Муниципалитет болгарской столицы Софии принял окончательное решение о необходимости переноса главного памятника советского периода, а ведущие политические силы впервые пришли к согласию по этому вопросу.
23 февраля софийский учёный-эколог Светлозар Раянов разбил специально купленным молотком табличку с надписью на памятнике советской армии-"освободительнице", как на ней говорится, установленном от имени "благодарного болгарского народа". Издеваться над целым народом некорректно, сказал Раянов журналистам. Эта армия принесла нам коммунизм на 45 лет – не говоря о том, что на территории Болгарии нет ни одного погибшего советского солдата, чтобы утверждать, что этот памятник – солдатский. "Я чту память русских воинов, отдавших свои жизни за освобождение Болгарии от турецкого владычества, ничего не имею против Государства Россия, у меня много русских друзей, – отметил ученый. – Кроме тех причин, о которых я сказал, мой протест направлен против режима Путина, против войны, которую он ведет против Украины и своего собственного народа".
Обвинений Раянову не предъявлено.
Софийский памятник и история
Первоначально решение убрать монумент с занимаемого им места в Княжеском саду Софийский общинный совет принял ещё в 1993 году. Противники памятника всегда указывали на его полное несоответствие истории. Несмотря на давление со стороны Германии, Болгария, которая после 1 марта 1941 года была ее союзником, не объявила войну СССР, а в начале сентября 1944 года заявила о своём нейтралитете. Она предъявила ультиматум немецким войскам с требованием покинуть страну и начала их разоружение. Тем не менее 5 сентября Советский Союз объявил войну Королевству Болгария. Последовавшее вторжение Красной армии послужило сигналом для прокоммунистического восстания в Софии, завершившегося 9 сентября свержением Регентского совета и установлением власти Отечественного фронта. Подконтрольные коммунистам репрессивные органы руками так называемых народных судов уничтожили десятки тысяч несогласных с новым режимом, прежде всего представителей образованного класса – учителей, предпринимателей, священников, а через болгарский ГУЛАГ прошло около 200 тысяч человек. Как свидетельствовала "Чёрная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии", в составлении которой участвовал знаменитый французский историк Николя Верт, "чистки, проходившие во многих странах при непосредственном участии Советской армии, рождали в душах людей глубокий страх, поскольку жертвами становились не только те, кто оказывал активную поддержку нацистам или местным фашистам, но и множество ни в чём не повинных людей".
45-метровое, остающееся самым высоким в Европе в данной категории сооружение (после демонтажа аналогичного объекта в Риге) болгары называют не иначе как МОЧА (аббревиатура слов "монумент оккупационной Красной армии"). В последние тридцать лет, в постсоциалистический период, несоразмерный столичному пейзажу монумент пережил бесчисленные случаи "интерактивного воздействия" со стороны горожан. Самые разные люди, начиная со школьников, писали на нём протестные лозунги, обливали краской, чаще в годовщину значимых событий в истории соцлагеря, таких как советское вторжение в Чехословакию и вмешательства в других странах, или, наоборот, выражали симпатии, например, нанося на него цвета украинского флага. Одним из самых заметных проявлений подобного рода стала художественная акция в сентябре 2021 года со стороны бывшего кандидата в мэры Софии, банкира Мартина Заимова, приходящегося внуком болгарскому генералу, Герою Советского Союза Владимиру Заимову. Его действия были признаны "правом гражданина на выражение своей политической позиции".
Как отмечал болгарский писатель Александр Шпатов, объект в Софии был возведён не в память о победе над нацистской Германией и солдатах, отдавших жизни за эту победу, а в чисто пропагандистских целях. Монумент давал материальное выражение идее того, что власть коммунистов в Болгарии будет гарантирована оккупационной Красной армией. Поэтому не случайно, что памятник был открыт в 1954 году, сразу после окончательной ликвидации горянского партизанского движения – одного из первых и самых продолжительных проявлений сопротивления коммунистическому режиму после Второй мировой войны. Сам Любомир Далчев, напоминал Шпатов, автор некоторых композиций памятника, в открытом письме по случаю дискуссий вокруг решения Софийского совета о демонтаже МОЧА в 1993 году назвал это сооружение "олицетворением рабства".
Попытки представить оккупацию как благо – дело настолько неблаговидное, что сегодняшняя Россия сама постепенно начала дистанцироваться от нее, пишет публицист Иво Инджев. Российский посол Элеонора Митрофанова, например, подчеркивая, насколько русофильским всегда был болгарский народ, ссылается на XIX век, а не на сентябрь 1944 года, когда Красная армия "освободила" Болгарию, которая в тот момент не была оккупирована враждебными СССР силами и не оказывала сопротивления. Тем не менее, акцию профессора Раянова посольство назвало "кощунственной", а через несколько дней, по случаю национального праздника, призвало болгарский народ вернуться к "конструктивному и взаимовыгодному сотрудничеству".
Русские и болгары должны жить по-братски? Какое лицемерие!
"Русские и болгары должны жить по-братски? Какое лицемерие! – возмутился по этому поводу обозреватель Пётр Чолаков. – "Может, мы и внесли вас в список недружественных стран, но в душе мы чувствуем, что вы братья". Именно таким лукавым тоном Кремль пытается соблазнять. Агрессору странно и смешно говорить о братском долге. Россия всегда пыталась дирижировать политическими и экономическими процессами в Болгарии, водить общественное мнение за нос. После того как наша страна стала членом НАТО и ЕС, российские попытки влияния продолжались с еще большей интенсивностью: через энергетические проекты, такие как "Южный поток" (остановленный Еврокомиссией) и "Турецкий поток"; через рычаги влияния на службы безопасности и судебную систему; через пятую колонну в политических партиях и СМИ; через дезинформацию и "классические методы", такие как покушения на убийство и саботаж. Вместо того чтобы читать нотации болгарам, г-же Митрофановой лучше бы на этот раз держать рот на замке".
Решение общинного совета Софии тридцатилетней давности о судьбе памятника поначалу саботировалось, упираясь в отсутствие у исполнителей "политической воли", а в последнее полтора десятка лет – главным образом из-за позиции Бойко Борисова, ныне уже бывшего премьера, но по-прежнему председателя одной из самых популярных политических сил в стране – партии "Граждане за европейское развитие Болгарии" (ГЕРБ). Из-за корыстных, как стало выясняться, политических и экономических соображений он избегал всякого осложнения отношений с Москвой, которая, в свою очередь, чем дальше, тем больше цеплялась за формальные признаки лояльности к себе со стороны бывших социалистических сателлитов. Теперь, в первую годовщину вторжения в Украину, Борисов высказался иначе и весьма категорично – за безотлагательный демонтаж памятника, напрямую связав свою позицию с актуальной обстановкой: "Сейчас все совершенно по-другому. Сотни тысяч людей погибли, города разрушены, это варварская агрессия. Это не освободительная война, как ее пытается назвать Путин". Первым делом надо снять с сооружения табличку с выражением благодарности за "освобождение", подчеркнул Борисов. Адекватность этой надписи сомнительна, что следует из недавно обнаруженных документов болгарской компартии, поскольку была предложена самой партией, а не надлежащим государственным органом – советом министров, министерством культуры или каким-либо другим.
Это варварская агрессия. Это не освободительная война, как ее пытается назвать Путин
Итак, на совещании 9 марта муниципальный совет Софии окончательно постановил перенести памятник Советской армии из центра столицы и объявить конкурс для оформления освободившегося пространства – например, в виде памятника болгарской государственности. За проголосовал 41 член совета, против – 14, один воздержался. Совет поручил мэру Софии Йорданке Фандыковой содействовать реализации решения при соблюдении всех процедур согласования с тем, чтобы монумент был перенесен в Музей социалистического искусства или в другое подходящее место. При этом, хотя памятник установлен на муниципальной земле, он является государственной собственностью и местные власти не могут убрать его самостоятельно, без согласия и содействия правительства. Однако теперь у властей не будет, пожалуй, оснований для препятствования этому.
Устранение памятника поддерживают проевропейские политические партии – "Продолжаем перемены" (ПП) экс-премьера Кирила Петкова и "Демократическая Болгария" (ДБ). Этим двум партиям (они составляют предвыборную коалицию) и ГЕРБу в совокупности опросы прочат более половины голосов избирателей на предстоящих 2 апреля внеочередных парламентских выборах. По мнению некоторых обозревателей, общая позиция ГЕРБ – ПП – ДБ по вопросу о софийском памятнике может стать каким-то основанием для будущего коалиционного управления Болгарией, которая уже два года живёт без постоянного кабинета министров.
А вот у пророссийской партии "Возрождение" во главе с Костей Копейкиным, как называют ее лидера Костадина Костадинова, решение городских властей вызвало резкое возмущение. Её представители забросали двери и фасад городского совета яйцами с криками "Смерть фашизму", пообещав, что в следующий раз людей будет "в тысячу раз больше" и они принесут не яйца, а что-то другое.