В очередной раз в ШИЗО, в холодную камеру, не разрешив взять теплую одежду, на 28 дней отправили трансгендерного человека Марка Кислицына, осужденного на 12 лет колонии общего режима за денежный перевод в Украину, сделанный в начале войны. Власти расценили это действие как госизмену.
В камере, в которой находится сейчас Марк, очень холодно, но ему разрешают надевать только халат и трусы. В общей сложности с ноября он проведет в ШИЗО 60 дней. Руководители женской ИК-9 Новосибирска обещают сделать из Марка “второго Навального”. Друзья и близкие политзаключенного опасаются за его жизнь.
Марк встретил новый 2025 год в ШИЗО в компании из трех человек.
"Самый оригинальный новый год в моей жизни!
– А давайте водить хоровод вокруг стола!
– Опять прикрутят какое-нибудь нарушение ПВР. Какое-нибудь невежливое обращение...
– Со столом?!
– Я в этом участвовать не буду. Это уже какая-то сатанинская оргия.
– А это уже оскорбление чувств верующих!
Хоровод вокруг стола мы все-таки водили. Водрузили на него зеленую мыльницу и книгу в зеленой обложке, чтобы создать какую-то видимость хвои, прошли 12 кругов по часовой стрелке, чтобы год был удачным, пели "В лесу родилась ёлочка", чокнулись кружками с водой и провозгласили тост "Да здравствует свобода!" В общем, нам было весело, только праздничное меню немножко подвело. Ужин к нам приходит, ужин к нам приходит, картошку приносит, чаёчек бодрящий, вкус баланды всегда настоящий!
На праздниках обнаружил, что дорос до Тургенева. Читал "Дворянское гнездо", "Асю", "Рудина". Кажется, нашел себе еще одного героя русской классики, который мне в чем-то духовно близок, наряду с Чацким и Пьером Безуховым. Когда я вышел из ШИЗО, меня ждал лучший новогодний подарок – письма", – рассказал недавно Марк своим друзьям.
Они называют Марка Кислицына гармоничным и веселым человеком. Его подруга Фрейла Сирин Ригири, руководительница службы взаимопомощи "Центра Т", рассказала, что Марк умеет поддержать людей в сложном психологическом состоянии. "У него доброе, открытое, нежное отношение к людям и какая-то неиссякаемая вера в то, что все в конечном счете будет хорошо. Я часто думаю, что не смогла бы вынести того, что вынужден терпеть Марк с момента ареста", – сказала она.
Трансперсоны, чье право на медицинскую помощь и даже на жизнь поставили под сомнение законом, запретившим трансгендерный переход, объединились, чтобы помогать друг другу. У них не осталось почти никакой поддержки, кроме взаимопомощи. Из-за давления властей организации, помогающие трансгендерным людям, были вынуждены покинуть Россию. Недавно Минюст ликвидировал работавший в России больше 20 лет фонд "Трансгендер". Усилия, которые пришлось прикладывать волонтерам службы поддержки "Центра Т", увеличились вместе с проблемами. “Гендерная дисфория – расстройство, которое, если его не лечить трансгендерным переходом, очень часто приводит к попыткам суицида. После принятия трансфобного закона психологическое состояние многих транслюдей в России стало кризисным. На этом фоне Марк сохранял оптимизм, спокойствие и продолжал работать. Он приглашал к себе домой транслюдей, которых родственники выгнали на улицу, заботился о заболевших депрессией товарищах и делился всем, что у него есть. Марк – ответственный и порядочный человек”, – сказала Фрейла Сирин Ригири.
У трансперсон не осталось почти никакой поддержки, кроме взаимопомощи
После объявления приговора Марк просил близкую родственницу, которая осталась в России, позаботиться о его домашних животных. "Марк – человек слова и чести. Для меня – самый лучший и любимый человек. Никогда не жалуется и во всем старается найти что- то позитивное. Он всегда любил читать, и даже в тех условиях перечитывает историю Жанны Д’Арк. Готовил лекцию в колонии, которую слушали с удовольствием. Марк – хороший рассказчик с богатым словарным запасом и умением донести информацию. Не предаст друзей. Даже о тех, кто отвернулся от него, ни одного плохого слова, оправдывает всех. Умеет занять себя в любых условиях. Даже сейчас в ШИЗО, например, или в Лефортово, занимался упражнениями, научился садиться на шпагат, сочинял стихи", – пишет она о Марке.
Задержали Марка – хрупкого человека в очках и с рюкзачком за плечами – бойцы группы захвата ФСБ. На видео, которое ФСБ опубликовала в интернете, Марк перед тем, как ему скрутят руки и наденут наручники, сдавленно произносит "помогите".
Фрейла Сирин Ригири, вынужденная покинуть Россию из-за преследований транслюдей, говорит, что Марка задержали накануне принятия Госдумой закона, запретившего транспереход 14 июля 2023 года. Она уверена, что силовики "приурочили" арест трансчеловека с антивоенными взглядами к дню официального уничтожения прав трансперсон в России. "По моему мнению, они хотели продемонстрировать общественности якобы злостного "госизменника"-трансчеловека, чтобы хоть как-то обосновать репрессивные в отношении транслюдей решения российской власти”, – говорит она. В деле против Марка нет доказательств того, что перевод на счет украинского банка нанес вред безопасности России.
Марк в письмах повторяет, что хочет одного: чтобы Россия была свободной и мирной. "И еще, чтобы наша страна была домом. Домом, а не тюрьмой. Дом – это прежде всего место, где безопасно. Вот почему я не могу мыслить и поступать иначе. Я хотел бы сделать все, что в моих силах, чтобы мы могли вернуться домой, – пишет Марк друзьям. – В ситуации давления понимаешь, что испытываешь не столько страх, сколько удивление: насколько же те, кто пытается меня запугать, глупы, смешны, бессильны. Они могут напакостить мне по мелочи, но что бы они ни делали, они не могут заставить меня ни отречься от моих убеждений, ни потерять чувство сопричастности с моей страной, ни даже испортить мне настроения. И еще я точно знаю, что я не один и никогда один не останусь. Не со всеми из вас я смогу познакомиться и поблагодарить вас лично (хотя бы мне очень этого хотелось), но я точно знаю — вы есть и вместе мы сильнее, чем думают, так сказать, наши оппоненты. Спасибо тем, благодаря кому я здесь открыл для себя Булата Окуджаву, Александра Галич, Бориса Пастернака, Анну Ахматову. Ребята, вы себе не представляете, какая это мощная опора здесь.
История повторяется, и даже самые трудные тропы кем-то исхожены до нас. Значит, все мы с полным основанием можем верить и надеяться, что эта страшная историческая эпоха, в которой нам выпало жить, подойдет к концу по естественным законам мироздания. Я верю в свою страну, я верю в Россию – и именно поэтому я против войны".
Я верю в свою страну, я верю в Россию — и именно поэтому я против войны
В конце этого письма Марк рассказывает, что из библиотеки колонии изъяли книги Александра Солженицына: "Видать, чтобы не искали параллелей и не учили в отечественной истории, чего власть предержащим не надобно".
В письмах Марк поддерживает своих товарищей и рассказывает, что составляет список того, что сделает в первую очередь, когда выйдет на свободу. На первом месте – настроить гитару. Марк планирует работать психологом и заниматься правозащитой. У него два высших образования: в области психологии и демографии.
Друзья Марка рассказывает, что в колонии над ним издеваются. Трансмужчине не дают возможности принимать гормональные препараты. Его заставляют надевать платья, юбки и обращаются, используя имя, от которого Марк отказался. Марку подстраивают ситуации, из-за которых он постоянно оказывается в ШИЗО. Там периодически перекрывают единственный вентиль подачи тепла. По словам руководителя "Центра Т" Яна Дворкина, администрация называет Марка "предателем" из-за статьи о госизмене, запрещает ему участвовать в отрядных мероприятиях. Сотрудники колонии прерывают раньше времени свидание политзаключенного с адвокатом. В ШИЗО у Марка нет возможности получать письма и писать самому. Он не может взять туда свои книги.
Нужно, чтобы люди ему писали и показывали, что за его судьбой следят
Ян Дворкин описывает ситуацию Марка как критическую и требующую общественного внимания: "Необходимо привлечь как можно больше внимания людей к происходящему в колонии с Марком. Нужно, чтобы люди ему писали и показывали, что за его судьбой следят и незаконные действия надзирателей не останутся без внимания. Если честно, то за Марка страшно. Кроме того, что людей с его статьей преследуют в заключении особенно изощренно, он еще и трансгендерный парень в женской колонии. И он продолжает быть верным своим ценностям, пишет из колонии, что думает о происходящем. Что он против войны и что хочет, чтобы наша страна была свободной и мирной. Что, как бы ни были смешны и глупы его надзиратели, он не отречется от своих убеждений и чувства сопричастности со своей страной. Я восхищаюсь его стойкостью и смелостью".
26 февраля должно пройти судебное заседание, которое будет рассматривать кассационную жалобу на решение суда по делу Марка Кислицына.