Майнинг криптовалют превратился в новую статью российского экспорта, заявил заместитель руководителя администрации Путина Максим Орешкин.
Ранее Банк России оценил предполагаемую сумму накоплений граждан в биткоинах. По состоянию на конец сентября это 597 млрд рублей. На Еthereum предполагаемо приходилось 154 млрд рублей, на другие криптовалюты - 209 млрд рублей. Всего около триллиона рублей.
Радио Свобода обратило внимание на создание криптовалюты A7A5, общий её оборот к июлю достиг $41,2 миллиарда, к августу – $51,2 миллиарда. По состоянию на ноябрь объем операций с A7A5 достиг $79 миллиардов, говорят данные сервиса Chainanalysis. Это очень большой оборот, по словам экспертов. Криптовалюту создала компания ООО "A7". Её филиал во Владивостоке по видеосвязи открывал Владимир Путин.
"Токен A7A5 – это уникальный инструмент для обхода санкций", – говорит Эндрю Фирман, глава отдела национальной безопасности и разведки в Chainalysis.
Речь не только об обходе санкций. По словам экспертов, Кремль хочет построить параллельную финансовую систему за пределами существующих сетей, где доминируют западные банки и доллар США.
Все больше европейских стран вводят уголовную ответственность за нарушение и обход антироссийских санкций. Исполняется директива 2024/1226, её приняли на уровне Евросоюза весной 2024 года.
Среди умышленных действий, за которые страны ЕС должны наказывать нарушителей, в том числе: прямое или косвенное предоставление средств или экономических ресурсов в распоряжение или в пользу подсанкционного лица, в нарушение запретов, установленных санкциями ЕС; предоставление финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности, которые запрещены или ограничены санкциями ЕС; предоставление иных услуг, которые запрещены или ограничены санкциями ЕС.
Как Россия обходит санкции с помощью криптовалюты, обсуждаем в программе "Лицом к событию" с экономистом Борисом Грозовским.
Несмотря на санкции, Индия продолжает скупку российской нефти, а Россия налаживает импорт через криптовалюту, привязанную к курсу рубля. Еврокомиссия внесла Россию в список стран с высоким риском отмывания денег и финансирования терроризма. Новый пакет санкций Евросоюз отложил. Владимир Путин прибыл в Нью-Дели, столицу Индии, с довольно большой делегацией. Индия остаётся одним из ключевых российских торговых партнёров, например, по закупкам нефти она уступает только Китаю, невзирая на санкции и тарифы Дональда Трампа. В целом товарооборот между Россией и Индией за 5 лет, из них почти четыре пришлись на войну, вырос в разы, пишет BBC (по нашим уточнениям, примерно в 8,5 раз). ВТБ открыл в Индии филиал. Газпромбанк и Альфа-банк тоже этого хотят, сообщает агентство Reuters. Но есть и менее традиционные способы оплаты товаров в обход санкций. Их российские власти активно изучают и частично легализуют, вопреки желанию Центробанка. Подробнее в нашем сюжете:
Индия постепенно отказывается от российской нефти, или только сокращает объём, и поэтому предлагает разнообразить товарооборот с Россией? Комментирует Борис Грозовский:
– Индия сокращает закупки российской нефти, Америка ввела вторичные санкции и санкции против Лукойла, у индийских НПЗ нет других вариантов. Едва ли полностью откажутся, тем более что последние сигналы, то есть американские попытки помирить Россию и Украину, предполагают быстрое снятие санкций. Индия на это смотрит, соответственно, не думает отказываться полностью, но закупки будут сокращены.
Не видно больших прорывов
А что касается обратного импорта России потребительских товаров из Индии, тут другая ситуация. Россия заинтересована в том, чтобы насытить потребительский рынок индийскими товарами. Но здесь не видно больших прорывов в последние годы, объёмы экспорта из Индии в Россию сокращались. Связано это с токсичностью России, с затруднённостью банковских проводок. Деньги, которые Россия выручает от экспорта нефти в Индию, зачастую на несколько месяцев зависают в Индии, потому что российские компании не могут их вернуть. Есть гигантское количество сложностей у тех, кто пытается организовать увеличение индийского импорта в России.
А как быть с российским экспортом нефти, учитывая и давление на теневой флот, и постепенное сокращение закупок? Идут переговоры о мире, возможно, индийская сторона может их воспринимать, как позитивные. При этом Владимир Путин в своей публичной риторике даёт понять, что мир не настолько близок.
– Вопрос в том, будут ли введены усиленные вторичные санкции. Мне кажется верным высказывание Уильяма Браудера, это бывший глава Hermitage Capital (помните дело Магницкого?). Он хорошо понимает нюансы российской политики. Браудер сказал, что вся эта “спецоперация” на 28 пунктов, то ли Дмитриева и Ушакова, то ли Трампа – это попытка добиться двух вещей. Во-первых, чтобы не были введены усиленные американские санкции против России, которые республиканцы готовы были принять несколько месяцев назад. И второе - не дать европейцам профинансировать в 26-27 годах потребности Украины, и военные, и мирные, за счёт выдачи им так называемого репарационного кредита. Это кредит, обеспеченный замороженными российскими резервами. Такова была цель, и пока это получается.
В материале коллег о первом стейблкойне, привязанном к рублю, упоминались китайские физические и юридические лица, но финансовый поток слишком широк, чтобы списать его только на инвестиции в крипту. Пойдёт ли Индия на схожую схему и на контакты с Россией через специально созданную крипту?
– Использование криптовалюты растёт. Американские и европейские органы, которые захотят наложить на это санкции, смогут это сделать. Было несколько и санкций против криптовалютных бирж, и аресты их собственников, создателей, и так далее. Нельзя сказать, что крипта – это средство, которое, как волшебная палочка, позволяет обойти все ограничения и спокойно торговать. В то же время санкции всегда запаздывают, отстают от реальной жизни на несколько месяцев. Если предположить, что санкции вводятся быстро, оперативно, отслеживаются финансовые потоки, крипта может позволить организовывать схемы для экспорта и импорта, которые работают в течение какого-то времени. Затем санкционирующие органы это прикрывают.
Крипта позволяет обходить банковскую систему
Можно как-то перенастроить, открыть другую биржу, выпустить ещё один стабильный коин, и так далее. В нынешней ситуации санкции вводятся с гигантским опозданием, и у Америки нет большого желания вводить новые санкции, и в Европе большие разногласия. Учитывая всё это, крипта позволяет обходить банковскую систему, выстраивать цепочки взаиморасчётов на некоторых этапах. Потом банковские сделки включаются, но на некоторых этапах трансграничных расчётов крипта вклинивается в цепочку. И это позволяет осуществлять расчёты, если контрагенты не боятся попасть под санкции. Если боятся, то они на эти сделки не пойдут, ни с криптой, ни без крипты.
Опыт Венесуэлы показывает, что в целом можно жить на нефти за криптовалюту. Положение хрупкое, но в целом стабильное. Поможет ли такой обход санкций России, учитывая её госбюджет, который ушёл в дефицит?
– Россию и Венесуэлу не очень корректно сравнивать. Венесуэла – это всё-таки небольшие объёмы. У России гигантский и экспорт, и импорт. Большие партии таким образом обслуживать сложно, хотя какие-то транзакции проводить можно. Часть расчётов можно провести вместо банка через крипту. Но конечным получателем средств, с одной стороны, будет экспортирующая компания, в случае России – нефтяная или газовая. С другой стороны, компания, которая ресурсы закупает, это может быть не нефть и газ, а удобрения, древесина, металлы.
Это вопрос санкционной политики
На другом конце будет либо индийский НПЗ, либо китайская компания, либо казахская компания, которая будет эту нефть смешивать со своей и потом экспортировать, чтобы она была очищена от санкций. Разные можно схемы выдумать, но после крипты там будет конечный бенефициар, если можно так выразиться. Это вопрос санкционной политики. Дальше вопрос: что делают Штаты и Европа? Если они вводят вторичные санкции бескомпромиссно, энергично, последовательно и быстро, тогда никакая крипта не защитит. У индийской или китайской компании не будет желания попасть под санкции, потому что торговля с Россией – не единственное, чем она занимается. Она и с Европой торгует, и со Штатами, и ей совершенно нежелательно попасть под санкции. А если санкции вводятся с опозданием, против избранного числа контрагентов, не против всех, против единиц, тогда компании чувствуют, что можно этим заниматься, и продолжают.
Владимир Путин в Нью-Дели заявил, что торговля нефтепродуктами и нефтью с Индией идёт абсолютно ритмично, и отношения России и Индии не причиняют вреда третьим странам. Открытие офиса ВТБ в Нью-Дели и желание других банков там оказаться – это символический шаг в торговых отношениях? Или уже освоение нового рынка?
– Это практический шанс, это попытка решить проблему, связанную с тем, что вот российские нефтяные компании продали нефть индийским, и дальше средства зависают, были случаи, когда они зависали на полгода. С другой стороны, Россия нуждается в импорте. Но для того, чтобы деньги, которые выручила от продажи нефти в Индию нефтяная компания, перевести в импорт, купить что-то нужное российскому рынку в Индии, нужны банки, потому что ни Сургутнефтегаз, ни Лукойл, ни Роснефть не будут импортировать потребительские товары. Нужно финансовое посредничество, поэтому они туда стремятся.
Индия оскорблена политикой Трампа
Индия готова, кажется, на расширение сотрудничества с Россией. Конечно, она боится санкций, а с другой стороны, Индия (были заявления официальных лиц) оскорблена политикой Трампа, из-за высоких пошлин. Индия, как один из союзников США, была к этому удару не готова. Это удар по национальному достоинству. Пытаясь понять, что делать, начинают посматривать в другие стороны. Китай – это соперник, соответственно, они начинают посматривать в сторону России. Сделка по подводной лодке, если это соответствует действительности, как раз из этого ряда.
В Евросоюзе отложили обсуждение очередного пакета санкций против России, но Еврокомиссия внесла Россию в список стран с высоким риском отмывания денег и финансирования терроризма. Эта серьёзная мера коснётся не только чиновников и предпринимателей, которых причисляют к развязыванию войны, но и, как полагают эксперты, рядовых россиян, тех, кто не живёт в России и имеет счета в зарубежных банках. Подробнее об этом – в нашем сюжете:
Какие последствия и для российской экономики, и для россиян, которые не проживают на территории РФ, можно прогнозировать? Отвечает Борис Грозовский:
– Россия в этом списке присоединяется не только к Северной Корее, Ирану, Афганистану, Венесуэле, Сирии. Список был расширен в августе этого года, Евросоюз добавил Алжир, Анголу, даже есть территория Монако. Основания включить в этот список Россию есть. Главное – финансирование частных военных компаний, ЧВК Вагнер, как террористической компании. Российский бюджет финансирует это. Кроме того, ЧВК Вагнер – это ещё и российское взаимодействие с Ираном, Северной Кореей, с Талибаном. На основании этого можно сказать, что Россия поддерживает режимы и организации, которые Евросоюз считает террористическими, поэтому она достойна попадания в этот чёрный список. Это что касается основания.
Банки будут смотреть на любые транзакции
А что будет означать попадание в этот список? Это не тотальный запрет, это означает, что банки должны будут смотреть на любые транзакции, в которых принимают участие российские юридические или физические лица, с удвоенным вниманием рассматривать их. Не сможет обычный банковский менеджер утвердить какой-нибудь перевод из одного банка в другой. Это должен будет утвердить кто-то на уровне контрольного отдела банка, старшего менеджмента. Каждая такая сделка окажется проблемой для финансовых менеджеров, и они будут стремиться себя обезопасить от заполнения бумаг, которые объясняют, почему они эту сделку проводят, несмотря на риски. Что финансовые институты в такой ситуации делают? Стремятся иметь поменьше дел с такими с такими клиентами, раз они токсичные, регулятор может спросить, почему совершена транзакция.