовой книжкой. И приглашает порадоваться такому либеральному парадоксу: вчера, мол, работал на врага, а сегодня служишь Родине и "Газпрому". В переводе с чекистского это еще, наверное, называется диалектикой.

В общем, понятно, чем новая путинская Россия будет отличаться от ветхой медведевской. Вот этого непритворного внимания к человеку станет побольше, а доказательством свободомыслия кремлевского начальства явится, например, кадровая терпимость к оступившимся, но доказавшим верность. Судя по мелкому этому эпизоду, Владимир Владимирович совсем не изменился. Он не утратил прежних навыков, ничему не научился и ничего не забыл. А память у него, как уже неоднократно выяснялось, очень хорошая. Профессионально цепкая память.

Но в главном они, конечно, солидарны: у народа всегда есть выбор. В отличие от критиков и прочих оппонентов, простой гражданин волен проголосовать так, как сам пожелает. Если же он засомневается, то на трех федеральных телеканалах ему помогут определиться. Проведя инструктаж, Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич дали ясно понять, как работает у нас демократия. А работает она безотказно, с утра до ночи, если понадобится, под руководством Добродеева, Кулистикова и Эрнста. Не оставляя шансов оппозиции, но сохраняя интригу и непредсказуемость. Чудо, а не демократия.
XS
SM
MD
LG