Город Часов Яр в Донецкой области – стратегическая точка на карте боев в Украине, которую уже несколько месяцев пытается захватить Россия. Без контроля над этим населенным пунктом российские военные вряд ли смогут продвинуться дальше к Краматорску и Константиновке, двум крупным городам Донецкой области. Захват Часова Яра, который находится на возвышенности, позволяет обстреливать соседние районы.
11 мая Денис Пушилин, глава "ДНР", непризнанного территориального образования под контролем России, объявил, что российские военные уже находятся в городе. Сообщение оказалось преждевременным: украинские военные продолжают контролировать город и ситуацию вокруг него. При этом бои в Часовом Яре продолжаются круглосуточно, а сам город фактически разрушен. Репортаж о том, что происходит в городе, сняли корреспонденты телеканала "Настоящее Время".
Татьяне 26 лет, она медик роты 93-й бригады ВСУ "Холодный Яр", которая держит оборону в районе Часова Яра. До самого фронта от этих позиций – рукой подать.
"Это тачка, на которой мы вывозим "трехсотых" (раненых), – показывает Татьяна. – Очень спасает. Сейчас долгие дистанции, и она очень спасает".
Врач объясняет, зачем нужна тачка: до позиций на передовой можно добраться только пешком, а точнее, бегом, прячась то в кустах, то в лесопосадке. Иначе просто не дойдешь: небо над линией фронта усеяно дронами, а все автомобили прекрасно видны противнику с квадрокоптера.
"Ночью было два захода самолетов. Вот такая у нас от них воронка, – показывают украинские военные. – Они действуют за счет скорости: используют мотоциклы, квадроциклы, багги. И БМП, и БТР. Буквально, наверное, через день идут. Мелкими группами пытаются штурмовать нас. Но мы общими силами на подходах стараемся уничтожать".
Военные ВСУ заявляют ют, что пока весь Часов Яр и подходы к нему контролируются украинскими военными, но победоносного настроения в украинских рядах нет. Солдаты подчеркивают, что противник очень силен.
"Эта война тяжелая, во-первых, потому что противник мощный. Как по человеческому ресурсу, так и по артиллерии, боеприпасам, – говорят они. – Если брать масштабы Российской Федерации и Украины, то по карте Украина – это такое маленькое пятно, на которое напало большое стадо. И очень тяжело удерживать такое количество техники и людей".
"Силы есть, патриотизм есть, но что дальше – будет зависеть от помощи партнеров. Патриотизмом и духом войну не победишь", – подчеркивают военные.
Татьяна говорит, что видит усталость от войны у мирных жителей Украины.
"Это сложная тема. Очень. Вот я в маршрутку недавно садилась по УБД (удостоверение участника боевых действий), не было налички с собой, и мне сказали: "Вот понаехали тут", – рассказывает она. – Понаехали?! Да я за то, чтобы ты тут сидел и спокойно грел свою жопку… Там пацаны умирают, мы там стоим, чтобы вы тут жили".
Артиллеристы 26-й бригады имени Романа Дашкевича также обороняют Часов Яр. Они говорят, что тактика штурма российских военных стала похожа на бои за соседний Бахмут. Сейчас российская армия пытается любыми силами пробить брешь в украинской обороне, и для этого в бой отправляют много малых групп малообученной пехоты. Когда брешь будет пробита, в штурм включатся обученные войска. Пока наступление россиян ВСУ удается отбивать, но противник постепенно накапливает силы.
"Накапливают. Я не знаю откуда, но все больше и больше их становится. Не знаю, откуда они берутся, – говорят украинские военные. – Они чувствуют, что у нас мало боеприпасов, что мы не можем нормально им насыпать. Если когда-то мы бросали 20 боеприпасов по одной цели, то сейчас у нас их меньше, экономим".
"На сегодняшний день напротив Часова Яра стоит 20–25 тысяч. Это те, кто непосредственно задействован в штурмовых действиях. Однако они готовят штурмовые группы из своих элитных подразделений – воздушно-десантные войска, – говорит Олег Калашников, пресс-офицер 26-й ОМБР. – На сегодня на нашем направлении Часова Яра задействовано непосредственно две отдельные десантно-штурмовые бригады, 11-я и 83-я. Также задействована полностью 98-я воздушно-десантная дивизия, они наше направление считают приоритетным".
Вера – это то, что придает силы украинским солдатам на передовой. Они даже шутят, что, если не верили бы, фронт был бы уже западнее. Но пока фронт держится, и Часов Яр стоит.
"Нам страшно каждый раз, как впервые. Каждому. Кто долго служит, тому страшно каждый раз. Но мы сдерживаем себя", – говорит медик Татьяна.