Ссылки для упрощенного доступа

"Наследие Навального?" Соцсети о скандале вокруг ФБК и банкиров


Продолжается скандал, вызванный связями ФБК с банкирами Железняком и Леонтьевым. Последние в начале недели выпустили своё заявление о происходящем.

Игорь Драндин:

Железняк и Леонтьев из ФБК порешали так:
(1) Общаться с кем-либо они не будут.
(2) Связь с ФБК разрывать не станут.
(3) Подадут иски о клевете ко всем, кто их обидел.
(4) Жданов, Певчих, Албуров и Волков будут и дальше защищать их.
ФБК против россиян. Железняк и Леонтьев вместо Навального. ФБК стали теми, с кем раньше боролись.
Кстати, у банкиров теперь есть свой пресс-секретарь. Он намекает, что карать будут всех, кто обижает банкиров.
Путин хороший учитель, а ФБК прекрасные ученики. Быстро усвоили как надо с инакомыслием бороться.

Илья Матвеев:

Ловкачи) Не будем "вступать в бесполезные и пустые диспуты", за нас это сделают ФБК, которых мы горячо поддерживаем. Зря поддерживаем что ли???

Поражаюсь, как легко и непринужденно корпораты обводят вокруг пальца навальнистов, причем второй раз уже. Видимо, при столкновении активистской группы/НКО и команды корпоративных лоеров и пиарщиков всегда выигрывает вторая.

Максим Солюс:

не могу понять, почему всем так важно, что банкир железняк был казначеем фбк? ну был и был – что-то хорошее в жизни сделал. это как-то повлияло на то, что навального убили в колонии? на то, что без него фбк немного теряет смысл? что я тут не вижу? чего все как с цепи сорвались – обсуждают эти давние истории, которые давно закончены?

Сергей Романчук:

Репутация Леонтьева и Железняка ужасна безотносительно того, что именно сказал Кац. Максим – это всего лишь гонец, принесший плохую весть. Репутация ФБК страдает не от того, что “так сказал Кац”, а потому что фамилия ZHELEZNYAK указана в официальной отчетности фонда рядом с фамилиями NAVALNAYA, ZHDANOV, PEVCHIKH, VOLKOV [4]. Мое предположение, что ФБК использовали “в темную”, озвучила сама Мария Певчих – якобы в ФБК не знали о публичной компании Леонтьева, в которой он позиционирует себя как “банкира Навального”. Боюсь, что я остаюсь последним романтиком, кто в это готов поверить (действительно, выглядит странным не заметить такое). Эту ошибку стоит признать четко, а не делать вид, что Железняк ушел “по собственному желанию”. Проблема не в том, что ФБК что-то делает специально для помощи акционерам Пробизнесбанка, проблема в том, что сами акционеры Пробизнесбанка использовали ФБК, а ФБК никак на это не реагировал до публикации Каца, хотя вся информация у всех была, а Кац просил ФБК разобраться с проблемой самим. Проблема в том, что судебная защита по “политической линии” оказалась эффективной, работающей стратегией, позволяющей избегать рассмотрения экономических вопросов по существу. Проблема в том, что ФБК сам начал дискуссию об этике в политике, претендуя на то, чтобы быть примером, но не демонстрирует готовность четко формулировать свои собственные этические нормы.Проблема в том, что теперь у многих закрадывается сомнения в достоверности всех предыдущих расследований ФБК.

Максим Миронов:

Я рос в одном из самых криминальных районов Новосибирска. Условием выживания в моем районе было, что если твоих бьют, ты не можешь пройти мимо отвернувшись и сделав вид, что не заметил. Поэтому что даже если твоего бьют пять человек, то вдвоем против пятерых всегда лучше отбиваться, чем одному против пятерых, а пока идёт драка, может и другие твои пацаны подтянутся.
Мне неприятно видеть громкое молчание ЛОМов, которые называли себя друзьями Навального, в этой грязной истории. Но пусть это будет на их совести.
Однако главная причина, почему я сейчас активно впрягаюсь, потому что считаю, что на стороне ФБК – правда.
1. Грехи и злоупотребления, которые вменяют банкирам – Risk Shifting и кредитование связанных сторон в обход нормативов, были широко распространены в российском банковском секторе. Ходорковский, который сейчас занял роль одного из главных морализаторов, занимался ровно тем же. Я считаю несправедливым раздувать эти грехи до планетарных масштабов учитывая, что это были вполне себе стандартные бизнес-практики. Да, российский бизнес был и сейчас остаётся мутным и коррупционным. Да, и значительную роль ЦБ/АСВ в банкротстве ПББ тоже нельзя выносить за скобки. Группу Лайф силовики начали грабить за год до отзыва лицензии.
2. ФБК, когда им в 2021 г. Железняк предложил свою помощь, просто физически не могли провести огромную работу, которую многие нынешние обличители от них требует, чтобы они сделали. Я утверждаю, что Железняк в 2021 г. прошел бы процедуру KYC и AML в большинстве приличных американских и европейских банков. Уверен, у него было достаточно подтверждений легальных доходов, например, зарплаты в том же ПББ.
3. Претензии к ФБК, что они не дали ответ, куда делись деньги банка, считаю несостоятельными. Во-первых, они не обязаны это делать, во-вторых, они и не могли это сделать – у них нет ни достаточно финансового образования в этой области (отсюда и путаница в финансовой терминологии), ни ресурсов, ни документов. Писал об этом подробно два дня назад.

Иван Бабицкий:

На разные компромиссы шёл и сам Навальный, на них идут и в демократических странах: не брать "грязных" в том или ином смысле денег, не заключать ситуативных союзов с сомнительными людьми – маловыполнимое требование, если нужен успех. Вопрос в соблюдении меры и в том, чтобы самим не заниматься грязными делами.
Но это у меня такая позиция, а сам ФБК высказывается регулярно в гораздо более непримиримом и радикальном духе. Более того, он фактически коллегиально осудил Волкова за поддержку Фридмана, хотя и в ней, см. выше, я ничего особенного не вижу, да и другие обычно не видят, если речь об аналогичной инициативе Яшина, Гозмана etc. Декларировать бескомпромиссный моральный ригоризм и в то же время открыто сотрудничать с людьми вроде Железняка – это слегка похоже на шизофрению. А для кого-то и на что похуже – хотя от обвинений в лицемерии ФБК защищает именно тот факт, что с Железняком они сотрудничали открыто: то есть, видимо, искренне не видели в этом ничего сомнительного и считали его жертвой прокурорской мафии.

Олег Кашин:

Александр Железняк – в какой-то мере живая иллюстрация к более давним спорам на похожую тему. Прошлый раз спорили о Марии Певчих – об этом человеке, который, как теперь известно, стоял у самых истоков ФБК, широкая публика узнала из полицейского пресс-релиза об отравлении Навального в 2020 году – оказывается, есть у него такая соратница, о которой никто до сих пор ничего не слышал. А где была неподцензурная русскоязычная пресса? Ответ даст архив русской службы Би-би-си, ее профессиональный позор – выяснять, кто такая Певчих, редакция отправила ее давнего друга, который взял самое подобострастное интервью, где нет ни слова ни об Александре Дугине, у которого героиня писала диплом, ни о молодежном саммите «восьмерки», где она представляла Россию, ни о чем вообще – только «почему вы такая прекрасная». По кочану, ага. Были робкие голоса, высказывавшиеся в том духе, что если вдруг случайно обнаружились непубличные ключевые фигуры в ФБК, сколько там еще таких непубличных, и какие, в каком, может быть, звании? Время дало, по крайней мере, еще один ответ на этот вопрос – среди непубличных и важных там есть еще и мутнейший Железняк. Но чтобы пробиться к этому ответу, понадобились годы, въедливость FT и сверхусилие Каца.

Виталий Аверин:

Я, конечно, не наивный и не жду громких отставок в руководстве ФБК. Но хочу заявить, что готов заняться спасением репутации ФБК. Все-таки это наше национальное достояние и наша память о большом деле Алексея Навального.

Максим Гонгальский:

Вернёмся к Навальному. Помните, у него спрашивали:
– ну хорошо, вот будешь ты вместо Путина, ты типа честный, но ты получишь доступ к бюджету и тоже начнёшь воровать? Так выглядит Прекрасная Россия Будущего?
– Нет, отвечал Навальный, речь ведь не том, чтобы заменить Путина на кого-то другого: речь про другие правила игры. Что нельзя врать и воровать, у прессы есть свобода, а в политике – конкуренция.
– Ну хорошо, это ты сейчас так рассказываешь пока оппозиционер, а где гарантия, что когда ты станешь президентом, ты не присосешься к кормушке, не пересажаешь всех своих недругов и не понастроишь себе дворцов? Кто тебя остановит?
– Так вы меня и остановите. Вы ведь поддерживаете не меня лично, а те ценности и принципы, за которые я выступаю. Если я от этих принципов откажусь, вы же поймёте этого, тогда мне придётся уйти в отставку и моё место займёт кто-то другой. Так выглядит Прекрасная Россия Будущего.
Так вот на примере ФБК, мы видим, что так всё и получилось (в миниатюре, конечно). Я внимательно изучил комментарии на Навальный Лайф и на других каналах (Дождь, Медуза, и т.п.) и действительно: сторонники Навального делают так как он и завещал, когда видят враньё, прямо так и пишут, несмотря на былые заслуги оправдывающихся. Десятки тысяч комментариев от людей, которых объяснения "волонтера-главбуха" который выводил вклады в коллекторский бизнес через оффшоры как-то не очень убедили, несмотря на то, что их озвучили стильные, красивые люди с проникновенными речами. Даже как-то фрустрирующее чувство "вечной неоднозначности" Леонтьева и его огромные судебные расходы не вызвали почему-то должного сочувствия.
И это внушает оптимизм. Ведь пока есть люди, которые ценят принцип "не врать и не воровать", у России прекрасное будущее есть, хотя бы и потенциальное. Даже если те, кто его привили сами от него отказались.

XS
SM
MD
LG