Ссылки для упрощенного доступа

"Не ожидал, что будет такая жесть". Массовые незаконные облавы на призывников


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

В 2025 году в армию призовут 160 тысяч человек, это самый массовый за последние 14 лет призыв срочников в армию. Весенняя кампания началась 1 апреля и продлится до 15 июля. По словам правозащитников, военные и полиция проводят ее с беспрецедентными нарушениями – незаконные облавы на людей призывного возраста стали массовыми. В ходе них задерживают и пытаются оформить одним днем в армию людей с хроническими заболеваниями и медотводом.

Медкомиссия призывников, архивное фото
Медкомиссия призывников, архивное фото

"Надели наручники, отобрали ингалятор"

За последнюю неделю в Москве и Петербурге произошло минимум 200 незаконных задержаний людей призывного возраста, утверждают опрошенные Север.Реалии правозащитники.

22-летнего продавца Алексея задержали в Москве 7 апреля на одной из станций Троицкой линии.

– Я в Москве живу только год. Никогда меня так не крутили, поэтому я не ожидал, конечно, что будет такая жесть. Я так растерялся, что вспомнил только, что надо снимать нарушения, в том числе со стороны полиции. Ну как блогеры делают. В ответ они [полицейские] озверели просто – телефон у меня просто выдернули из руки! Скрутили, надели наручники. Обыскали – паспорт вытащили. Я же вообще не сопротивлялся и, тем более, не лез к ним сам, – рассказывает Алексей. – За что?

Когда он отказался двигаться и ехать в отдел полиции, то его схватили под руки и потащили силой. Из отдела ему удалось выбраться только через шесть часов, когда друзья привезли его документы, подтверждающие медотвод от службы из-за заболеваний сердца.

Алексей считает, что ему повезло – удалось взять у другого задержанного телефон и сообщить о задержании друзьям. Если бы не их помощь, то увезли бы в ЕПП (единый пункт призыва) и "оформили одним днем".

Правозащитники антивоенного движения говорят, что они знают много историй, когда на незаконно задержанных людей призывного возраста полицейские без оснований надевали наручники, в том числе взбешенные съемкой облавы.

– Этого задержанного тоже "носили на руках", потому что после наручников он отказался двигаться. Тоже отобрали телефон и паспорт, ему удалось дозвониться к адвокату, но его попытка выйти к защитнику закончилась тем, что двое оперативников затащили его обратно в отдел, – говорит Иван Чувиляев из "Идите лесом" про другого задержанного. – На сборном пункте его буквально заносили в здание – силой, удерживая за подмышки. Ему стало плохо, но врачи отказывались вызывать "скорую". А когда парень жаловался на боль и невозможность помочиться, то предлагали "завязать потуже пояс" вместо лечения.

К задержанному все же приехала скорая помощь, после чего его госпитализировали.

– Отношение скотское: "Независимых юристов не бывает", "Ты все равно останешься тут", – цитирует правозащитник полицейских, обращавшихся к задержанному. – Один из сотрудников напевал: "Неприятность эту мы переживем", когда стало ясно, что его придется отпустить.

Другому призывнику Илье (имя изменено), по словам адвокатов, угрожали насильственным проведением медкомиссии.

– Один из руководителей комиссариата заявил Илье: "Серьезное заболевание – это когда хер не встает, а у тебя че?". На самой медкомиссии он наблюдал массовые нарушения, когда один врач ставил штампы за других коллег, – рассказывает Чувиляев. – Там же призывника с повесткой на конец апреля пытались отправить в армию сразу. Тот встал на колени, прокусил себе язык. Его силком повели на медкомиссию, несмотря на состояние. При этом вместо медпомощи сотрудники военкомата бегали по этажам и говорили: "Срочно кого-то туда, усмиряйте его". На него давили всю ночь. У парня начались панические атаки, рвота. Медпомощь ему так и не оказали.

Илье удалось дозвониться до друзей, они подготовили иск по поводу незаконного задержания. Сначала в военкомате иск отказались принять, но после внезапно отпустили Илью.

– То есть нарушают, конечно, и отказываются это признавать, но потом все-таки освобождают. После предъявления нужного документа. Поэтому важно быть на связи с родными. Вы можете даже адвоката заранее себе не искать, но, к примеру, кнопочный телефон с запасной симкой – носить с собой, – говорит правозащитник.

По словам другого правозащитника Андрея (полное имя не указываем для его безопасности), даже оригиналы документов, которые подтверждают освобождение от службы, лучше не носить с собой.

– Хорошо иметь при себе копии этих документов, а оригиналы – лучше, чтобы их принесли в отдел или комиссариат ваши родные, друзья, – объясняет он.

Еще один призывник, обратившийся к правозащитникам по поводу своего незаконного задержания, болеет бронхиальной астмой – в отделе полиции у него отобрали ингалятор.

– Парня задержали и увезли в часть. Там отобрали ингалятор. Тут же отвели на медкомиссию, где заявили: "Ну дышит же нормально", – рассказывает Чувиляев. – Повторного медосвидетельствования не проводили.

Дмитрию, другому задержанному в Москве, полицейский сказал, что комиссариат якобы объявил его в розыск.

– У парня на руках были все медицинские документы, подтверждающие, что он не подлежит призыву: несколько заключений офтальмолога о зрении "минус 6,5", в том числе диагноз, подтвержденный единой медицинской информационно-аналитической системой Москвы, – рассказывает Чувиляев. – Несмотря на эту пачку документов, полицейские потребовали у него паспорт. А когда он отказался, стали угрожать наручниками и принудительным отвозом в отдел.

Телефон, паспорт и меддокументы Дмитрий держал в руках.

– Остальные вещи я отдал на досмотр, они [полицейские] забрали пропуск на работу, посмотрели и заявили: "Нужен паспорт, чтобы ты не сбежал". Если не соглашусь, угрожали отвести силой в наручниках. И забрать все документы и вещи, – рассказывает Дмитрий.

По словам Чувиляева, в итоге призывнику с медотводом выдали предписание явиться в военкомат. По совету адвоката, призывник никуда не пошел.

Полицейские объясняют задержание не только тем, что задержанный якобы объявлен в розыск, но и тем, что "сработали видеокамеры с распознаванием лиц".

– Считаю, это уловка. На самом деле просто гребут всех подряд, кто по возрасту визуально призывник, – говорит Алексей, которого задержали в московском метро. – Среди незаконно задержанных очень много людей с медотводом, но их без всяких "шансов на призыв" все равно загребли. Эту уловку они используют, чтобы оправдать факт задержания, которое в целом незаконно, даже если речь о подходящем под призыв человеке. Они могут вручить повестку в армию, но силком везти в ЕПП и оформлять одним днем – нет!

По словам правозащитников, именно отвоза в ЕПП или сборный пункт задержанному нужно всеми силами избежать, поскольку в отличие от отдела полиции, туда не допустят ни адвоката, ни родственников.

– Призывнику сказали: если не отдаст паспорт, наденут наручники и заберут вещи, – рассказывает Чувиляев историю еще одного незаконно задержанного. – Угрожали физическим насилием. Из-за угроз он отдал документы. И поехал в отдел полиции, чтобы избежать насилия и "посадки", которой ему тоже угрожали.

Привлекают полицию

В общей сложности правозащитники насчитали минимум 200 задержаний только за последнюю неделю.

– В пятницу задерживали в Мещанском и Замоскворецком районе Москвы, хватали молодых людей на Арбате, на оранжевой и серой ветках метро. Кроме того, в Можайском и в Щукино – по 10-12 человек в каждом отделе. К нам обратились 18 человек. В Питере были задержания в Кировском районе, вокруг площади Восстания, на проспекте Ветеранов. В общей сложности, к адвокатам обратился 51 задержанный, – говорит правозащитница Валентина. – В субботу беспорядочно задерживали на всех переходах метро на всех линиях, как в Москве, так и в Питере.

Привлекать к задержаниям потенциальных призывников, напоминают правозащитники, стало возможно после серьезных изменений закона "О воинской обязанности и военной службе" в 2023 году.

В марте редакция Север-Реалии писала о серии облав, проведенных в фитнес-клубах Spirit Fitness на юго-востоке Москвы. Клиентов положили лицом в пол, после разделили по национальному признаку и потребовали паспорта. О первой облаве стало известно, благодаря видеосъемке посетителей клуба. Во время последующих облав полицейские запретили снимать задержания.

По словам пострадавших, полицейских в первую очередь интересовала информация о воинской обязанности. По данным правозащитников, за март 2025 года массовые облавы прошли в четырех городах России – в Петербурге, Москве, Иркутске и Екатеринбурге.

Юристы по делам мигрантов из двух разных регионов сообщили Север.Реалии о том, что такие облавы происходят минимум дважды в месяц во всех крупных городах. Граждан России везут из спортклубов в военкоматы, а трудовых мигрантов – в ЦВСИГи (центры временного содержания иностранных граждан) с последующей депортацией.


Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG