В среду вечером в должность вступил новый спикер Палаты представителей Конгресса США Майк Джонсон. Нынешнее избрание спикера – процедура, как правило, рутинная – может претендовать на несколько строк в будущих учебниках истории. Впервые она затянулась на 22 дня из-за неспособности законодателей-республиканцев сойтись на приемлемой кандидатуре. В результате более трех недель законодательная деятельность нижней палаты Конгресса была полностью застопорена, поскольку только спикер обладает правом инициировать любые формальные заседания палаты.
Начало этой драме положило еще одно беспрецедентное событие – вынужденный уход с поста спикера Кевина Маккарти. Умеренный республиканец Маккарти был смещен по инициативе консервативного законодателя Мэта Гетца, который обвинил спикера в пренебрежении консервативными принципами – за совместное с демократами компромиссное решение о продлении финансирования деятельности государственных служб и учреждений. К Гетцу присоединились семеро республиканцев из крайне правого крыла партии, и судьба Маккарти была предрешена, несмотря на поддержку со стороны подавляющего числа конгрессменов-республиканцев.
Умеренное республиканское большинство ответило восьмерке взаимностью, отвергнув в ходе поисков нового спикера двух близких им по взглядам кандидатов. Но демонстративная неспособность республиканцев договориться, жертвой которой стала законодательная деятельность, могла, как опасались многие из них, обойтись им слишком дорого в глазах избирателей. И в среду они неожиданно сошлись на кандидатуре Майка Джонсона – консервативного представителя Луизианы, почти не известного за стенами Конгресса. Как пишут некоторые комментаторы, это первый человек в истории американского законодательного органа, в одночасье поднявшийся из "политической неизвестности" на вершину.
Что может означать появление на ключевом в системе политической власти США посту республиканца крайне консервативных взглядов? Первая реакция прессы – тревога. "Крайне правые поставили своего человека во главе Палаты представителей", – пишет The New York Times. Газета напоминает о "крайне консервативных" взглядах нового спикера в том, что касается права женщин на аборты и однополых браков, а также о его близости к консервативной восьмерке, выступившей против Кевина Маккарти.
Интересно, что близкая к республиканцам газета The Wall Street Journal говорит о близости Джонсона к бывшему президенту Дональду Трампу и о его поддержке иска генерального прокурора Техаса, пытавшегося оспорить результаты президентских выборов 2020 года в четырех штатах, где победу одержал кандидат Демократической партии Джо Байден. Газета напоминает, что Джонсон вместе со 146 республиканцами отказался сертифицировать результаты президентских выборов 2020 года. Он проголосовал против продления финансирования государственной деятельности, а также был против выделения Украине двух последних пакетов помощи.
Первые заявления спикера Джонсона, скорее всего, обещают сюрпризы как его сторонникам, так и противникам. Он, например, четко дал понять, что занял позицию своего предшественника Маккарти относительно необходимости продления финансирования государственной деятельности, пока Палата представителей будет обсуждать запрос администрации Байдена о выделении более чем 100 миллиардов долларов на помощь Украине, Израилю и Тайваню, а также на обеспечение охраны южной границы США.
Именно такая позиция стоила поста спикера Кевину Маккарти, которого консерваторы обвинили в сотрудничестве с демократами и отказе от обещания сократить государственные расходы. Они отказывались обсуждать запрос Белого дома о выделении этих средств, настаивая на необходимости голосования по каждому пункту расходов в отдельности. Особые претензии у них вызывало финансирование помощи Украине. Очередной крайний срок для решения этого вопроса – 15 ноября. Если законодатели не одобрят к этому сроку расходные законопроекты, к которым относится и запрос администрации Байдена, финансирование государственных служб прекратится. Новый спикер Палаты представителей предлагает сдвинуть этот крайний срок.
Означает ли избрание спикером человека, проголосовавшего против двух пакетов помощи Украине, появление в структурах власти противника поддержки Киева? Едва ли, если судить по прежним заявлениям Майка Джонсона. Сразу после начала вторжения России в Украину он призвал ввести "разрушительные санкции против российских экономических интересов". "Мы должны исключить Россию из глобальных торговых и финансовых институтов. Мы должны действовать решительно", – добавил тогда Джонсон.
Через год тон его заявлений несколько изменился. Он написал, что от украинских властей требуется полный отчет о том, как расходуются огромные суммы, выделенные им американскими налогоплательщиками. Уже в роли спикера, отвечая на вопрос репортера о помощи Киеву, Джонсон дал понять, что он поддержит запрос администрации Байдена на определенных условиях: "Мы хотим, чтобы Белый дом представил отчетность и ясные цели. Но у нас будут обсуждения, и они будут продуктивными".