Прошедшие в Кремле переговоры представителей России и США не принесли заметных результатов. Помощник президента РФ Юрий Ушаков заявил: "Компромиссного варианта плана по Украине пока нет". Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков уточнил, что Путин не отвергал мирный план Трампа. При этом он объявил, что Кремль не будет комментировать переговоры. "Имеем понимание, что чем в большей тишине будут эти переговоры вестись, тем больше продуктивности", – добавил Песков.
После поездки в Москву Стив Уиткофф и Джаред Кушнер отменили запланированную встречу с Владимиром Зеленским. А госсекретарь Марко Рубио пропустил встречу министров иностранных дел НАТО, на которой, в частности, обсуждались итоги московских переговоров.
"Пока я не увижу ничего другого, я буду продолжать делать вывод, что Россия не хочет мира. Поэтому мы должны придерживаться плана из двух пунктов –увеличить поддержку Украины и усилить давление на Россию, и мы должны ударить там, где это больнее всего, а это доходы от нефти и газа", – заявила перед началом заседания представитель Швеции Мария Мальмер Стенегард. Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте также призвал оказывать давление на Россию, если прогресса в достижении мира не будет.
О встречах в Москве и Брюсселе говорим со специальным корреспондентом телеканала "Настоящее Время" Зоряной Степаненко и политологом Дмитрием Орешкиным.
Проанализируем реакцию союзников Украины на итоги переговоров Уиткоффа и Путина в Кремле. США позитивно оценили разговор и пригласили украинскую делегацию в Америку, как сказал в Брюсселе министр иностранных дел Украины. Там встретились министры иностранных дел стран НАТО, в том числе по вопросам переговоров о мире в Украине. Напомним, что известно об итогах встречи в Кремле:
Американская делегация отменила встречу с Зеленским в Брюсселе и отправилась в Вашингтон. На связи из Брюсселя корреспондент “Настоящего времени” Зоряна Степаненко. Как участники встречи министров иностранных дел стран НАТО реагируют на результаты переговоров?
– Если говорить о мирном плане, больше всего новостей звучало от украинского министра иностранных дел. Андрей Сибига присоединился к европейским коллегам в штаб-квартире НАТО. В последней версии проекта, претерпевшей немало изменений, 20 пунктов, сказал он, и самые спорные вопросы, территория Украины и гарантии её безопасности, вынесены отдельно. Обсуждать их и искать компромисс предстоит лидерам, если до этой сложной дискуссии вообще дойдёт. Стоит или не стоит Украине соглашаться на потенциально плохую сделку, на условия, которые в Киеве называли неприемлемыми?
Решать исключительно Украине
Я спрашивала нескольких министров европейских стран НАТО, все предпочитают следовать намеченному принципиальному курсу: решать исключительно Украине. Только она может распоряжаться своими территориями, определять численность вооруженных сил, и так далее. Андрей Сибига, встретившись с коллегами в рамках Совета Украина-НАТО, сообщил, что получил широкую поддержку касательно того, что суверенитет Украины не может претерпевать никаких ограничений, они считают, что право Украины самостоятельно выбирать, к каким союзам она желает присоединиться, и это право не может быть ограничено никакой третьей страной. “Консенсуса касательно потенциального приёма Украины в НАТО сейчас нет, и до него далеко", – говорил Марк Рютте. Как прошли переговоры в Москве, здесь никто толком не знает. Украинскому переговорщику, секретарю совета нацбезопасности, звонил Стив Уиткофф, по телефону чувствительную тему не стали обсуждать детально. Украинская сторона услышала от американских партнёров о позитивном значении диалога с Москвой в контексте мирного процесса, как сказал Сибига. Умеров в Брюсселе встречается с советниками по нацбезопасности из Великобритании, Франции, Германии, информирует о последних новостях в мирном процессе.
Оказывать поддержку Украине
Диалог продолжится между украинской и американской командами в США. У европейских топ-дипломатов есть осторожный оптимизм, но они не видят никаких признаков, что Владимир Путин настроен на поиск компромисса, на окончание войны. Поэтому будут следовать изначально намеченному курсу: оказывать поддержку Украине. В частности, покупать для неё американское оружие. Глава МИД Украины сообщил о новых обязательствах союзников на миллиард долларов. О них говорили, в частности, Норвегия, Германия, Польша, Нидерланды, Канада. Ещё одна часть этого плана – продолжать давить на Москву с санкциями. Говорят, что для этого манёвра ещё существует немало пространства.
Вот что сказал о возможном развитии событий Марк Рютте на пресс-конференции:
– Представим, что переговоры проваливаются, обе стороны продолжают воевать, а США прекращают поставлять Украине оружие даже за деньги. Есть ли у вас план Б на этот случай?
– У меня нет. Не думаю, что нам нужно думать о плане Б, потому что США очень последовательны в поддержке Украины, как и все союзники по НАТО. США сказали нам, что хотят поставлять Украине необходимое вооружение. Но мы ожидаем, что европейцы и канадцы возьмут на себя финансирование этих поставок.
Рютте говорит, что не сомневается в американской поддержке, но что участники встречи говорят о вовлечённости Америки не под камеры? Как реагируют на то, что госсекретарь Рубио отправил вместо себя другого чиновника?
– На моей памяти впервые, чтобы Марко Рубио пропустил подобного уровня встречу, госсекретарь присутствует в штаб-квартире НАТО на встрече министров иностранных дел стран-союзников, начиная с 2023 года. Эта встреча министров иностранных дел – первая после саммита в Гааге, где союзники обязались увеличить расходы на оборону до 5%. Это инициировал президент США Дональд Трамп.
Дипломатия любит тишину
После того саммита сверяли часы, кто как двигается навстречу намеченной цели. Многие надеялись услышать о прогрессе в мирных переговорах лично от Марка Рубио, но госсекретарь встречу пропустил, глава госдепартамента США отправил в Брюссель своего заместителя. Европейцев это не особенно смутило. Дипломаты ведущих европейских стран регулярно созваниваются с Рубио, особенно в последние дни, хотя многие детали переговоров Вашингтона с Москвой признают неизвестными. Здесь соглашаются, что дипломатия, в том числе нетрадиционная, любит тишину. Европейские послы при НАТО говорят, что хотя их нет за столом переговоров, голос Европы и её позицию США услышали. Это считают конструктивным. Услышат ли, а главное, учтут ли позицию Европы в Кремле, неизвестно.
Владимир Путин заявил, что Россия готова воевать с Европой. Чем министры иностранных дел стран НАТО отвечают на такие заявления Кремля?
– Журналисты, общаясь с министрами, просили отреагировать на эти заявления. Не могу сказать, что здесь они наделали много шума. Рютте отказался комментировать, дав понять, что это всего лишь очередное заявление российского президента. Министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна заявил, что Владимир Путин использует свою типичную тактику, чтобы играть со страхами союзников. Министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен сказала, что у НАТО есть возможности, которые каждый день наращиваются. Россия же, по мнению Валтонен, находится в позиции, когда она, цитата: "отчаянно ищет, как нарастить свои способности для войны, которую не следовало никогда начинать”.
НАТО не хочет воевать, но были готовы
Министр иностранных дел Литвы Кястутис Будрис сказал, что это пропаганда и запугивание, но следует относиться к этому серьёзно. Это реакция восточного фланга НАТО. Говоря о западном фланге НАТО, нидерландский топ-дипломат заявил, что “комментарии Путина ужасные”, выразил надежду, что это не будет воплощено, но советовал воспринимать, как серьёзное предупреждение: повышение расходов на оборону НАТО – необходимость для региона и Европы. Министр иностранных дел Норвегии говорил, что НАТО не хочет воевать, но были готовы к этому в течение 76 лет. И за 76 лет существования НАТО никто не нападал, потому что “Альянс всегда готов защищать себя и является самым сильным военным альянсом в истории”. Топ-дипломат Швеции считает, что нужно наращивать военные инвестиции, инвестиции в оборону, что НАТО и делает.
Почему переговорщики торопятся, едут из Москвы в Вашингтон? Издание Wall Street Journal поговорило с предпринимателями и лоббистами и пришло к выводу, что рассказы администрации Соединённых Штатов о торговле с Россией – не пустые слова:
Wall Street Journal пишет, что Тимченко, Ковальчук, Роттенберги, близкие друзья Путина, ведут активные переговоры с американскими компаниями. Издание делает вывод, что так Кремль подтверждает серьёзность бизнес-планов, а не тянет время в переговорах. Комментирует Дмитрий Орешкин:
– Одно другому не противоречит. Рассуждая про отношения Соединённых Штатов и России, надо смотреть не на то, что сказано, сделано, обещано, а на то, что осталось за скобками. Осталась за скобками профессиональная дипломатия. Интересы Соединённых Штатов представляет личный друг президента, девелопер, бизнесмен Уиткофф, которого 2 года назад никто не знал. Российскую сторону представляет не министр иностранных дел, не председатель Совета Безопасности, а господин Дмитриев, который тоже какой-то торговой палатой руководит. Это действительно новое слово.
А где Лавров?
Не думаю, что это позитивно, потому что Уиткофф и Дмитриев – не профессиональные дипломаты, они неважно разбираются в реальных политических и геополитических хитросплетениях. Это первое. Второе. Уиткофф не имеет ответственности перед избирателями, за него не голосовали. Он не дипломат, не депутат, просто друг Трампа, бизнес-партнёр. Его можно легко назначить, можно убрать. Третье. А где Лавров? Это важно, потому что Лавров засветился в качестве сторонника жёсткой линии, слишком буквально понял выражения и стремления Путина. И вдруг оказалось, это не актуально. Лаврова и МИД куда-то задвинули. Выступают люди, которые к внешнеполитической деятельности России никакого отношения не имели. Помощник президента, господин Ушаков, но не министр иностранных дел. Возможно, поэтому и господина Рубио мы не наблюдаем: он министр, ровня Лаврова. Они оба вне процесса. Значит ли это, что весь процесс переходит в термины коммерческой сделки? Это скорее последствие, чем причина.
В этом треке мы украинцев и европейцев пока не наблюдаем
В Москве тянут время, надеются, что за ближайшие месяцы удастся продвинуться на фронте, Трамп поверит, что у Путина военное преимущество и заставит в это поверить Украину, тогда будет легче договариваться. Пока можно говорить про бизнес, пообещать американцам 300 млрд, до которых руки России уже не дотянутся, эти деньги сейчас под контролем европейцев. Так что за счёт Европы ещё и прикупить коммерческий интерес Трампа в надежде, что "клюнет". Исходя из того, что надо смотреть на то, чего нет, кроме отсутствия Лаврова, мы видим отсутствие европейцев в этом треке. Трамп льстит Путину, Путин льстит Трампу, рассказывая, что они вдвоём решают судьбы мира, Европа и Украина как бы в процессе не участвуют. Профессиональный дипломат господин Рубио придерживается другой точки зрения. Однако в этом треке мы европейцев и Украины пока не наблюдаем.
Если верить протоколу, Лавров встречал министра иностранных дел Китая Ван И. Его же сопровождал секретарь Совбеза России Сергей Шойгу. По информации Совбеза, встречу давно планировали. В этом визите Ван И обсуждал Украину с Лавровым. Он сказал, цитата, что “обсуждали урегулирование кризиса вокруг Украины на основе устранения первопричин”. Но в формулировке китайского издания Синьхуа Китай ничего не обсуждал про Украину, просто послушал. Путин заручился поддержкой Китая в переговорах с Америкой, или нет?
– Понимаем мы только одно: Лаврова сняли с американского трека и перебросили на китайский. Чего там добились? Из китайских источников понятно, что вроде бы ничего. Китай прагматично действует. Он добился двадцатипроцентного, а иногда даже больше, снижения цены на главный российский экспортный товар – нефть и газ, который поступает в Китай, потому что больше России предлагать это некуда из-за санкций.
Китай прагматично действует
Китай согласен купить, принимая на себя некоторые риски, но подешевле. Одновременно он на 87%, как посчитали специалисты, повысил цены на американские комплектующие, в том числе полувоенные, которых России негде взять, кроме как в Китае. Но раз негде, то вам придётся платить в два раза больше. Вот такую последовательность действий Китай и демонстрирует. Ему нет смысла подписываться за Россию, изображать мир, дружбу навек, чем занимались советские и маоистского Китая вожди 50-70 лет назад. Чисто коммерческий интерес.