У исправного потребителя идеологически выдержанной прессы может ненароком сложиться впечатление, что рядовые граждане Соединенных Штатов глубоко разочарованы первыми неделями президентства Дональда Трампа, понимают, что своим выбором совершили непростительную ошибку и теперь только и озабочены тем, как эту ошибку исправить. Некоторые эксперты им уже разжевали и в рот положили, что за якобы демократическими выборами скрывался фактический антиконституционный переворот, совершенный группкой обскурантистских злоумышленников и отбросивший их страну на один, а то и на полтора века назад.
Переворот – он и есть переворот, нечто, что разрывает стандартную логическую цепочку, поэтому поиск причинно-следственной связи теряет всякий смысл. Не рекомендуется искать в прошлом причины сегодняшних событий, у заговора их просто нет и быть не может. Пытаться доказывать, что действия "путчистов" являются реакцией на какие-то промахи, извращения и врожденные дефекты ранее правивших либеральных демократов – значит, по существу, уже отчасти оправдывать потенциальные преступления заговорщиков. Правильнее верить, что сопротивление демократических масс нынче растет и силится. Скорее рано, чем поздно, гроздья гнева созреют и выбросят самозванцев на помойку истории, освободив Белый дом для старых прогрессивных лидеров.
Над таким нарративом легко и просто издеваться, недомыслие обычно провоцирует ёрничество. Подобное описание американской общественной атмосферы верно примерно в той же степени, как утверждение, что подавляющее большинство россиян спят и видят возрождение коммунизма на своей родине. Все без исключения опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что значительное большинство американцев действия нового президента поддерживает. Это тем более удивительно, что до вступления в должность Дональд Трамп никогда не мог похвалиться абсолютной и безоговорочной поддержкой своих соотечественников, соотношение между теми, кто его политикой был доволен, и его противниками всегда было в пользу вторых. Это обстоятельство, между прочим, было основой избирательной стратегии президентского кандидата от Демократической партии – стратегии, как оказалось, провальной.
Возьму в качестве примера последний опрос университетского агентства Куиннипьяк (Quinnipiac), одного из наименее комплиментарных по отношению к Трампу. Здесь надо уточнить, что в Соединенных Штатах, где политизировано абсолютно все, агентства по изучению общественных настроений отнюдь не гнушаются партийных пристрастий. И агентство Куиннипьяк из штата Коннектикут совсем не является болельщиком Трампа и его команды.
Так вот, данные опроса свидетельствуют о том, что за три месяца после избрания Трамп не только не растерял поддержку среди американцев, но наоборот, набрал новых сторонников, и сегодня его популярность выше, чем у любого, даже самого яркого деятеля Демократической партии. В категории общенациональной предпочтительности он и сегодня оказался бы победителем, причем с еще большим отрывом, чем это было 5 ноября. Его поддержка в самом начале второго срока на целых 10 процентов выше, чем была на старте первой каденции – 46 процентов против 36. Уже несколько лет вместе с лидером набирает популярность и его партия – во всех штатах, кроме одного, по показателю регистрации новых членов республиканцы значительно опережают демократов, – а ведь численность членской базы определяет силу партии на обозримый период.
Зато популярность их демократических соперников, если верить данным Куиннипьяк, находится на самом низком уровне за последних 17 лет. 57 процентов опрошенных о них плохого мнения, и лишь 31 процент их работой довольны. У республиканцев это соотношение практически сбалансировано. С такой оценкой согласно и уважаемое агентство Гэллап, по данным которого впервые в истории большинство взрослых американцев отождествляет себя с программой Республиканской партии.
Очевидно, мы имеем дело с тенденцией, которая еще ярче и выпуклее проявляется, если пройтись по отдельным позициям опроса. Действия нового правительства вызывают активное одообрение по таким жгучим вопросам, как отношение к нелегальной иммиграции и решение экономических проблем страны. Американцы уверены, что Трамп сумеет с ними лучше и успешнее разобраться, чем его соперники. Даже те, кто готов допустить, что повышение тарифов и импортных пошлин может на какое-то время ударить по их карману, верят, что подорожание товаров будет непродолжительным и в конечном счете обернется для них экономической выгодой. Еще однозначней поддержка правительственных мер по выдворению нелегальных мигрантов: даже по данным такого агентства, как Нью-Йорк Таймс/Ипсос, число сторонников жестких мер на целых 10 % выше, чем количество противников (55 % против 45 % опрошенных).
77 с половиной миллионов выбрали перемены, и чем круче, тем лучше
Комментируя результаты опроса, агентство констатирует, что надежды демократов на недовольство феминисток и сторонников абортов явно преувеличены – такому недовольству вряд ли дано переломить общий позитивный настрой населения по отношению к радикальным начинаниям трамповской администрации. Рано или поздно им придется понять, что борьба идет не между Добром и Злом, где именно они неизвестно почему и кем назначены полномочными представителями Добра, а между косным и застойным режимом и значительным большинством американцев, из которых 77 с половиной миллионов выбрали перемены, и чем круче, тем лучше.
Власть сменилась не потому, что граждан коварно обманули какие-то недоброжелатели-заговорщики, а потому, что в полном соответствии с законами общественной динамики набор идейных представлений прежнего руководства оказался исчерпанным до донышка. Он более не может быть востребованным по той причине, что не знает и не предлагает ответов ни на один из жгучих вопросов современности. А где нет сильных мыслей, там бессмысленно жаловаться на отсутствие сильных лидеров.
Ефим Фиштейн – политический обозреватель и комментатор
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции