В Риме сегодня проходят похороны 266-го папы римского Франциска. Хорхе Марио Бергольо – таково светское имя скончавшегося папы – 12 лет возглавлял Римско-католическую церковь. Он умер в возрасте 88 лет в пасхальный понедельник 21 апреля 2025 года.
Согласно большинству отзывов знатоков церковной жизни, не столь уж продолжительный понтификат Франциска, тем не менее, был одним из весьма значительных: за время пребывания папы-аргентинца на престоле св. Петра церковь благодаря его усилиям претерпела заметные изменения. Что теперь ожидает без малого полтора миллиарда католиков, одну из самых крупных религиозных общин мира, и кто может прийти на смену папе Франциску?
Прощание
Смерть главы римско-католической церкви была ожидаемой и неожиданной одновременно. Человек весьма преклонного возраста с давней историей легочных заболеваний (часть легкого ему удалили еще в молодости), Франциск находился в тяжелом состоянии уже в феврале, когда был госпитализирован с астматическим кризисом. Однако 23 марта папу выписали из больницы, и он частично приступил к исполнению своих обязанностей, а 6 апреля ненадолго появился на публике.
В день перед смертью, на Пасху 20 апреля, понтифик поприветствовал верующих с балкона над площадью Святого Петра, но не смог возглавить праздничное богослужение. В тот же день он принял вице-президента США Джей Ди Вэнса и премьер-министра Хорватии Андрея Пленковича. Однако следующей ночью состояние папы ухудшилось, он потерял сознание и, согласно официальному сообщению Ватикана, умер от инсульта в половине восьмого утра.
В течение трех дней тело папы в открытом гробу было выставлено в соборе Святого Петра в Ватикане, куда попрощаться с ним пришли десятки тысяч людей. Количество присутствующих на самих похоронах 26 апреля оценивается примерно в четверть миллиона. В Ватикане и Риме введены повышенные меры безопасности. Среди зарубежных представителей, прибывших на траурную церемонию, – главы государств и правительств десятков стран, в том числе президент США Дональд Трамп, вице-президент Джей Ди Вэнс, принц Уэльский Уильям, премьер-министр Великобритании Кир Стармер, президент Франции Эммануэль Макрон, президент и канцлер Германии – Франк-Вальтер Штайнмайер и Олаф Шольц, король Испании Филипп VI, президент Украины Владимир Зеленский, президент Аргентины (родины покойного понтифика) Хавьер Милей и многие другие.
От России на похороны понтифика поехала министр культуры Ольга Любимова. У президента Владимира Путина планов такой поездки не было, сообщил на днях пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. На опасения, связанные с ордером Международного уголовного суда, выписанным на арест Путина, он при этом не ссылался.
Франциск был во многих отношениях нестандартным папой, и это отразилось также в некоторых деталях траурных церемоний. Папа успел распорядиться, чтобы его похоронили в простом деревянном гробу. Место погребения – римская церковь Санта-Мария-Маджоре, одна из четырех великих базилик: там Франциск любил молиться. Таким образом, ушедший папа станет первым главой католической церкви со времен умершего в 1903 году Льва XIII, который будет похоронен за пределами собора Святого Петра. На надгробии папа завещал написать только его понтификальное имя по-латыни: FRANCISCUS.
Наследие
Историкам еще предстоит детально оценить роль папы Франциска, но уже сейчас большинство наблюдателей сходится в оценках: он активно пытался быть реформатором – с переменным успехом.
Франциск, к неудовольствию консерваторов, демонстрировал более либеральное отношение к тем, кого в церковных кругах иногда называют "несовершенными католиками", – разведенным, матерям-одиночкам и представителям LGBTQ+ сообщества. "Церковь приветствует каждого", – писал папа в своей автобиографической книге "Надежда" и пытался подтвердить это делом. Он осудил правительства тех стран, где гомосексуальные отношения уголовно наказуемы, и заявил о "моральной неизбежности" разводов в тех случаях, когда речь идет о домашнем насилии. Он начал выдвигать на заметные посты в церкви женщин, чего раньше не было: так, монахиня Раффаэлла Петрини была назначена губернатором Ватикана (высокая административная должность). Она и еще две женщины были включены в состав Дикастерии по делам епископов.
Церковь приветствует каждого
Первый за много веков папа, родившийся и выросший за пределами Европы, был выразителем интересов бедных стран Африки, Азии и Латинской Америки. Одной из важнейших для него тем стала защита прав мигрантов, что часто вызывало недовольство консервативных и популистских политиков Запада, сделавших в последние годы ставку на ужесточение иммиграционного режима. Стремление сделать церковную иерархию более глобальной, соответствующей нынешней ситуации, когда католические общины растут не в секулярной Европе, а в развивающихся странах, отразилось на сделанных им назначениях: Франциск произвел в кардиналы более ста священнослужителей из 76 стран, 25 из которых никогда ранее не имели своих представителей в коллегии кардиналов.
Как и положено главе христианской церкви, он выступал за прекращение войн, но и эта позиция вызывала неоднозначные реакции. Папа резко осудил нападение группировки ХАМАС на Израиль в 2023 году и встретился с семьями заложников, но позднее не менее открыто критиковал израильскую операцию в секторе Газа и до последних дней регулярно общался по телефону с представителями небольшой католической общины Газы. Всё это сделало его не слишком популярной фигурой в Израиле. В Украине многие, в свою очередь, были недовольны тем, что Франциск, по их мнению, часто говорил о необходимости мира с Россией, но редко – о том, кто является агрессором, а кто – жертвой в развязанной Москвой трехлетней войне. В других случаях усилия папы принесли плоды: так, в начале понтификата он способствовал восстановлению отношений между США и Кубой. А вот беспрецедентная встреча с московским патриархом Кириллом, состоявшаяся в 2016 году на той же Кубе, к серьезному улучшению отношений двух церквей не привела.
Франциск стремился сделать свою церковь более демократичной. Как отмечает американский католический публицист Майкл Шон Уинтерс, папа хотел "преодолеть строгое разграничение между клиром и прихожанами и возродить этос общей ответственности верующих, совместного принятия ими решений". В то же время папа не стал созывать новый вселенский собор – высший коллегиальный орган католической церкви, чтобы провести действительно радикальные реформы. (Последний такой собор проходил в 1960-е годы; он собрался по инициативе выдающегося церковного реформатора папы Иоанна XXIII). Возможно, сказалось то, что Франциск, как он сам признавался, думал, что его понтификат окажется совсем непродолжительным, не более 3-4 лет, а когда оказалось, что это не так, сил и здоровья для столь крупного шага у него уже не хватило.
Франциск, в отличие от своего более замкнутого предшественника, богослова-интеллектуала Бенедикта XVI, отрекшегося от престола в 2013 году, любил быть на людях. Он много путешествовал, посетил свыше 60 стран и отличался умением быстро расположить к себе многие тысячи людей, приходивших на встречи с ним. "Папой-шоуменом", подобно Иоанну Павлу II, Франциск не стал, но оставил яркий след в памяти тех, кому довелось переброситься с ним даже парой слов. "Ни один папа до этого не решился поставить свое служение под патронат Франциска Ассизского, гиганта среди христианских святых, известного своей простотой и любовью к бедным, – отмечает профессор теологии в университете Святого Павла (Канада) Кэтрин Клиффорд. – Папу Франциска, безусловно, будут помнить благодаря его скромности и постоянной заботе о тех, кто оказался на обочине церкви и общества".
Папу Франциска будут помнить благодаря его скромности и постоянной заботе о тех, кто оказался на обочине общества
Есть, правда, и куда более пессимистические оценки закончившегося понтификата. Издание Politico в статье, посвященной наследию папы Франциска, упрекает его в выгораживании близких ему церковных иерархов, в том числе и тех, кто подозревался в сексуальных злоупотреблениях. Обозреватели издания считают, что Франциск был слаб в вопросах теологии, а его реформы оказались недостаточно продуманными. "Непоследовательность можно назвать главной чертой его правления. Вместо реформирования церкви он по большей части оставил после себя хаос, разбираться с которым придется его преемнику, кто бы им ни оказался", – выносит суровый приговор Politico. Насколько он справедлив, покажет время.
Будущее
Кто же имеет шансы стать преемником "папы Бергольо"? Период sede vacante (буквально – "при пустом троне"), наступающий после смерти или отречения понтифика, завершается конклавом – закрытым заседанием коллегии кардиналов, которая выбирает нового главу римско-католической церкви. Как правило, конклав проходит через пару недель после окончания понтификата. Длиться процесс выборов может неограниченно долго: в XIII веке папу однажды выбирали почти три года. Но в современную эпоху sede vacante обычно куда короче: в XX и XXI веке этот период ни разу не длился дольше трех недель. Для избрания папой победителю нужно набрать голоса как минимум двух третей кардиналов-избирателей.
Сейчас в коллегии состоят 252 кардинала, но правом голоса пользуются лишь 135: остальным уже исполнилось 80 лет, что, согласно церковным правилам, не позволяет им участвовать в выборах папы, хотя не лишает права участвовать в обсуждении кандидатур. 80 процентов нынешних кардиналов-избирателей стали ими уже при папе Франциске. Это, однако, не означает, что преемником скончавшегося понтифика непременно станет человек, разделяющий его взгляды.
Пресса привычно делит католических иерархов на "консерваторов" и "либералов", но это деление весьма условно. Речь идет разве что о разных оттенках свойственного церкви традиционализма и о неодинаковой готовности того или иного потенциального папы придерживаться более (как Франциск) или менее (как Бенедикт XVI) открытой и хотя бы внешне модернизационной линии. Ни один из papabile, как называют кардиналов, имеющих наибольшие шансы на избрание, не выражает готовности потрясти основы церковной доктрины – скажем, отказаться от целибата священнослужителей, допустить рукоположение в священники женщин, как это происходит в некоторых протестантских церквях, или признать право на аборты.
Много говорится о том, что следующим папой может вновь стать представитель одной из неевропейских стран: в нынешней коллегии европейские кардиналы впервые не составляют большинства (их 53, то есть 38 процентов). Чаще всего СМИ и букмекерские конторы, принимающие ставки на исход конклава, называют имена кардиналов Луиса Антонио Тагле (Филиппины), Фридолино Бесунгу (Демократическая республика Конго) или Питера Тарксона (Гана). Кстати, африканские кардиналы считаются едва ли не самыми традиционалистскими в вопросах отношений церкви и общества. Есть papabile и среди выходцев с американского континента – это, к примеру, Роберт Провост (США) или Томас Черны (Канада). Последнего причисляют к относительным либералам, и он, как и папа Франциск, – член ордена иезуитов.
Любопытная фигура – 72-летний венгерский кардинал Петер Эрдё. Как говорит европейский обозреватель Радио Свободная Европа/Радио Свобода Рикард Йозвяк, Эрдё, считающийся представителем консервативных сил в церкви, в то же время отличается достаточным прагматизмом. Он никогда не вступал в прямую полемику с папой Франциском и людьми из его окружения. Эксперт по каноническому праву, этот кардинал хорошо известен своим коллегам благодаря выступлениям на международных мероприятиях, организованных католической церковью, и представляет собой идеальную компромиссную фигуру, что делает его шансы на избрание значительными, считает Йозвяк.
Многие обозреватели обращают внимание на фигуру католического патриарха Иерусалимского Пьербатисты Пиццабаллы. Этот итальянец по происхождению 35 лет провел на Ближнем Востоке, в одном из самых сложных для западного христианства регионов мира. Он учился в Иерусалиме, свободно владеет ивритом и арабским и пользуется репутацией харизматичного священнослужителя. В силу своей карьеры он не слишком хорошо знаком ватиканской курии, а значит, не нажил там множества недоброжелателей, готовых помешать его возможному избранию.
Впрочем, для papabile Пиццабалла слишком молод: по стечению обстоятельств как раз в день смерти папы Франциска ему исполнилось 60 лет. Фактор возраста всегда учитывается при избрании понтифика: чем старше новый первосвященник, тем более кратким по естественным причинам может оказаться его правление. Поэтому в случаях, когда кардиналы стремятся выбрать компромиссную и не слишком выразительную фигуру, они склоняются к более пожилым кандидатам. (Здесь, правда, можно и просчитаться, как это случилось в 1958 году с избранием 77-летнего Иоанна XXIII, оказавшегося папой-революционером).
Тот, кто приходит на конклав папой, уходит с него кардиналом
Есть и еще одна специфическая черта будущего конклава. Поскольку большинство его участников – относительно "свежие" кардиналы с разных концов света, назначенные папой Франциском, они не очень хорошо знают друг друга. Это значит, что им не так просто будет разбиться, как это часто случалось раньше, на группы, лоббирующие того или иного кандидата. В этих условиях возрастает роль представителей курии, папского административного аппарата, у которых есть и свои претенденты. Это прежде всего многоопытный Пьетро Паролин, государственный секретарь Святого Престола, игравший в последние годы правления Франциска роль своего рода "вице-папы".
Впрочем, для избрания римского понтифика характерна закономерность, описанная давней ироничной поговоркой: "Тот, кто приходит на конклав папой (то есть с наибольшими шансами на избрание – РС), уходит с него кардиналом". В 2013 году аргентинский кардинал Бергольо был не самым очевидным papabile. 12 лет спустя история может повториться.