4 февраля уехавший из России в Литву адвокат Михаил Беньяш, защищавший оппозиционеров, сторонников Навального и гражданских активитов и сам ставший из-за этого объектом внимания российской юстиции, опубликовал провокационный пост , в котором призвал своих оказавшихся в эмиграции коллег и соратников найти "нормальную", то есть физическую, работу.
В связи с тем, что Трамп стал резать расходы федбюджета дабы деньги не отвалились «радикальным марксистам», наша околополитическая тусовочка, особенно ее левацкая часть, пребывает в большом расстройстве и ожидании голодной смерти.
И таки у меня есть, что им сказать. Предложить, так сказать выход.
Выход звучит диковато, но тем не менее.
Чуваки. Вам всем надо найти нормальную работу.
Нормальную - это не значит удовлетворяющую всем вашим хотелкам. А нормальную, в смысле связанную с производством реального продукта. Работу не в НКО, СМИ и даже не расследовательском НКО и расследовательском СМИ.
Не в Мемориале, не в ФБК, не в ОВД-инфо и даже не в, прости-господи, Фрираше, а в реальном секторе реальной экономике.
Вы скажете, что ты Беньяш как был о%@#шим хамом, так им и остался. Где ж нормальную работу то найти?!
И таки я вам отвечу, мои дорогие релоканты: идем на биржу труда того города в котором вы живёте , ищем с помощью специалистов вакансии и курсы обучения новым профессиям. Ищем и обязательно находим.
После чего переквалифицируемся с журналиста-расследователя, на электрика, сварщика, плотника, сантехника, водителя и так далее.
Платят им в Европе куда больше чем российские СМИ платят журналистам. Я понимаю, придется работать руками. Неудобно. Непривычно. Обидно. Но таков путь и другого пути у нас для нас нет.
Зато на местной работе вы быстрее выучите местный язык и быстрее интегрируетесь в общество той страны, в которой живёте.
С профессиональным активизмом пришла пора завязывать. Это путь вникуда и выброшенные в пустоту годы жизни. Оно вам надо?
А вот работа сварщика даст вам денег, пенсию, все необходимые страховки и доступ к таким кредитным продуктам, как автокредит и ипотека.
Вы скажете, что модному журналисту или активисту, как-то стыдно идти в сварщики? А таки я скажу, что работать не стыдно. Стыдно не_работать и постоянно просить деньги. Вот это стыдно.
А если кто-то, из коллег вздумает воспользоваться моим советом, то напишите в личку. Я подскажу как, где и что искать и как и с кем разговаривать. Потому что биржа труда в Литве - это тот еще квест.
И не расстраиваетесь. Вы стоите на пороге лучшей части вашей жизни, потому что предыдущая просто никуда не годилась.
Есть жизнь и вне тусовочки, вне фондов, грантов и прочей бесполезной, беспонтовой и даже вредной х@#ни.
Жизнь полна возможностей и она прекрасна. И уж коли нас выдавили из страны, хорошенько так порушив все то, что мы делали, то наверное это не самый плохой повод начать все с чистой страницы. Лично я так делал неоднократно и каждый раз получалось все лучше и лучше.
Вот это все, что я хотел вам сказать.
В комментариях Беньяша обвинили в неискренности.
Василий Жарков
Ну и что, Вы сами-то как, сварщиком уже работаете или только других учите? У кого это "вас" для нас другой работы нет?
На следующий день Беньяш рассказал , что работает хоть и не сварщиком, но руками.
Вчера я предложил коллегам ожидающим голодной смерти из-за проказ Трампа, пойти на биржу труда и найти работу.
Кто-то расценил это как издевку, так что пришлось отдельно объяснять, нет. Это не издевка, а реалистичный способ выхода. И конечно же у меня спросили: а ты сам чего? Где сейчас работаешь?
И таки я отвечаю. Мои слова не расходятся с делом. [...]
Работу себе я нашел дня за три. Одна из самых тяжелых, но о@#$нно оплачиваемых.
И вот теперь, я просыпаюсь в 06.30, сорок минут еду на автобусе, переодеваюсь в робу, напяливаю каску, беру в руки тяжеленный отбойный молоток и вышибаю дырки в перекрытиях вильнюсовсих пятиэтажек. Потом огроменным ключом вырываю на@#й старые ржавые трубы и меняю их на новые, пластиковые.
Бабушки крестятся когда мы заходим в их квартиру с кувалдой наперевес и крестят в спину, когда уходим.
Боже, если бы вы знали какой кайф я испытываю когда свариваю полипропиленовые трубы и вижу, что до нас было говно и ржавчина, а после нас красиво и чисто (если не считать нескольких обломков стены). [...]
И самое главное. Теперь мне не нужно просить/искать денег. Трудовой договор, белая зарплата и стабильность.
Послезавтра аванс и мне не нужно врать про KPI или воровать чужой, как принято в правозащитах.
Не нужен краудфандинг, фандрайзинг и вот это всё.
Когда я описал новости моей жизни своем другу томящемуся далеко на севере, он ответил: я очень рад за тебя, мой друг. Это свобода.
Совершенно верно. Это бл&дь, свобода!
И если ради свободы надо х@&рить кувалдой и носить чугунные трубы на плече, то я готов.
Она того стоит.
Леонид Волков, который в комментариях к уже стёртому посту Леонида Рагозина, тут же обвинил Михаила Беньяша во лжи и, как это теперь часто делают в ФБК, работе на Невзлина. Оригинал комментария пропал вместе с постом, но от него остались многочисленные скриншоты.
Пост прекрасный, жаль, что неправда (Беньяш работает в псеводоНКО "Слово Защите"), невзлинской.
1. Беньяш предложил русским эмигрантам найти себе работу в стране проживания. Рассказал о своем опыте.
2. Волков обвинил Беньяша в работе на Невзлина.
Беньяш в ответ посмеялся над Волковым и опубликовал видео со своего рабочего места, а 7-го февраля дал интервью Медузе, где ещё более подробно рассказал о своём трудовом опыте.
Поиск работы является очень важной темой для иммигрантов, поэтому посты Беньяша и его интервью вызвали большой отклик. Большинство одобряет действия автора.
Хороший пост. Человек начал сначала, без оглядки на прошлое. Если прошлое невозможно вернуть, нужно забыть о нем и строить новое настоящее.
А жизнь все расставит по своим местам.
Молодец! Михаил вызывает уважение. Новая жизнь эмигранта, новая реальность. Из российских адвокатов-правозащитников в литовские сантехники. Не стонет, не боится потерять грант, а работает и никому ничего не должен.
Дай Бог здоровья вам и сил, Михаил! И какие хорошие люди у вас под постом рассказали о том, как они приспособились к новой реальности и даже стали от этого счастливее.
Пост здорового человека. Очень рада за Михаила, который был в России отличным адвокатом и поэтому больше не в России. И нашел на новом месте нового себя.
Что характерно - начал он с поиска курсов литовского. А не с возмущения, почему нельзя по русски.
Это очень хороший пост. И очень интересная жизнь, у многих из нас. Два года назад я пыталась убеждать коллег-журналистов подумать о завтрашнем дне, на что они собираются жить, и сколько из них вообще продолжит заниматься журналистикой через 2-3 года. Мне тогда ответил основатель одного известного сми и сам известный журналист-расследователь «я тут борюсь за то, чтобы Украина победила, а ты мне предлагаешь чем заниматься, скидки Zara рекламировать?»
Прикол в том, что это не вы выбираете не интересоваться Zara, а она вами (нами) не интересуется. Но есть другие профессии. Сто лет назад белые офицеры шли в официанты и парижские таксисты. И литовский сантехник - вполне продолжение исторической традиции. А если берлинский, то можно и разбогатеть.
Сама я, напомню, занимаюсь стройкой и ресторанным бизнесом. А писательством только в свободное время. И хочу сказать, что интеллигентные люди, говорившие мне во времена оны «хотел бы я стать миллионером, стал бы», просто не знают, о чём они говорят вообще. Короткий ответ: нет, не стал бы.
Вот как бы всё верно, да. Переехал в другую страну - шевели лапками, приспосабливайся, крутись. Проблема многих в том, что в эмиграции они не ждали обнуления своего социального статуса. В России ты был кем-то, полжизни потратил на свой социальный капитал, сделал себе какое-то имя. Тут ты приехал в другую страну и здесь ты никто. Ну вот просто никто. Никого твоё имя не впечатляет, свои скиллы снова надо доказывать с нуля, если хочешь продолжать трудиться в своей профессии. А деньги нужны вот прям щяс, а вообще ещё со вчера. А на доказывание своей профессиональной состоятельности могут уйти годы. Проще быренько освоить прикладной труд и засучив рукава начать вкалывать, не воротя горделиво нос от того, что предлагают. Просто сидеть и хныкать, что тебе такому классному не пристал физический труд - бесполезно. Кстати, с большой радостью наблюдаю, как некоторые известные эмигранты успешно приспосабливаются к новым условиям, поменьше ноют о своей ненужности и делают себя снова нужными.
Мы слышим про боль журналистов потому что это их дело - писать. Поэтому кажется что вообще трагедия и конец света. Но учителя, врачи, юристы наконец какие-нибудь - им типа проще что ли в отъезде? Но про них мы не слышим, они не пишут, они что-то делают.
Ну и да, можно и не в сварщики, можно например в маркетинг переквалифицироваться - маркетологов нормальных вообще нет.
Оказывается, не так уж и сложно.
Правда, некоторые похвалы заканчиваются неожиданными выводами.
Очень понравилось интервью бывшего правозащитника Беньяша Медузе. Сейчас он работает сантехником в Литве и прилично заколачивает. Планирует свой строительный бизнес.
"Свергнуть режим мы не можем. Ставим более реалистичную цель: сделать счастливыми себя".
Этим я сейчас и занимаюсь.
Никогда на подачках и грантах я не сидела. Невзлин чисто по человечески мне очень помог с эмиграцией, но на подсосе я не была. В грантососущих СМИ я не работала, а стало быть, работу сейчас не потеряю.
Надеюсь, как и Беньяш, стать европейским человеком, со стабильным европейским заработком в ближайшие пару лет. Ну, а если не выйдет, придётся возвращаться в Москву. И жить частной жизнью. В конце-концов, при совке люди тоже как-то жили….
Из известных блогеров однозначно негативный комментарий написал лишь политолог Иван Преображенский
Какой длинный пост о том, что человек полжизни занимался тем, что ему не нравится, а теперь нашел свое призвание. Но сx*%ли он всем предлагает на этом основании искать свое счастье на курсах сварщиков?
И тут же получил несколько возмущённых возражений
Он занимался своим делом, и успешно
Он был не просто успешным адвокатом, он работал в насквозь коррумпированных южных областях и уже в нулевые брался за политические дела. Он знает, о чем говорит, и свою переквалификацию воспринимает здраво и честно. Супер!
Пост не об том, что вы написали, а о реализме.
Михаил Беньяш успешный адвокат, и мне лично жаль, что он не приносит пользу России.
Если у вас есть способ жить без работы и без грантов, поделитесь пожалуйста.
Преображенский своим опытом пока не поделился, но это делают многие другие. Бывшие депутаты, правозащитники и журналисты рассказывают о том, что они думают сменить профессию или уже это сделали или рассказывают о сменивших профессию друзьях.
Да, абсолютно с ним согласен и поддерживаю. Но есть маленький нюанс - его жизнь заставила. Поставила в безвыходное положение. Если бы не заставила и не поставила, не было бы всего этого мускулинного героизма.
Для меня примером служит мой немецкий друг, который когда потерял работу в фонде, мигом нашел себе работу в колл-центре по продаже матрасов. Это дало ему возможность жить припеваючи, а по вечерам заниматься НГО-шными делами.
Это очень хороший опыт - уметь вырываться из рутинного мышления
Интервью Беньяша обсуждают (адвокат, который в эмиграции стал сантехником). В принципе, примерно также было и в послереволюционной эмиграции. Сотни занимались публицистикой и общественной деятельностью: издавали газеты и книги, создавали РОВС и НТС. А сотни тысяч - мыли полы, крутили баранку, махали кувалдой. Новая реальность, да. Беньяш выражается жестко, но по сути возразить нечего.
Единственное, что можно было бы уточнить: лучше всего в эмиграции адаптируются те, кто к политике относился как к хобби. Вот у меня политическая деятельность была скорее статьей расхода, а не дохода. После каждого заседания Совета депутатов или оппозиционной конференции я складывал костюм в багажник моей желтой Хюндай Солярис и отправлялся зарабатывать деньги в качестве таксиста. Поэтому, когда в России горевали по поводу моей тяжелой судьбинушки, я успокаивал: ниже таксиста по социальной лестнице мне уже падать некуда 🙂 .
В эмиграции будут всегда профессиональные революционеры. Но фонды нерезиновые. Остальные будут начинать жизнь заново.
Пришла домой, легла на пол, полежала полчаса в темной и тихой комнате. Я, безусловно, не машу кувалдой, но какое-то время назад решила, что работу на русском языке с русским работодателем надо заканчивать: там или не платят, или проституция. Или проституция, и к тому же не платят.
Поэтому сейчас я прохожу волонтерский год в немецкой организации на немецком же языке, вечером учу язык, а потом принимаю участие в разных мероприятиях, которые организуют неравнодушные жители нашего городка – это полезно и важно, и я хочу быть частью комьюнити. Пока я работаю без оплаты, но воспринимаю все происходящее, как курсы немецкого, за которые я не должна платить – приятный бонус, бразильская система. Надеюсь, в течение года я найду работу за деньги, но пока я варю кофе, двигаю стулья, каталогизирую книжки, веду мастерклассы для беженцев, которые знают немецкий еще хуже, чем я, и еще немножко варю кофе.
Да, не хотелось бы начинать жизнь с нуля в 50+, но это гораздо лучше, чем продолжать ту, которая была. Я не боюсь никакой работы, кроме той, которой сейчас занимаются мои бывшие коллеги в Москве, да и в потенциал «хороших русских» снаружи той родины я не очень верю. Хорошо бы лет на 15 пораньше, но уж как вышло, пусть.
Кризис, а эмиграция та ещё встряска, многое отнимает, но даёт возможность начать жизнь заново. В том числе и в профессиональном плане. В том числе, заняться физическим трудом..
Кому подходит? Возрастным, с неидеальным языком гуманитариям, сохранившим приличную физическую форму и самоиронию (умение ругаться матом будет бонусом).
За Армению и Казахстан не скажу, но в ЕС на зарплату даже не квалифицированного рабочего прожить можно вполне достойно.
Мой пример: 5 лет в лоне французской почты. Доставка посылок . Париж.
Постоянный контракт (CDI)дают быстро после 6 месяцев работы по временному. С ним вы без проблем получите и 10 летний титр и гражданство.
Приятные бонусы- хорошая мед страховка и быстрое получение служебного жилья.
Во Франции самая короткая во Европе рабочая неделя (35 часов), поэтому в день приходится работать не более 7 часов. Вторые полдня можете потратить на спасание России и человечества но уже в качестве хобби. Сверхурочные оплачиваются или компенсируются отгулами.
На руки 1600-1800 евро. Развитая социальная защита позволяет получать скидки на все - от билетов а театр до летнего отдыха. Ежегодно каждому работнику выделяется 300 евро на приобретение спецодежды по каталогу.
Теперь о требованиях.
Язык хотя бы В1 (диплом не требуют но понимать что говорят нужно)
Хорошая физическая форма
Отсутствие склонности к расизму и социальному высокомерию
Наличие европейских водительских прав (если их нет, не беда, служба занятости субсидирует обучение в автошколе )
Взамен получите здоровые отношения в коллективе, уверенность в завтрашнем дне (но не забудьте вступить в профсоюз), пролетарское самосознание (очень приятная штука, я проверял) и уважение жены (кто ж не любит мускулистых брутальных мужиков, приносящих получку).
Убедил? Дерзайте! Загрузите резюме (не забыв про наличие прав) и мотивационное письмо и подавайтесь. Почта Франции ждёт вас!
Самое крутое, конечно, успеть за время сидения на пособии по гуманитарной визе в Германии выучить язык и переподготовиться на свою же прежнюю профессию в новых реалиях. Стать немецким журналистом - это, конечно, задача с тремя звёздочками, но мне кажется принципиально решаемой за несколько лет.
Кстати, по моим наблюдениям, большая часть коллег-депутатов и прочих товарищей, приехавших по гуманитарным визам, давно уже устроились на работу. Или это моя иллюзия какая-то?
Мне кажется, что даже если американские гранты вернутся обратно, для журналистско-правозащитной тусовки это не будет сильно надолго. Ну то есть года через три-четыре всё равно внешнее финансирование русской эмиграции будут сворачивать.
Всё о чём Беньяш говорит я знал и в России. И очень давно.
Про диспропорции проектного финансирования – что в случае со Школой публичной политики (Ходорковского , год вроде 2004), что с Гражданскими форумами.
Да, это были шикарные банкеты для нищих активистов, прилетевших на "бесполезную х@#ню" © со всех наших е$%ней.
И про нищую иммиграцию, и про работу водителем, дальнобойщиком, хаускиппером.
С другой стороны, в Америку с$%?ывали те, кто планов продолжать работать в каких-то НКО-шных проектах не имел. И тут я меня фокус наблюдения несколько иной.
Короче, я с одной стороны вроде бы целиком Беньяша понимаю. С другой – никак к хейту присоединяться не хочу.
Ну, то есть да, всем в уборщики/слесари/дальнобойщики и строители..... Но как-то стараться при этом дерьмом не разбрасываться, и себя им не обмазывать, и тех немногих кто продолжает хотя бы часть себя посвящать не личному, а общему.