Ссылки для упрощенного доступа

По следам Святого семейства. Коптские реликвии Ксении Никольской


В коптском храме. Снимок из книги Ксении Никольской "Пластмассовый Иисус"
В коптском храме. Снимок из книги Ксении Никольской "Пластмассовый Иисус"

Магнит, шариковая ручка, подушка и другие объекты, которые продаются в сувенирных лавках коптских церквей Египта, привлекли внимание фотографа Ксении Никольской. В ее новом альбоме "Пластмассовый Иисус", вышедшем в Германии в издательстве Kerber, все эти недорогие сувениры изображены так, словно перед нами драгоценные реликвии, существующие в одном экземпляре. И в самом деле читатель обнаружит их магнетическую красоту, не являющуюся тайной для египетских христиан, которые видят эти предметы каждый день. Ксения Никольская фотографировала интерьеры коптских церквей, и на ее снимках храмы выглядят заброшенными. Таким же обезлюдевшим Египет представал в проекте "Пыль" (2011), где собраны снимки дворца Серагельдинов и других некогда роскошных, а ныне пришедших в запустение зданий в Египте.

В программе "Культурный дневник" Радио Свобода Ксения Никольская рассказывает о своих находках.

Святое семейство провело три месяца в Египте, скрываясь от римлян. Но туристы стремятся посмотреть на сфинкса и часто забывают о том, какую роль сыграла эта страна в истории христианства.

Ксения Никольская
Ксения Никольская

— Да, в Египте много уникальных мест, где останавливалось Святое семейство. Одно из таких мест, которое непосредственно связано с моей новой книжкой, это монастырь, построенный на том месте, где Святое семейство пряталось в горах, в Верхнем Египте. Город называется Асьют. Ежегодно 21 августа там происходит огромный паломнический фестиваль святой Марии, и туда съезжаются миллионы людей из других частей Африки. Большая часть эфиопских христиан туда приезжает. Ну и, разумеется, в старом Каире есть знаменитая подвешенная церковь Аль-Муалляка. Ну и Синай. В 80-е-90-е годы был популярен религиозный туризм, сейчас он не так активен, как в конце прошлого века. Но это очень важное место для христиан всего мира.

Во дворце Серагельдинов, фотография из книги "Пыль"
Во дворце Серагельдинов, фотография из книги "Пыль"

Но вас в новом проекте интересовала не древность, а современность.

Красок и фантастических сочетаний здесь намного больше, чем может показаться

— В 2006 году Египетский культурный центр в Москве организовывал пресс-тур и пригласил нескольких журналистов, одним из которых оказалась я. Но я путешествовала одна, просто получила билеты и провела месяц в Каире. Я хотела поснимать ситуации, связанные с восточным христианством, с коптами. И случилось так, что я для себя открыла дворец Серагельдин. И дальше пошла история, связанная с книжкой "Пыль" о заброшенной архитектуре Египта. Но первоначально моей целью было изучение визуальной документации египетских христиан. Я путешествовала по монастырям, в дельте, в пустыне, в Верхнем Египте, и мое внимание привлекли фантастические по своей красоте объекты, которые каждый человек может приобрести в церковном магазине. Объекты божественной красоты: статуэтки, лампы, кресты, наклейки. Предметы чисто эстетические и предметы функциональные: веер, кусачки для ногтей или брелок для ключей с изображением Святого семейства, таких известных персонажей, как апостол Марк или сугубо египетских святых: например, святого Мины или святой Филомены, которые неизвестны за пределами Египта. Это местные святые со своими удивительными историями.

Не всякий обнаружит в этих предметах красоту. Многие могут сказать, что это китч, дешевые сувениры. Вполне возможно, что эти вещи сделаны в Китае.

— Многое сделано в Китае, но очень многое произведено в Египте. Мне они интересны, потому что Египет не представляется красочной страной. Человеку, который в первый раз приезжает в Египет, все кажется одинаково бежевым из-за песка, из-за пыли. Но эти предметы говорят нам о том, что красок и фантастических сочетаний здесь намного больше, чем может показаться.

Странно, что вы не фотографировали прихожан, священников, службы. Такое ощущение, что эти церкви покинуты.

Мне хотелось создать мой маленький частный музей в формате книги

— Я не снимала этнографию, мне было неинтересно фотографировать людей, потому что таких работ много, это очень журналистская тема. Мне было интересно фотографировать с точки зрения фотоархеологии, которой я занимаюсь. Мне хотелось создать мой маленький частный музей в формате книги, где бы я представила эти дорогие сердцу каждого египетского христианина предметы в наилучшем виде. Несмотря на то, что материальная ценность их никакая, для человека верующего, они имеют огромную ценность.

Наверняка в этих храмах и монастырях есть и по-настоящему ценные предметы, старинные.

— Да, безусловно. Но это работа археологов, историков, а я, как художник, хотела обратить внимание на то, на что обычно люди не обращают внимание.

Как этот проект связан с историей вашей семьи?

— История моей семьи достаточно типична для России. Мой дедушка, который был священником, провел 20 лет в лагерях на Колыме, а его историю я узнала довольно поздно, когда уже мне было лет 15-16. Только во время перестройки стало нормальным об этом говорить. И его принадлежность к церкви было очень интересна для меня, человека, воспитанного в атеистической традиции. И то, что я пыталась изучить жизнь и традиции восточных христиан, каким-то образом могло дать мне понимание того, каким человек был мой дед. Он умер, когда я была маленькой, но его влияние на мою личность и на историю семьи очень сильное. Он всегда был таким непререкаемым авторитетом и абсолютно фантастической личностью.

Для вас это этнографический проект, исторический, семейный или религиозный?

лавная задача фотографии – обратить внимание на то, на что люди обычно не обращают внимание

– Всё вместе и, в первую очередь, художественный. Я себя считаю визуальным художником, а фотография позволяет увидеть, разглядеть и сложить в коллекцию определенные вещи, которые обычные люди не видят. И мне кажется, что главная задача фотографии – обратить внимание на то, на что люди обычно не обращают внимание. Это могут быть какие-то исторические события, показанные журналистами, это могут быть документы, которые необходимо предъявить миру, это могут быть портреты людей, о существовании которых мы не знаем. И это может быть вот такая коллекция предметов, которые слишком близко находятся у нас перед носом, чтобы их заметить и уделить им серьезное внимание.

Говорили ли вы со священниками о своем интересе к этим предметам, и как коптская церковь отнеслась к тому, что вы делаете такой проект?

Кубик Рубика как сакральный объект
Кубик Рубика как сакральный объект

– Мой партнер на этом проекте – египетский журналист, копт Адам Макари. Он написал прекрасный текст. И этот текст, и книга были показаны людям в церкви. И одна из женщин, довольно влиятельная в коптской общине, заплакала, когда увидела книжку, и сказала, что как только мы получим тираж, она непременно хочет преподнести ее египетскому патриарху. Копты с большой любовью относятся к этому проекту.

Египет мусульманская страна, а среди коптов есть православные и католики, так что отношения сложные.

— Большая часть населения Египта – мусульмане, 10-12% населения христиане, есть римские католики, есть протестанты. Это вторая главная религия, но трений среди христиан нет.

— Что бы вы посоветовали путешественнику, который хочет посмотреть на жизнь египетских христиан?

— Это зависит от того, в какое время года он приезжает. Египтяне отмечают Рождество так же, как русские, 7 января. Это замечательный праздник, очень красочный и интересный. Вербное или пальмовое воскресенье –замечательная традиция здесь. Все плетут потрясающие веера из пальмовых листьев. И этого нигде не увидишь, кроме как в Египте.

Ты приезжаешь на неделю, а потом спустя 8 лет не понимаешь, как ты здесь провел столько времени

Что касается мест, то я порекомендовала бы посетить монастырь Святого Антония на Красном море. Очень красивый и важный монастырь, который обладает огромным количеством настенной живописи замечательной периода раннего христианства – это Красный монастырь в Сохаге. И в середине августа потрясающий фестиваль Девы Марии в Асьюте с сумасшедшими аттракционами, процессиями, разными традициями еды. И он идет и в монастыре на горе, и у подножья этой горы, в деревнях. Но нужно быть очень подготовленным, потому что жара невыносимая, 45 градусов.

Все зависит от того, когда вы приезжаете, сколько у вас времени и готовы ли вы к таким трудностям перемещения без пятизвездочного отеля под боком и кондиционера.

А вы приехали в Египет 20 лет назад и так полюбили эту страну, что решили остаться?

— С Каиром всегда такая история. Ты приезжаешь на неделю, а потом спустя 8 лет не понимаешь, как ты здесь провел столько времени. Я начала работать над книгой, и процесс затянулся, и потом у меня была одна работа, сейчас у меня другая работа, я преподаю фотографию в немецком университете в Каире. И совершенно неожиданно это место стало моим вторым домом.


Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG