Председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил в своем телеграм-канале: "Прорабатываем в отношении иноагентов законопроект, который, возможно, уже на следующей неделе начнём рассматривать в Государственной Думе". О чем же законопроект? О лишении иноагентов "доходов от творческой деятельности" (авторских гонораров, выплат за изобретения, отчислений за исполнение произведений). Мотивация: "Те, кто разрушает Россию, оскорбляя её граждан, участников специальной военной операции, не должны обогащаться за счёт нашей страны".
Второй закон, анонсированный Володиным: "Есть те, кто не отнесён к иноагентам, но, уехав, высказывается негативно по отношению к России. Для них также прорабатываем меры, позволяющие прекратить обогащение за счёт движимого и недвижимого имущества, находящегося на территории нашей страны, а также от продажи его".
То есть они там в Думе уверены, что вправе распоряжаться чужим "движимым и недвижимым имуществом" только на том основании, что оно "находится на территории нашей страны". Их страны.
Уехал – сам виноват. Свою собственную квартиру или дачу не продашь, не сдашь. "Обогащение" же!
Как хорошо, что, прежде чем попасть в позорный список "иноагентов", я предвидел нечто подобное и избавился от всего движимого и недвижимого имущества. Успел обогатиться, так сказать. Хотя все мне говорили: не преувеличивай, лишить собственности они не могут. Конституция не позволяет.
Могут. Они теперь всё могут.
Когда в 2012 году были приняты поправки к Федеральному закону "О некоммерческих организациях", вводящие в юридический оборот понятие "иностранный агент", общественность забеспокоилась. Уж слишком пахнуло духом тридцатых годов, когда среди обвинений, которыми пригвождали к позорному столбу врагов народа, непременно фигурировало клеймо: "агент иностранного государства". Тысячи и тысячи вполне верных Сталину и партии людей вдруг оказывались агентами японской, немецкой, польской, английской разведок.
Общественность успокаивал лично В. В. Путин, заявлявший, что новое законодательство всего лишь скопировано с соответствующего американского закона, причем, по словам президента, американский аналог значительно более суров. Он, конечно, врал: закон, известный как FARA (Закон о регистрации иностранных агентов), ничего общего, кроме названия, с российским нововведением не имел.
Шаг за шагом, по щепотке, непонятные иностранные агенты превратились в полноценных врагов народа
Сначала путинский закон планировалось применять главным образом к некоммерческим организациям, но с 2020 года он распространился и на физических лиц. Критериев для причисления человека к числу иноагентов первоначально было два: он должен заниматься политикой и эти занятия должны финансироваться из-за границы. Агентам надлежало раз в год отправлять в министерство юстиции отчет о таком финансировании, и всё. Больше никаких обязанностей. Ерунда же. Ну, правда, еще надо не забывать указывать свой статус во всех публикациях в СМИ и в интернете, причем в первые годы за несоблюдение этого требования никакой ответственности не было предусмотрено.
Политолог Сергей Марков одновременно успокаивал и угрожал: "Цель закона — сократить влияние иностранных государств на политику страны. При этом наш закон значительно мягче американского. Он вообще ничего не запрещает… Те, кто выступают против этого закона, делают это по двум причинам: первая — либо они хотят захватить власть в России в интересах иностранных государств и против интересов России – и вторая — либо они получают западные деньги и хотят их пограбить".
За прошедшие годы законодательство об иностранных агентах непрерывно менялось. Теперь уже, чтобы попасть в черный список, можно не получать денег из-за границы, достаточно "находиться под иностранным влиянием". Лицам со статусом иностранного агента теперь запрещено занимать должности в органах государственной власти, преподавать, участвовать в избирательных кампаниях в любом качестве, организовывать публичные мероприятия. В 2022 году для иноагентов, не соблюдающих возложенные на них обязанности, была установлена административная ответственность – штраф. Два штрафа за год – и эта ответственность перерастает уже в уголовную, с реальными сроками. В уголовный кодекс ради этого ввели специальную статью – 330.1 – до двух лет лагерей, если не было ущерба безопасности Российской Федерации, а если ущерб был, то приглашаем иноагента на нары на пять лет. Причем теперь гражданин обязан сам донести на себя и попроситься в реестр иностранных агентов, а если не попросился – опять же уголовка. Только что московский суд приговорил живущего в Москве французского политолога Лорана Винатье к трем годам колонии – именно за то, что должен был инициативно обратиться в Минюст и попроситься в реестр иноагентов, но не обратился и не попросился. Какое огромное открывается поле для деятельности: иностранцев в Москве еще много, и ни один из них пока не подал заявку на включение в список.
Но и этого безумному путинскому режиму оказалось мало. Были приняты законы, направленные против тех, кто "взаимодействует с иноагентами". Не знаю, родственников вроде пока не трогали, но в издательствах, которые издавали книги писателей-иноагентов, прошли обыски, в книжных магазинах были конфискованы тиражи, организаторы концертов и создатели телепередач должны были следить за тем, чтобы ни один иноагент не просочился в репертуар. Недостаточно бдительно следил – сам попадешь в переплет.
По предложению зампредседателя Комитета Госдумы по культуре Елены Драпеко актеров-иноагентов теперь нельзя приглашать на съемки. "Я считаю, не надо давать право этим артистам сниматься в новых картинах за бюджетный счет, но старые картины надо оставить себе, зачем отказываться от нашего достояния", — считает депутат, в прошлом неплохая актриса.
Одновременно был взят курс на то, чтобы иноагенты не получали не только "зарубежное финансирование", но вообще любое финансирование. В феврале 2024 года Госдума РФ приняла закон, запрещающий "размещать рекламу на сайтах иностранных агентов, в их блогах, социальных сетях и иных площадках". Писатели и музыканты вдруг обнаружили, что некоторые издатели и театры перестали перечислять гонорары. Было запрещено любое государственное финансирование иноагентов (так, ученые лишились грантов на проведение исследований). Подчеркну: это не об иностранном финансировании идет речь, а о своем родном, российском.
Так постепенно, шаг за шагом, по щепотке, непонятные иностранные агенты превратились в полноценных врагов народа. Полностью бесправных. Лишенных средств к существованию. Причем статус этот, лишающий людей их основных прав, присваивается даже не решением суда, а бумажкой, которую по пятницам, завершая рабочую неделю, выписывает чиновник Министерства юстиции. В сентябре Минюст с гордостью сообщил, что установлен рекорд: сумма штрафов с иноагентов превысила 1 миллиард рублей! Неплохое подспорье в финансировании специальной военной операции.
Но и тут точка пока не поставлена. Некий Фонд защиты национального исторического наследия обратился к спикеру Госдумы Вячеславу Володину с инициативой о конфискации всего имущества и его обращении в доход государства у граждан, внесенных в реестр иностранных агентов:
"На территории РФ и за ее пределами находятся медийные лица, а также граждане со статусом иностранного агента, которые по своим личным убеждениям или за денежное вознаграждение, поступающее от иностранных спецслужб, позволяют себе негативно и лживо высказываться о действиях Вооруженных сил РФ или открыто призывают к внутренним беспорядкам, критикуя решения, принимаемые руководством нашей страны. Это нарушает принципы национальной безопасности и принципы социальной справедливости", — говорится в тексте обращения, распространенном ТАСС.
Можно не сомневаться: они и эту высоту возьмут. Как говорил товарищ И. В. Сталин: "Нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики!"
Андрей Мальгин – журналист и блогер
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода