Сегодня – об обратной стороне путинской диктатуры. О мифах и о людях, которые ими питаются. Меньшинство с отвращением выплёвывает, ну а большинство – молчуны – жуёт, по недомыслию или по привычке приспособиться и ни о чём не думать. До тех пор, пока…
На днях в посёлке Селиярово в Ханты-Мансийском автономном округе группа "отдыхающих" на природе граждан прогнала санитарный вертолёт, прилетевший забрать в областную больницу заболевшего ковидом односельчанина. Находившиеся под винными парами участники вечеринки, заподозрили, по их собственным словам, что медики "привезли вирус". Одна жительница вполне буднично предположила: в селе никто не умер, поэтому те, кто не болел, не верят ни в саму болезнь, ни в вакцинацию, считают, что власти просто хотят "подчистить народ"…
Страшно. Но удивляться не приходится: народ ведь всегда "подчищали". По злой иронии судьбы, супербольница в подмосковной Коммунарке, превращенная в главный ковидный госпиталь, тоже построена на костях: вблизи полигона НКВД, где в конце 1930-х – начале 1940-х массово "подчищали" жертв политических репрессий. В сталинские времена расстреливали, в путинские сажают. Повадки власти не изменились, не стало больше и доверия к ней. Похоже, власти не верят даже те, кто всё ещё за неё голосуют.
Вот почему в преддверии очередных "выборов без выбора" в Кремле раздражаются от малейшего шороха, не желают не только отвечать на неудобные вопросы, но даже слышать их. Журналисты и гражданские активисты пополняют чёрные списки "нежелательных", "иноагентов", сидельцев, отравленных, убиенных. А молчунам скармливают мифы.
Миф о стабильной власти, заботящейся о народе. Казалось бы, многочисленные антикоррупционные расследования немногих оставшихся независимыми СМИ, разлетевшиеся по интернету, не способствуют поддержанию этого мифа. Ан, нет – "простой советский человек" внутри российского эпохи Владимира Путина не возмущается, смотрит на все эти безобразия, словно читает книгу Ильфа и Петрова. Посмеивается в ожидании новых зрелищ. По старой привычке жить в стране, где власть не подчинена обществу, а существует с ним в параллельных мирах, где на кухне допускается говорить одно, а в присутствии другое, где ежедневный произвол – явление досадное, но неистребимое.
Миф о величии. На фоне разрухи и обнищания тоже вроде бы не должен прижиться. Ведь в начале 1990-х годов многие в России наконец-то осознали бессмысленность этого мифа и не сильно переживали об утрате страной статуса великой державы. Но к началу 2020 года, по данным "Левада-центра" (принудительно внесен Министерством юстиции в реестр НКО – "иностранных агентов"), почти две трети опрошенных пребывали в уверенности в том, что живут в "великой державе". Видимо, компенсируя таким образом в своём сознании личные неудачи, бедность и неустроенность.
"Простой советский человек" оказался падок на старые-новые мифы
Миф о врагах. Он оказался особенно популярен, потому что в сознании граждан внешняя и внутренняя политика – вещи несовместные. Люди не связывают "победы" на внешних фронтах с повседневными трудностями, "Крым наш" – с похудевшими пенсиями. Здесь пропагандистам сто очков даст сам Путин с его страстью к текстам про "анти-Россию" и "недо-Украину". Пригодился и министр иностранных дел Сергей Лавров с его причитаниями про "клятый Запад", "пояс нестабильности", "санитарный кордон вокруг России", "провокации перед выборами в Госдуму". Главный обличитель "так называемых несистемных либералов-антипатриотов" доказал, что "патриотизм у него в крови". Результат: "взлёт" по карьерной лестнице с позиции "простого" министра до члена ведущей предвыборной тройки "Единой России", КПСС путинского розлива. Умопомрачительное во всех смыслах достижение.
В конце 1980-х, в эпоху горбачёвской гласности казалось, что джинна свободы и демократических перемен выпустили из бутылки, и загнать его обратно уже не получится – граждане не допустят. Загнать не получилось. Зато рассеять как дым в условиях недостроенных демократических институтов и недобитого, в том числе в сознании многих людей, тоталитаризма оказалось на удивление легко. "Простой советский человек", бедный, озлобленный, униженный, затаившийся в разгар бурных реформ и политических баталий 1990-х в глубинах сознания "молчунов", оказался падок на старые-новые мифы. А в начале "спокойных" 2000-х оживился, обернувшись ядерным путинским электоратом.
По мере ужесточения диктатуры власть, запугивая всех и вся, загоняет себя в ловушку: дикая история в Селиярово – лишь один из звоночков. Предложение "партнёрам на Западе" "менять памперсы" после испытаний российской гиперзвуковой ракеты – очередной миф для внутренней аудитории.
Мифы – как мороженое, которое на сей раз вместе с Путиным на МАКСе показательно поглощала его свита, люди с замороженными лицами. При виде живописной компании силовиков я вспомнила персонажей из книги одной из моих любимых писательниц-фантастов, пишущей под псевдонимом Макс Фрай. Драххи, народность придуманного ею мира, отличались незаурядной внешностью, соответствующей характеру и поступкам каждого индивида. Встречаешь такого – и сразу понятно, с кем имеешь дело.
Мороженое, если его быстро не съесть, потечёт. Мифы живучи. Но в силу противоречий, на которых эти мифы строятся, они имеют обыкновение рано или поздно таять.
Галина Сидорова – московский журналист
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода